Просмотр содержимого документа
«Вместе мы сильнее»
Тренинг по профилактике ПАВ «Вместе мы сильнее»
Введение
Употребление наркотических средств и других психоактивных веществ является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и токсикомании в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию
России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Средний возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. Просматривается тенденция к постоянному снижению возраста ранних проб психоактивных веществ.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинут целый рад проблем, одной из которых является неподготовленность педагогов к организации педагогического процесса по предупреждению и преодолению проблем в поведении подростков. В поле зрения учителя оказываются, прежде всего, интеллект, операциональная успешность, а не ценностные ориентации личности обучающегося, особенности его самоорганизации, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, обеспечение эмоциональной поддержки детей.
связи с этим отмечается отсутствие у большого числа педагогов необходимых знаний о факторах, способствующих формированию асоциального поведения, среди которых значительное место занимает школа; конкретной ситуации развития подростка и его проблемах; особенностях его ближайшего окружения; сущности профилактической деятельности.
Для того чтобы расширить кругозор педагогических работников в сфере профилактики употребления ПАВ, нами был разработан тренинг по профилактики ПАВ «Вместе мы сильнее».
Цель тренинга – совершенствование знаний педагогов общеобразовательных учреждений в сфере профилактики употребления психоактивных веществ.
Задачи:
1. Создать информационное поле по профилактике ПАВ;
2. Развить социальные навыки и улучшить общую социальную компетентность (навыки общения, проявления инициативы, умения вести диалог, навыки защиты собственной позиции) с помощью тренинговых упражнений;
3. Формировать устойчивую мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья обучающихся.
План проведения
Тренинг по профилактике ПАВ «Вместе мы сильнее» Место проведения:
Сроки проведения:
Целевая аудитория: педагоги
Ведущий: региональный специалист А.С.Дубель.
Методы работы: тренинговые упражнения, управляемая дискуссия, работа с моделью «Остановись и подумай».
Оборудование: доска (ватман), компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация, мяч, карандаши, чистые листы формата А1, ромашки (по числу участников).
Ход занятия:
№
Мероприятие
Время
Ответственный
п/п
1.
Приветствие. Введение в тему тренинга
5
мин.
Педагог-психолог
2.
Упражнение «Что мне важно знать?»
5 мин.
3.
Дискуссия по теме занятия. Обсуждение.
25 мин.
4.
Игра «Никто не знает, что я…»
5 мин.
5.
Игра «Ассоциации»
5 мин.
6.
Упражнение «Черное – белое»
10 мин.
7.
Упражнение «Шаг за шагом»
25 мин.
8.
Домашнее задание
2 мин.
9.
Рефлексия. Показ презентации «Два кувшина»
8 мин.
Итого:
90 мин.
Сценарий тренинга по профилактике ПАВ «Вместе мы сильнее»
Приветствие. Введение в тему тренинга (5 мин.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нашу встречу я начну со стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так, Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!
Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема во всем мире. Человек должен быть хорошо информирован о проблемах, связанных с ПАВ, и путях их преодоления, для того чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Проблема употребления ПАВ
– это выбор и ответственность каждого человека. Поэтому сегодня мы проведем тренинг по профилактике ПАВ «Вместе мы сильнее».
Упражнение «Что мне важно знать?» (5 мин.)
Участники задают вопросы о ПАВ, ответы на которые хотели бы получить в ходе тренинга. Ведущий фиксирует все вопросы на доске или листе ватмана.
Дискуссия по теме занятия. Обсуждение (25 мин.)
Проводится дискуссия, в ходе которой группа совместными усилиями отвечает на поставленные вопросы.
Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ.
Ведущему имеет смысл задать тон серьезного и открытого разговора своим примером.
Примеры вопросов для дискуссии:
Почему люди употребляют наркотики?
Что побуждает человека впервые попробовать наркотики?
Последствия употребления?
В чем «плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
Что такое зависимость от психоактивных веществ?
Что дает людям употребление наркотических веществ?
Какие вещества вызывают развитие зависимости?
Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание?
По тем вопросам, на которые участники не смогли найти ответа, ведущий представляет достоверную информацию, противопоставляя ее мифам о наркотиках, бытующих в обществе. Проводится индивидуальная оценка ответов с целью позитивного подкрепления. Ведущий, подводя итоги, подчеркивает ответственность самого человека за вовлечение в употребление психоактивных веществ.
4.Игра«Никто не знает,что я…» (5мин.)
Всем по очереди ведущий кидает мячик со словами "Никто не знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.
Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.
Игра «Ассоциации» (5 мин.)
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». Участники должны назвать ассоциации на данные термины.
Упражнение «Черное – белое» (10 мин.)
Группа делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда-доказывает обратное и приводит аргументы «против».
Утверждения:
Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
Наркотик делает человека свободным.
Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».
Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.
Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком.
Упражнение «Шаг за шагом» (25 мин.) Ведущий зачитывает текст.
Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы
Маше тоже было хорошо. Но Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Она всю ночь не спала, думала, что делать и решила всё рассказать своей лучшей подруге, однокласснице Свете. Так и сделала. Света обещала подумать и помочь. Она рассказала всё классному руководителю, а та - директору школы. Вызвали родителей Коли в школу, рассказали про сына, Колю положили в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходил к нему. И только его друг Ваня не изменил к нему своего отношения и посещал в больнице. Когда Коля пришёл в школу, он уже твёрдо знал, что употреблять наркотики не будет больше никогда, но и поддерживать отношения с Машей тоже не собирается.
Ведущий: Главные действующие лица этой истории должны были сделать свой выбор, принять решение. Мы ежедневно принимаем массу решений, но есть
такие, которые сильно влияют на нашу жизнь, т.е. жизненно-важные решения. Для принятия таких решений полезно использовать модель принятия решений «Шаг за шагом».
Используя модель «Остановись и подумай!», помогите Маше принять правильно жизненно-важное решение.
Модель принятия решения «Остановись и подумай!»
(рекомендуется вывести на экран)
Шаги
Вопросы-действия
п/п
1.
Остановись.
Чего это касается? В чём заключается проблема?
(попытайтесь встать на позитивную точку зрения
Определение проблемы.
и определить позитивные стороны)
2.
Подумай.
Чего я хочу? (желаемые и возможные решения)
Определение основной
цели.
3.
Подумай.
«Мозговой штурм», касающийся желаемых и
Генерация различных
возможных решений.
вариантов решения
проблемы.
4.
Подумай о
Что может произойти?
последствиях.
5.
Определи доводы «за»
Рассмотриобестороныпоследствий–
и «против».
позитивную и негативную
6.
Решай, что делать?
Каково моё решение? (взвесь все последствия,
Принятие решения.
сделай наилучший для Вас выбор)
7.
Оцени исход.
Был ли предшествующий процесс решения
трудной для тебя работой? Если нет, то
попытайтесь проработать другой вариант
принятия решения.
Пример решения проблемы:
Проблема касается жизни и физического и психического здоровья любимого человека. Есть ли позитив? Да - Коля недавно начал употреблять наркотики, Коля любит Машу, он ей доверяет.
2-3. Я хочу ему помочь избавиться от пагубной привычки, я хочу предотвратить беду. Возможные решения:
- помочь Коле, попросить помощи у взрослых,
всё оставить как есть, отвернуться от Коли,
начать употреблять наркотики вместе с Колей
4-5. «За»:
Коля мне дорог, он мой парень, я не могу его бросить в беде,
Он мне доверяет, ему небезразлично моё мнение, ему нужна моя поддержка,
Взрослые помогут решить эту проблему, они знают, как это сделать,
Коля вернётся к нормальному образу жизни, мы будем счастливы вместе. «Против»:
Коля продолжит употреблять наркотики и однажды погибнет,
От Коли отвернутся все друзья, близкие, его ждёт одиночество,
Я тоже стану наркоманкой и меня ждёт такое же будущее…
6. Я принимаю правильное решение: помогу Коле, обращусь за помощью к взрослым (значимым)………
7. Да, мне было сложно принять решение:
возможно, сейчас меня Коля не поймёт;
я не знаю, какова будет реакция взрослых, родителей Коли…
мне всё-таки интересно, почему Коле нравится употреблять наркотики…
Домашнее задание (2 мин.)
Возьмите лист бумаги и назовите его «Остановись и подумай!». Запишите потенциально трудные для принятия решений ситуации. Используя модель принятия решений, найдите выход. В процессе принятия решений бывает полезно обсудить свои мысли с другими людьми.
Заполнение участниками тренинга анкеты, рефлексия занятия, просмотр презентации.
Ожидаемые результаты
Повышение положительной мотивации работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности;
Увеличение числа проведения педагогами тематических классных часов по данной тематики для обучающихся;
Увеличение процента обучающихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни.
Список литературы
Воробьева Т., Ялтонская А. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. – М, 2008. – 68с.
Воробьева Т., Ялтонская А. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. – М, 2008. – 46с.
Галичкина О.В.Система работы по профилактике наркомании.- Волгоград,
2006 .
Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.:
ВАКО, 2009. – 272 с.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков.-М,
2001.
Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков-М,
2003.
Приложение
Анкета «Отзыв о занятии»
Оцените по 10-балльной шкале, 10 – самая высокая оценка, насколько Вам понравилось сегодняшнее занятие_________________________________________
Что на занятии Вам понравилось больше всего?___________________________