Влияние психологической травмы на поведение ребенка
Влияние психологической травмы на поведение ребенка
Частые обращения к психологу в школе связаны с нарушением в поведении и коммуникации детей. Внимание педагогов привлекают дети расторможенные, не принимающие дисциплинарные нормы, провокационно ведущие себя, а так же дети замкнутые, нерешительные, боящиеся, порой, отвечать на уроках, которые часто бывают отвергаемы коллективом. Важным моментом при индивидуальной психодиагностике и работе с такой категорией детей является изучение анамнеза развития и жизни ребенка от перинатального периода до настоящего момента, поскольку одним из факторов, приводящим к поведенческим и коммуникационным нарушениям может быть наличие пережитой психотравмы развития или так называемой «шоковой» травмы.
Своевременное подключение к работе с ребенком психолога, а в ряде случаев и психотерапевта, подключение всей семьи к осознанию проблемы и мотивации на ее преодоление, дает положительную динамику и нивелирование проблемных ситуаций у ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние психологической травмы на поведение ребенка»
Влияние психологической травмы на поведение ребенка
Новикова Марина Александровна педагог-психолог
МБОУ Гимназия №1 г.о. Самары
Частые обращения к психологу в школе связаны с нарушением в поведении и коммуникации детей. Внимание педагогов привлекают дети расторможенные, не принимающие дисциплинарные нормы, провокационно ведущие себя, а так же дети замкнутые, нерешительные, боящиеся, порой, отвечать на уроках, которые часто бывают отвергаемы коллективом. Так же существует категория детей, внешне и в поведении ведущих себя примерно, почти не заметных, и хорошо успевающих, но, при срезовой диагностики которых, вдруг обнаруживаются показатели дезадаптации, высокой тревожности.
Важным моментом при индивидуальной психодиагностике и работе с такой категорией детей является изучение анамнеза развития и жизни ребенка от перинатального периода до настоящего момента, поскольку одним из факторов, приводящим к поведенческим и коммуникационным нарушениям может быть наличие пережитой психотравмы развития или так называемой «шоковой» травмы. При наличии такого фактора поведение ребенка трудно корректировать просто дисциплинарными приемами, обучением правильному поведению и самоконтролю. При наличии психотравмы, часть личности как-бы отделяется и живет собственной жизнью, влияет на поведение ребенка. Часто дети не могут описать причин, по которым они так или иначе себя повели. И в этом случае повелевающие интонации учителя, строгость и наказания лишь усугубляют ситуацию. Часто детей обвиняют в невоспитанности, не желании что-то делать, менять поведение. Не адаптивные моменты коммуникации и поведения приводят таких детей к нарушению взаимоотношений в классе, они становятся изгоями, нарастает конфликт с учителем, и ребенок может совершенно перестать хотеть посещать школу.
Важным является видение такой ситуации, как более сложной, чем просто не воспитанность, лень и не послушание. Своевременное подключение к работе с ребенком психолога, а в ряде случаев и психотерапевта, подключение всей семьи к осознанию проблемы и мотивации на ее преодоление, дает положительную динамику и нивелирование проблемных ситуаций у ребенка.
Какая же ситуация может быть травмирующей для ребенка?
Травмирующей для ребёнка может быть любая стрессовая ситуация, болезнь, госпитализация, переезд, потеря отношений с друзьями и другими значимыми людьми, разлука с родителями (даже незначительная по времени). Ребёнок получает травму в перечисленных ситуациях в том случае, если остаётся без поддержки родителей и без их сотрудничества. Причём поддержка только в том случае будет поддержкой, если родители дадут ребёнку столько внимания, защиты и поглаживаний (физических и психологических), сколько будет требоваться ребёнку. Реабилитация психики ребёнка может занять несколько дней, недель или месяцев, и родители должны терпеливо пройти с ребёнком эту реабилитацию до конца. Не уменьшая на протяжении всего времени количество и качество своей поддержки.
Основатель транзактного анализа (ТА) Эрик Берн так писал о детских травмах. «Обычно психика в течении дня подвергается массированному воздействию внутренних и внешних стимулов, не все из которых могут быть сразу же «ассимилированы». Следующее за этим состояние сна предоставляет возможность для такой ассимиляции. В таком случае, день можно рассматривать как «единицу эго». С этой точки зрения, функция сновидений состоит в том, чтобы ассимилировать переживания прошедшего дня. Новый день начинается с относительно «свежего» эго-состояния, и весь процесс повторяется. Если же что-либо не может быть «ассимилировано», сны могут начать повторяться, а в состоянии бодрствования у эго начинается стагнация». (Эрик Берн, Транзактный анализ в психотерапии, глава 5)
У ранней травматизации есть свои законы
1. Она всегда неожиданна. К ней нельзя подготовиться. Она застает врасплох. Она, как правило, погружает ребенка в ощущение беспомощности, неспособности защититься. Очень часто в момент травмы он впадает в эмоциональный ступор, не испытывая сильных чувств, не имея возможности позлиться или дать отпор. Он замирает и даже не знает, как к этому относится. Лишь позже эмоциональность включается, и ребенок может пережить боль, ужас, стыд, страх и т.д. Сильная, не перевариваемая психикой травма может быть вытеснена и не вспоминаться годами. Но ее постдействие продолжает работать и определять поведение человека в его уже взрослой жизни.
2. Она произошла в ситуации, когда ребенок мало, чем мог управлять. В момент травмы ребенок внезапно теряет контроль над ситуацией, потому что вся власть и контроль в этот момент, как правило, у взрослого, который, так или иначе, имеет отношение к травме. Ребенок оказывается совершенно беззащитным перед теми переменами, что привносит в его жизнь травма. И с тех пор, он практически не переносит возможной непредсказуемости, старается организовывать свой мир, тщательно продумывая возможные шаги и последствия, почти всегда отказывается от малейшего риска и болезненно реагирует на любые перемены. Тревога становится его вечным спутником, желание контролировать мир вокруг – насущной необходимостью.
3. Детская травма меняет мир. Ребенок до травмы считает, что мир устроен определенным образом: он любим, его всегда защитят, он – хороший, его тело чисто и прекрасно, люди ему рады и т.д. Травма может внести свои жесткие коррективы: мир становится враждебным, близкий человек может предать или унизить, своего тела надо стесняться, он глуп, некрасив, недостоин любви…
Например, до травмы, ребенок был убежден в своей безопасности, его мир был понятен ему, в нем отец, который говорил, что я всегда буду с тобой и всегда буду тебя защищать и мама с любящими глазами и ласковой улыбкой. Но после того как отец уходит из семьи, мир меняется. Ребенок сталкивается с тем, что того, кто должен был защищать и обещал, больше нет рядом. Мама, которая должна быть теплой и заботливой холодна и все время грустна. Мир ребенка разрушен. Доверие к взрослым потеряно.
До травмы ребенок был убежден, что папа его любит и никогда не причинит боль, но после того, как выпивший отец поднимает на дочь руку, мир становится иным: в нем мужчина, который любит, может обидеть тебя в любой момент, и тебе будет страшно, и ты ничего не сможешь сделать.
4. В последующей жизни такого человека происходит постоянная ретравматизация. То есть ребенок, даже вырастая, бессознательно «организует» и воспроизводит события, повторяющие эмоциональную составляющую травмы. Если в детском возрасте он был отвергнут сверстниками, то в своей последующей жизни в каждом коллективе он будет так влиять на поле вокруг него, что непременно вызовет отвержение окружающих, и сам же снова будет от этого страдать. Девочка, битая выпившим отцом, с большой степенью вероятности может «организовать» себе пьющего или бьющего мужа или партнера. И будет снова… жаловаться на судьбу.
5. Травмированные дети, уже вырастая, не могут позволить себе быть счастливыми. Потому что счастье, стабильность, радость, успех – это то, что было с ними до того, как травма случилась. Они были радостны и довольны, как внезапно их мир меняется, и меняется он катастрофичным образом для их детского сознания. С тех самых пор счастье и покой для них – это ощущение неминуемо надвигающейся катастрофы.
6. Травма – это не всегда одно ключевое событие. Это может быть постоянное психологическое давление на ребенка, попытка его переделать, критика, в которой он живет день от дня, его ощущение ненужности родителям, постоянное чувство вины за то, что он есть и все, что он делает. Часто ребенок вырастает с каким-то иногда плохо осознаваемым посланием: «я должен угождать», «все вокруг ценней, чем я», «никому нет до меня дела», «я всем мешаю» и любыми другими, калечащими его психику и создающими ретравматизирующую действительность.
Как дети понимают утрату?
0-2 года – Утрата воспринимается только как временная разлука.
2-6 лет – Магическое мышление; вера в всесильность – возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.
6-12 лет – Конкретное мышление – ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата» - ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа умер во сне», ребенок может бояться спать.
12 лет и старше – Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.
Не любая травма остается в психике надолго и меняет потом психологические конструкты. Только та, что не была прожита должным образом. Происходит тогда, когда у ребенка не было поддержки, ребенку невозможно было проявить свои негативные чувства, не имел возможность обсудить ситуацию травмы и сделал вывод о том, что весь мир враждебен.
Психолог, имея дело с психотравмой, работает с ребенком и его семьей. Используя средства, соответственно возрасту: игрушки, рисование, проигрывание, сказки, важно поговорить с ребенком о травмирующей ситуации. В возрасте до 10 лет, можно использовать недирективные методы работы с ребенком: организовать ему пространство и возможность проигрывать ситуацию на символическом уровне. В большинстве случаев, дети используют эту возможность, и травма начинает проявлять себя в рисунках, играх, разговорах. Психолог поддерживает ребенка в проявлении чувств.
Когда следует обратиться за профессиональной помощью
ребенок горько плачет в течение долгого времени
у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
происходят резкие изменения в поведении ребенка
заметно снижаются школьные успехи и оценки
ребенок надолго замыкается в себе
ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
ребенку снятся кошмары и нарушается сон
ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
ребенок резко худеет
ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме
Литература:
Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.
Бьюдженталь Д. Смысл текущего момента // Экзистенциальная традиция. 2006. № 2. С. 126‑146.
Левин П. Исцеление от травмы: уроки природы. Спец.выпуск: Работа с психической травмой. Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 53‑69.
Мазур Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Сб. материалов Моск. ин‑та гештальта и психодрамы. М., 1998. С. 6‑17.
Мазур Е.С. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия в России: история и перспективы развития // Экзистециально-гуманистический подход в психотерапии. М.: Смысл, 2003. С. 4‑18.
Мазур Е.С. Экзистенциально-соматический подход в работе с психологической травмой // Психология телесности / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ, 2005. С. 674‑700.
Марчер Л., Олларс Л., Бернард П. Травма рождения: метод ее разрешения // Спец. выпуск: Работа с психической травмой. Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 92-120.
Перлс Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. М., 2001.
Франкл В. Поиск смысла жизни и психотерапия // Психология личности: Тексты. М., 1982.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.
11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
Вайолет Оклендер. Скрытые сокровища. Когито-центр. Москва, 2014.