kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние психологической травмы на поведение ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частые обращения к психологу в школе связаны с нарушением в поведении и коммуникации детей. Внимание педагогов привлекают дети расторможенные, не принимающие дисциплинарные нормы, провокационно ведущие себя, а так же дети замкнутые, нерешительные, боящиеся, порой, отвечать на уроках, которые часто бывают отвергаемы коллективом. Важным моментом при индивидуальной психодиагностике и работе с такой категорией детей является изучение анамнеза развития и жизни ребенка от перинатального периода до настоящего момента, поскольку одним из факторов, приводящим к поведенческим и коммуникационным нарушениям может быть наличие пережитой психотравмы развития или так называемой «шоковой» травмы.

Своевременное подключение к работе с ребенком психолога, а в ряде случаев и психотерапевта, подключение всей семьи к осознанию проблемы и мотивации на ее преодоление, дает положительную динамику и нивелирование проблемных ситуаций у ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние психологической травмы на поведение ребенка»

Влияние психологической травмы на поведение ребенка

Новикова Марина Александровна педагог-психолог

МБОУ Гимназия №1 г.о. Самары



Частые обращения к психологу в школе связаны с нарушением в поведении и коммуникации детей. Внимание педагогов привлекают дети расторможенные, не принимающие дисциплинарные нормы, провокационно ведущие себя, а так же дети замкнутые, нерешительные, боящиеся, порой, отвечать на уроках, которые часто бывают отвергаемы коллективом. Так же существует категория детей, внешне и в поведении ведущих себя примерно, почти не заметных, и хорошо успевающих, но, при срезовой диагностики которых, вдруг обнаруживаются показатели дезадаптации, высокой тревожности.

Важным моментом при индивидуальной психодиагностике и работе с такой категорией детей является изучение анамнеза развития и жизни ребенка от перинатального периода до настоящего момента, поскольку одним из факторов, приводящим к поведенческим и коммуникационным нарушениям может быть наличие пережитой психотравмы развития или так называемой «шоковой» травмы. При наличии такого фактора поведение ребенка трудно корректировать просто дисциплинарными приемами, обучением правильному поведению и самоконтролю. При наличии психотравмы, часть личности как-бы отделяется и живет собственной жизнью, влияет на поведение ребенка. Часто дети не могут описать причин, по которым они так или иначе себя повели. И в этом случае повелевающие интонации учителя, строгость и наказания лишь усугубляют ситуацию. Часто детей обвиняют в невоспитанности, не желании что-то делать, менять поведение. Не адаптивные моменты коммуникации и поведения приводят таких детей к нарушению взаимоотношений в классе, они становятся изгоями, нарастает конфликт с учителем, и ребенок может совершенно перестать хотеть посещать школу.

Важным является видение такой ситуации, как более сложной, чем просто не воспитанность, лень и не послушание. Своевременное подключение к работе с ребенком психолога, а в ряде случаев и психотерапевта, подключение всей семьи к осознанию проблемы и мотивации на ее преодоление, дает положительную динамику и нивелирование проблемных ситуаций у ребенка.

Какая же ситуация может быть травмирующей для ребенка?

Травмирующей для ребёнка может быть любая стрессовая ситуация, болезнь, госпитализация, переезд, потеря отношений с друзьями и другими значимыми людьми, разлука с родителями (даже незначительная по времени). Ребёнок получает травму в перечисленных ситуациях в том случае, если остаётся без поддержки родителей и без их сотрудничества. Причём поддержка только в том случае будет поддержкой, если родители дадут ребёнку столько внимания, защиты и поглаживаний (физических и психологических), сколько будет требоваться ребёнку. Реабилитация психики ребёнка может занять несколько дней, недель или месяцев, и родители должны терпеливо пройти с ребёнком эту реабилитацию до конца. Не уменьшая на протяжении всего времени количество и качество своей поддержки.

Основатель транзактного анализа (ТА) Эрик Берн так писал о детских травмах. «Обычно психика в течении дня подвергается массированному воздействию внутренних и внешних стимулов, не все из которых могут быть сразу же «ассимилированы». Следующее за этим состояние сна предоставляет возможность для такой ассимиляции. В таком случае, день можно рассматривать как «единицу эго». С этой точки зрения, функция сновидений состоит в том, чтобы ассимилировать переживания прошедшего дня. Новый день начинается с относительно «свежего» эго-состояния, и весь процесс повторяется. Если же что-либо не может быть «ассимилировано», сны могут начать повторяться, а в состоянии бодрствования у эго начинается стагнация». (Эрик Берн, Транзактный анализ в психотерапии, глава 5)

У ранней травматизации есть свои законы

1. Она всегда неожиданна. К ней нельзя подготовиться. Она застает врасплох. Она, как правило, погружает ребенка в ощущение беспомощности, неспособности защититься. Очень часто в момент травмы он впадает в эмоциональный ступор, не испытывая сильных чувств, не имея возможности позлиться или дать отпор. Он замирает и даже не знает, как к этому относится. Лишь позже эмоциональность включается, и ребенок может пережить боль, ужас, стыд, страх и т.д. Сильная, не перевариваемая психикой травма может быть вытеснена и не вспоминаться годами. Но ее постдействие продолжает работать и определять поведение человека в его уже взрослой жизни.

2. Она произошла в ситуации, когда ребенок мало, чем мог управлять. В момент травмы ребенок внезапно теряет контроль над ситуацией, потому что вся власть и контроль в этот момент, как правило, у взрослого, который, так или иначе, имеет отношение к травме. Ребенок оказывается совершенно беззащитным перед теми переменами, что привносит в его жизнь травма. И с тех пор, он практически не переносит возможной непредсказуемости, старается организовывать свой мир, тщательно продумывая возможные шаги и последствия, почти всегда отказывается от малейшего риска и болезненно реагирует на любые перемены. Тревога становится его вечным спутником, желание контролировать мир вокруг – насущной необходимостью.

3. Детская травма меняет мир. Ребенок до травмы считает, что мир устроен определенным образом: он любим, его всегда защитят, он – хороший, его тело чисто и прекрасно, люди ему рады и т.д. Травма может внести свои жесткие коррективы: мир становится враждебным, близкий человек может предать или унизить, своего тела надо стесняться, он глуп, некрасив, недостоин любви…

Например, до травмы, ребенок был убежден в своей безопасности, его мир был понятен ему, в нем отец, который говорил, что я всегда буду с тобой и всегда буду тебя защищать и мама с любящими глазами и ласковой улыбкой. Но после того как отец уходит из семьи, мир меняется. Ребенок сталкивается с тем, что того, кто должен был защищать и обещал, больше нет рядом. Мама, которая должна быть теплой и заботливой холодна и все время грустна. Мир ребенка разрушен. Доверие к взрослым потеряно.

До травмы ребенок был убежден, что папа его любит и никогда не причинит боль, но после того, как выпивший отец поднимает на дочь руку, мир становится иным: в нем мужчина, который любит, может обидеть тебя в любой момент, и тебе будет страшно, и ты ничего не сможешь сделать.

4. В последующей жизни такого человека происходит постоянная ретравматизация. То есть ребенок, даже вырастая, бессознательно «организует» и воспроизводит события, повторяющие эмоциональную составляющую травмы. Если в детском возрасте он был отвергнут сверстниками, то в своей последующей жизни в каждом коллективе он будет так влиять на поле вокруг него, что непременно вызовет отвержение окружающих, и сам же снова будет от этого страдать. Девочка, битая выпившим отцом, с большой степенью вероятности может «организовать» себе пьющего или бьющего мужа или партнера. И будет снова… жаловаться на судьбу.

5. Травмированные дети, уже вырастая, не могут позволить себе быть счастливыми. Потому что счастье, стабильность, радость, успех – это то, что было с ними до того, как травма случилась. Они были радостны и довольны, как внезапно их мир меняется, и меняется он катастрофичным образом для их детского сознания. С тех самых пор счастье и покой для них – это ощущение неминуемо надвигающейся катастрофы.

6. Травма – это не всегда одно ключевое событие. Это может быть постоянное психологическое давление на ребенка, попытка его переделать, критика, в которой он живет день от дня, его ощущение ненужности родителям, постоянное чувство вины за то, что он есть и все, что он делает. Часто ребенок вырастает с каким-то иногда плохо осознаваемым посланием: «я должен угождать», «все вокруг ценней, чем я», «никому нет до меня дела», «я всем мешаю» и любыми другими, калечащими его психику и создающими ретравматизирующую действительность.

Как дети понимают утрату?

  • 0-2 года – Утрата воспринимается только как временная разлука.

  • 2-6 лет – Магическое мышление; вера в всесильность – возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.

  • 6-12 лет – Конкретное мышление – ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата» - ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа умер во сне», ребенок может бояться спать.

  • 12 лет и старше – Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.

Не любая травма остается в психике надолго и меняет потом психологические конструкты. Только та, что не была прожита должным образом. Происходит тогда, когда у ребенка не было поддержки, ребенку невозможно было проявить свои негативные чувства, не имел возможность обсудить ситуацию травмы и сделал вывод о том, что весь мир враждебен.

Психолог, имея дело с психотравмой, работает с ребенком и его семьей. Используя средства, соответственно возрасту: игрушки, рисование, проигрывание, сказки, важно поговорить с ребенком о травмирующей ситуации. В возрасте до 10 лет, можно использовать недирективные методы работы с ребенком: организовать ему пространство и возможность проигрывать ситуацию на символическом уровне. В большинстве случаев, дети используют эту возможность, и травма начинает проявлять себя в рисунках, играх, разговорах. Психолог поддерживает ребенка в проявлении чувств.

Когда следует обратиться за профессиональной помощью

  • ребенок горько плачет в течение долгого времени

  • у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева

  • происходят резкие изменения в поведении ребенка

  • заметно снижаются школьные успехи и оценки

  • ребенок надолго замыкается в себе

  • ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил

  • ребенку снятся кошмары и нарушается сон

  • ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания

  • ребенок резко худеет

  • ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни

  • ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме



Литература:

  1. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.

  2. Бьюдженталь Д. Смысл текущего момента // Экзистенциальная традиция. 2006. № 2. С. 126‑146.

  3. Левин П. Исцеление от травмы: уроки природы. Спец.выпуск: Работа с психической травмой. Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 53‑69.

  4. Мазур Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Сб. материалов Моск. ин‑та гештальта и психодрамы. М., 1998. С. 6‑17.

  5. Мазур Е.С. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия в России: история и перспективы развития // Экзистециально-гуманистический подход в психотерапии. М.: Смысл, 2003. С. 4‑18.

  6. Мазур Е.С. Экзистенциально-соматический подход в работе с психологической травмой // Психология телесности / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ, 2005. С. 674‑700.

  7. Марчер Л., Олларс Л., Бернард П. Травма рождения: метод ее разрешения // Спец. выпуск: Работа с психической травмой. Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 92-120.

  8. Перлс Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. М., 2001.

  9. Франкл В. Поиск смысла жизни и психотерапия // Психология личности: Тексты. М., 1982.

  10. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.

  11. 11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

  12. Вайолет Оклендер. Скрытые сокровища. Когито-центр. Москва, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Влияние психологической травмы на поведение ребенка

Автор: Новикова Марина Александровна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "psikhologicheskoe_vliianie_razvoda_roditelei_na_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "480599"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539511508"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Влияние животных на здоровье человека"
    ["seo_title"] => string(40) "vliianiiezhivotnykhnazdoroviechielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "280543"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453388480"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(76) "psikhologicheskoe_vliianie_razvoda_roditelei_na_detei_doshkolnogo_vozrasta_1"
    ["file_id"] => string(6) "480614"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539516456"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Родительское собрание на тему: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье»"
    ["seo_title"] => string(77) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_schastlivyi_riebionok_v_schastlivoi_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "402423"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490192962"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства