Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного 5-7 лет и младшего школьного возраста.
Тема: «Волшебное путешествие».
Провела Шушканова Ирина Юрьевна
Вид занятия: - коррекционно - развивающее занятие.
Цель занятия: способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умений понимать и выражать своё эмоциональное состояние, учить распознавать чувства других людей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей умения выражать свои чувства в мимике, пантомимике, речи.
2. Совершенствовать умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике)
Развивающие:
1. Развивать у детей умения выражать в речи свои чувства, понимать причинно-следственные связи между событием и настроением в процессе беседы «Разные настроения»
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, вызвать желание помочь Королеве Страны Чувств.
Предварительная работа:
- ознакомление с различными чувствами и их значением в жизни каждого человека;
- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).
Виды деятельности: двигательная, музыкально-ритмическая
Методы: словесные, наглядные, игровые
Формы организации детей на занятии: групповая.
Материалы и оборудование: фотографии и картинки детей с различными эмоциями, «письмо королевы», конверты с заданиями, 3 ключа, 3 замочка, воздушные шарики по количеству детей + 1 в сундучок со смайликом - «Радость», сундучок, мячик, аудиозаписи, магнитофон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебное путешествие»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 133.
г. Комсомольск-на-Амуре»
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного 5-7 лет и младшего школьного возраста.
Тема:«Волшебное путешествие».
Провела Шушканова Ирина Юрьевна
Вид занятия: - коррекционно - развивающее занятие.
Цель занятия: способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умений понимать и выражать своё эмоциональное состояние, учить распознавать чувства других людей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей умения выражать свои чувства в мимике, пантомимике, речи.
2. Совершенствовать умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике)
Развивающие:
1. Развивать у детей умения выражать в речи свои чувства, понимать причинно-следственные связи между событием и настроением в процессе беседы «Разные настроения»
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, вызвать желание помочь Королеве Страны Чувств.
Предварительная работа:
- ознакомление с различными чувствами и их значением в жизни каждого человека;
- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).
Виды деятельности: двигательная, музыкально-ритмическая
Методы: словесные, наглядные, игровые
Формы организации детей на занятии: групповая.
Материалы и оборудование: фотографии и картинки детей с различными эмоциями, «письмо королевы», конверты с заданиями, 3 ключа, 3 замочка, воздушные шарики по количеству детей + 1 в сундучок со смайликом - «Радость», сундучок, мячик, аудиозаписи, магнитофон.
Содержание
Вводная часть
Звучит музыка «В каждом маленьком ребенке…» дети входят в зал.
Ритуал приветствия. Дети встают в круг, мальчик-девочка. Ребята, мы знаем разные способы поздороваться. Как мы поздороваемся сегодня? Сегодня мы поздороваемся ладошками... Приготовились…Здравствуй, Настя, я рада встрече с тобой.
Психолог: «Ребята, сегодня в детский сад почтальон для Вас что-то принес. Как вы думаете, что это? »
Дети: «Письмо».
Психолог: «Хотите узнать от кого и что Вам написали? »
Дети: «Да! Хотим».
Психолог: «Ой, это же письмо от Королевы Страны Чувств! Хотите узнать, что Вам пишет Королева?». (Психолог читает письмо):
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Королева Страны Чувств. Правила я страной много лет и были у меня верные слуги - чувства: Радость, Удивление, Грусть, Злость и Страх. Однажды случилась беда. Грусть, Злость и Страх захватили власть в моей стране, схватили Радость и спрятали ее в большом сундуке. Теперь жители моей страны все время плачут, грустят, ссорятся и даже дерутся друг с другом. Ребята, помогите мне, освободите Радость. Если вы покажете свои знания и умение различать чувства, то сможете найти (расколдовать) три ключа от замков и вызволить Радость из сундука. С надеждой, Королева Страны Чувств».
Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Вам жаль жителей страны Чувств? Как нам поступить в этой ситуации? »
Дети: «Давайте освободим Радость! »
Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! Выполняя различные задания, мы сможем добыть волшебные ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь Королеве и жителям Волшебной Страны. А чтобы попасть в Волшебную Страну мы скажем волшебные слова.
Психолог: «Повторяем за мной: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос шафорос, барики, шарики! Мы хотим попасть в Волшебную Страну Чувств» (Дети повторяют за психологом слова).
Музыка волшебного превращения.
Психолог: «Вот мы и в Стране Чувств. И чтобы получить первый ключ, мы должны выполнить первое задание. Итак, в путь! Посмотрите, ребята, впереди какие-то картинки! Давайте подойдем и посмотрим. Это необычные, а волшебные картинки, нам нужно их расколдовать, сказать, какие чувства они изображают».
(Дети с психологом подходят к ближе мольберту и рассматривают картинки, узнают по выражению лица, что испытывает девочка и придумывают в какой ситуации это может произойти)
Игра 1 «Угадай настроение».
Цель: введение в занятие, развитие способности определять эмоциональные состояния людей
Педагог-психолог: Какое чувство у девочки на этой картинке?
Дети: она радуется …
Педагог-психолог: Что происходит с этим мальчиком?
Дети:он испугался, кричит…
Педагог-психолог: А как можно сказать по-другому? Катя, а ты как думаешь?
Дети: он громко кричит, боится…
Педагог-психолог: Да, этот мальчик сильно испугался, а по-другому можно сказать, что у него возникло чувство ужаса. Ужас – это сильный страх.
Педагог-психолог: Обратите внимание - вот на эту картинку. Что происходит с эти мальчиком?
Дети: он удивляется…
Педагог-психолог: А какое чувство на этой картинке?
Дети: грусть….девочка грустит..
Педагог-психолог:А что за чувство у этого мальчика?
Дети: мальчик сердится, злится…
Педагог-психолог: А как называется сильная злость?
Дети: гнев
Педагог-психолог: Молодцы! Ребята вы узнали все чувства.
Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем изобразить эти чувства перед зеркалом.
Педагог-психолог: Молодцы, у всех хорошо получилось!
Житель волшебной страны «хранитель» отдает первый ключ и следующее задание.
Психолог: Вот и первый ключ! И следующе задание (в конверте)
Музыка «Звуки океана»
«А теперь нам надо двигаться дальше. Мы весело шагаем и немного поиграем! Ребята, мы на морском берегу. Задание называется «Морские фигуры».
Игра 2«Морские фигуры».
Цель: совершенствование способности выражать эмоциональные состояния с помощью мимики и пантомимики.
Психолог: Я буду называть чувство, а вы должны изобразить его. (Дети изображают разные фигуры, используя жесты, мимику и пантомимику).
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, радостная фигура замри!
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, грустная фигура замри!
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура злости замри!
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура страха замри!
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, удивленная фигура замри!
Молодцы! Здорово мы поиграли, и разные фигуры все показали.
Психолог: «Давайте теперь присядем, отдохнем немного», а «хранитель» отдает второй ключ и следующее задание в конверте.
«Вот и второй ключ! И следующее задание, оно называется «Разные настроения».
Беседа-размышление 3 «Разные настроения».
Цель: проработка эмоциональных состояний: грусть, страх, злость, удивление и радость. Развития доброжелательного отношения к окружающим людям.
Ребята, в каких ситуациях нам бывает грустно? (дети немного думают). Сейчас каждый из вас продолжит предложение «Я грущу, когда… » (когда со мной никто не играет, когда я болею, когда у меня что-то не получается)
Ребята, в каких ситуациях нам бывает страшно? (дети немного думают). Сейчас каждый из вас продолжит предложение «Мне страшно, когда… » (когда я один дома, когда я болею, когда на меня кричат)
Ребята, а в каких ситуациях мы злимся? (дети немного думают). Сейчас каждый из вас продолжит предложение «Я злюсь, когда… » (когда со мной никто не играет, когда я болею, когда у меня что-то не получается)
Ребята, какие ситуации нас удивляют? (дети немного думают). Сейчас каждый из вас продолжит предложение «Я удивляюсь, когда… » (когда получаю подарок, когда за мной приходят рано, когда встретил друга)
Ребята, подумайте в каких ситуациях у нас бывает радостное настроение?
Сейчас каждый из вас продолжит предложение «У меня радостное настроение, когда… » (когда дарят подарки, когда со мной играют друзья, когда рядом мама)
Как выдумаете: «Что нужно делать, чтобы было хорошее настроение? »
Психолог: Молодцы! Ребята и я думаю, чтобы было хорошее настроение нужно дарить друг другу подарки, дружить, помогать друг другу, если что-то не получается, быть вежливыми к окружающим, доброжелательными.
О своих чувствах мы можем рассказать, а еще мы можем показать руками или пальчиками.
Пальчиковый этюд 4. «Поссорились-, помирились»
Цель: развитие мелкой моторики, невербальных средств изображения эмоциональных состояний.
Психолог: Дети представьте, что ваши пальчики стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Давайте выберем пальчик на одной руке – Сашу, пальчик на другой руке - Машу. И покажите как два пальчика поссорились друг с другом, а затем помирились.
Психолог: Молодцы! Какие дружные пальчики! Мы отдохнули. Прислушайтесь…., музыка зовет нас в путь за последним ключиком.
Вы должны двигаться так, как подсказывает вам мелодия.
КОМПЛЕКС 5 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА».
Цель:саморегуляция и снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов
Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную - резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую - тонкие, изящные, нежные; под спокойную музыку - стоят без движения и «слушают» свое тело.
Психолог: Молодцы ребята. Вот и третий ключ!. (берет ключ у «хранителя»)
Мы собрали и расколдовали все ключи. Смотрите, что это перед нами?»
(Дети с психологом подходят к сундуку).
Психолог: «Эти замочки не простые волшебные. Внимательно посмотрите и догадайтесь, какой ключ, к какому замку подходит».
(Дети подбирают ключи к замкам на каждом ключике и замочке ленточка соответствующего цвета (красная, синяя, зеленая…), сундук открывается и перед глазами детей появляется шарик со смайликом).
Психолог: «А вот, ребята, и радость! Мы ее освободили». «Я думаю, что Королева очень довольна! Она благодарит Вас, ребята, за отзывчивость и хочет поделиться с вами своим хорошим настроением! И дарит вам эти воздушные шарики!».
Дети: «Спасибо».
Психолог: «Свою задачу мы выполнили, помогли Королеве, пора возвращаться из Страны Чувств.
Психолог: «Повторяем за мной: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос шафорос, барики, шарики! Мы хотим вернуться в свой детский сад!» (Дети повторяют за психологом слова).
Музыка волшебного превращения.
Рефлексия:
Психолог: «Давайте теперь присядем и поговорим, вам понравилось наше путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? Что нового мы сегодня узнали?
Дети: отвечают….(Дети по очереди высказывают свое мнение).
Психолог: «А теперь давайте попрощаемся. Будем передавать мячик друг другу и говорить какие-нибудь добрые, ласковые, нежные пожелания».
(Дети выполняют задание).
Психолог: «Мне понравилось с вами сегодня путешествовать! Спасибо, до свидания, до новых встреч, ребята!
Звучит музыка «Вместе весело шагать по просторам…»
Литература:
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М., 2005
Картотека игр на формирование основ эмоционального интеллекта.
Материалы интернет ресурсов
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.- М., 2000