Просмотр содержимого документа
«ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗОРОВЬЯ В ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых социально-экономических условиях нашего общества актуально и остро встал вопрос о значимости обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их развитии становлении как личности.
Российское законодательство в соответствии с нормами международного права признает, что любому ребенку должна быть в равной мере обеспечена возможность получить образование.
Согласно пункту 1 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме».
Одним из направлений образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов является создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования.
Именно в центрах дополнительного образования создается такая образовательная среда, которая позволяет вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению.
Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его интересами, потребностями, должна быть в центре образовательного процесса, смысл которого должен заключаться не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного похода, в развитии его потенциальных возможностей, как физических, так и психических, необходимых для успешной социализации в современном обществе.
О.Е. Лебедева в своих работах говорит, что дополнительное образование компенсирует ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности. Тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.
Цель дополнительного образования сформулирована в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования (1995): «Цель дополнительного образования детей – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». Постановка цели определяется потребностью ребенка, его родителей, поэтому конкретные практические цели дополнительного образования многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зависят от условий, обстоятельств и ожидаемых результатов.
Зачастую, родители и дети, желающие посещать центры дополнительного образования, сталкиваются со следующими проблемами:
ограничения здоровья ребенка,
• отсутствие информации о дополнительных занятиях для детей с ограничениями здоровья,
• отсутствие в ближайших учреждениях дополнительного образования подходящих кружков и секций,
Так же для некоторых категорий семей доступ к дополнительным занятиям частично или полностью закрыт. Это касается детей с расстройствами аутистического спектра и неврологическими и психическими нарушениями. В семьях, где есть дети с подобными нарушениями, отмечается неудовлетворенность по поводу доступности информации о дополнительных занятиях, трудности в выборе различных вариантов получения дополнительного образования.
Но на наш взгляд, учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так сложилось исторически, что система дополнительного образования вобрала многие черты семейного воспитания, что помогает наиболее полно раскрыть ребенку свои способности.
Так, например, в Центре дополнительного образования г. Смоленска создан Отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, где ведется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, цель работы заключается в воспитании и обучении за счет создания творческой среды, где дети познают мир через творчество. В свою очередь, творчество обладает высоким педагогическим потенциалом, так как оно является идеальной моделью мира, отражением его свойств.
На данный момент в Центре занимается 103 ребенка, из которых 18 детей по направлению «Кулинарное искусство», 10 детей по направлению «Рукоделие», 10 по направлению «Психология общения» и 65 детей занимается по направлению «Декоративно-прикладное искусство». Так же в Центре разработаны программы по таким направлениям как «Тестопластика», «Ритмика» и «Логоритмика».
Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность компенсировать отсутствие специализированных дошкольных учреждений. Для детей с особо тяжелой формой заболеваний порой учреждения дополнительного образования становятся единственным образовательным учреждением. В этом случае компенсация идет путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, предлагая каждому ребенку посильные занятия для удовлетворения его потребностей. Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.
Подводя итог, акцентируем внимание на том, что на сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.