В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей. Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами - учиться становится сложнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности девятиклассников»
Возрастные особенности девятиклассников
В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей. Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам - появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами - учиться становится сложнее.
Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.
Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.
«Оставьте меня в покое»
Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни. Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно - чтобы их наконец-то оставили в покое. Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).
Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, - можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники. В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования - поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности. Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.
Самостоятельный выбор
Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» - родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению. Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.
Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели. Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала. Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.
Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.
Куда пойти учиться
Построение жизненных планов и перспектив - важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее, и важнейший шаг здесь - выбрать ту или иную форму завершения среднего образования. Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.
Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий. С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» - или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.