Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста
Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста
Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста
Не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Особенно актуальна данная проблема в 21 веке. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Часто родители даже не задумываются,как развод может повлиять на психику ребёнка. Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Многие психологические проблемы могут остаться с ребёнком на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми.
Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Возможно, им придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Если же при разводе ребенок меняет место жительства - это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.
После того,как ребёнок «потерял» одного из родителей,у него возникает чувство,что он может потерять и второго. Возрастает опасение, что его могут отдать в детский дом. Дети перестают чувствовать себя в безопасности.
Влияние развода родителей на психику ребенка таково, что многие дошкольники винят в расставании взрослых себя: «Я себя плохо вел, поэтому папа и уходит». И зачастую их очень сложно разубедить в этом.
Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.
Однако самые серьезные последствия для ребенка от развода родителей — это воспитание в неполной семье. И как бы мама ни старалась, какие бы усилия ни прилагала, она не в состоянии полностью удовлетворить все психологические потребности ребенка. Любящая мама старается своими любовью и заботой компенсировать то, что, как ей кажется, недополучают ее дети из-за отсутствия папы. Она занимает по отношению к ним позицию опекуна, контролирующего и постоянно сдерживающего инициативу детей. Такое поведение матери вредит ребенку, так как способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, эгоистичной и подверженной постороннему влиянию личности.
Дети из неполной семьи чаще оказываются под нравственно-психологическим давлением со стороны детей из полных семей, а это в свою очередь приводит к развитию у них чувства неуверенности в себе и даже озлобленности и агрессивности.
Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно заметить и устранить проявления, сигнализирующие о психологическом неблагополучии.
Наиболее частые реакции детей дошкольного возраста, вызванные после разводным стрессом:
отрицание (проявляется в игнорировании сообщения о разводе,так и невротическими реакциями на ситуацию развода);
сниженная самооценка (появляется в результате обвинения себя в случившемся и ненужности);
большая потребность в одобрении со стороны родителей и всех окружающих вокруг
гнев (выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул»)
Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Дошкольники еще не знают,что такое развод,но они не хотят,чтобы родители были не вместе,даже несмотря на напряжённость отношений родителей.
Возможные реакции дошкольников на развод родителей по Посысоевой:
появление неуверенности относительно будущего;
ощущение ответственности за произошедшее;
желание наказания;
повышенный травматизм;
появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;
во сне часто мучают кошмары.
Реакции детей на развод родителей по Ольге Рогожкиной :
Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. В такие периоды многие дети стремятся к уединению, уходу от людей, могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены и правильно проинтерпретированы, для того чтобы оказать ребенку соответствующую психологическую поддержку.
При грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе через три-четыре года у ребенка практически не проявляются признаки перенесенной психологической травмы, связанной с разводом родителей.
Для детей 3.5 - 4.5 лет характерны такие симптомы как повышенная гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Общительные дети становятся замкнутыми и молчаливыми. Часто у таких детей заметна регрессия игровых форм, для них характерно проявление чувства вины за распад семьи. Ребенок открыто переживает чувство потери, зачастую ведя себя крайне агрессивно. Некоторые дети думают,что в них причина развода.
Для детей 5-6 лет также характерно усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно хорошо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. У наиболее уязвимых проявляется нарушения сна и аппетита. Эту картину дополняет поведенческая неугомонность и раздражительность. Ребенокможет вслух рассказать о личных переживаниях, скуке по отцу, а также огромном желании восстановить союз родителей.
Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей.
В любом случае детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, показать им пример здорового общения и дать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.
На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. Плюс ко всему этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста»
Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста
Не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Особенно актуальна данная проблема в 21 веке. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Часто родители даже не задумываются ,как развод может повлиять на психику ребёнка . Развод может вызвать у детей агрессивное поведение, состояние тревоги, растерянность. Многие психологические проблемы могут остаться с ребёнком на всю жизнь: последствия детских переживаний после развода родителей могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми.
Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Возможно, им придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Если же при разводе ребенок меняет место жительства - это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.
После того ,как ребёнок «потерял» одного из родителей ,у него возникает чувство ,что он может потерять и второго . Возрастает опасение, что его могут отдать в детский дом. Дети перестают чувствовать себя в безопасности.
Влияние развода родителей на психику ребенка таково, что многие дошкольники винят в расставании взрослых себя: «Я себя плохо вел, поэтому папа и уходит». И зачастую их очень сложно разубедить в этом....
Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.
Однако самые серьезные последствия для ребенка от развода родителей — это воспитание в неполной семье. И как бы мама ни старалась, какие бы усилия ни прилагала, она не в состоянии полностью удовлетворить все психологические потребности ребенка.. Любящая мама старается своими любовью и заботой компенсировать то, что, как ей кажется, недополучают ее дети из-за отсутствия папы. Она занимает по отношению к ним позицию опекуна, контролирующего и постоянно сдерживающего инициативу детей. Такое поведение матери вредит ребенку, так как способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, эгоистичной и подверженной постороннему влиянию личности.
Дети из неполной семьи чаще оказываются под нравственно-психологическим давлением со стороны детей из полных семей, а это в свою очередь приводит к развитию у них чувства неуверенности в себе и даже озлобленности и агрессивности.
Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно заметить и устранить проявления, сигнализирующие о психологическом неблагополучии.
Наиболее частые реакции детей дошкольного возраста, вызванные после разводным стрессом:
отрицание (проявляется в игнорировании сообщения о разводе ,так и невротическими реакциями на ситуацию развода);
сниженная самооценка (появляется в результате обвинения себя в случившемся и ненужности);
большая потребность в одобрении со стороны родителей и всех окружающих вокруг
гнев (выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул»)
Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.
Дошкольники еще не знают ,что такое развод,но они не хотят ,чтобы родители были не вместе ,даже несмотря на напряжённость отношений родителей .
Возможные реакции дошкольников на развод родителей по Посысоевой:
появление неуверенности относительно будущего;
ощущение ответственности за произошедшее;
желание наказания;
повышенный травматизм;
появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;
во сне часто мучают кошмары.
Реакции детей на развод родителей по Ольге Рогожкиной :
Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. В такие периоды многие дети стремятся к уединению, уходу от людей, могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены и правильно проинтерпретированы, для того чтобы оказать ребенку соответствующую психологическую поддержку.
При грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе через три-четыре года у ребенка практически не проявляются признаки перенесенной психологической травмы, связанной с разводом родителей.
Для детей 3.5 - 4.5 лет характерны такие симптомы как повышенная гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Общительные дети становятся замкнутыми и молчаливыми. Часто у таких детей заметна регрессия игровых форм, для них характерно проявление чувства вины за распад семьи. Ребенок открыто переживает чувство потери, зачастую ведя себя крайне агрессивно. Некоторые дети думают ,что в них причина развода .
Для детей 5-6 лет также характерно усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно хорошо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. У наиболее уязвимых проявляется нарушения сна и аппетита. Эту картину дополняет поведенческая неугомонность и раздражительность. Ребенокможет вслух рассказать о личных переживаниях, скуке по отцу, а также огромном желании восстановить союз родителей.
Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей.
В любом случае детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, показать им пример здорового общения и дать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.
На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. Плюс ко всему этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.