Коммунарская средняя школа учитель самопознания,педагог-психолог
Павлодарская область,Качирский район
Среди людей,занимающихся игроведением сейчас ведутся ожесточенности споры в стремлении добиться единой терминологии в этой области. В этом отношений ближе всего позиция английского этнографа Эдуарда Бернетто Тайлора,котрорый в книге "Первобытная культура" обозначил игру следующим образом:
"Многие из них (игр)" суть ни что иное,как подражание серьезным занятием в жизни.именно подражание или имитация является основной наиболее правильного определение игры.
Игра-вид деятельности,имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила ограниченную продолжительность.
Взрослые обычно считают,что игра для ребенка забава, -способ свободного времяпровождения.
Но это далеко не так. В игре ребенок развивается, и его игры можно сравнить с серьезным занятием взрослых. За игрой ребенок приобретает мжожество неоценимых качеств: тренирует ловкость наблюдательность, фантазию,память. Игра стимулирует и самые разные способности:умение сравнивать, анализировать, комбинировать,размышлять. Ребенок, с которым с раннего возраста много играют,быстрее становится самостоятельным, по скольку со временем он сам начинает придумывать себе занятие и игры. Руководить игрой ребенка,разумеется должны взрослые. Руководить-в смысле подавать идею исподволь организовывать игру.Если очень постараться,то заняться игрой можно где угодно: на пляже- выкладывать мозаики из гальки и ракушек, на лесной поляне- строить домик для муравья из шишек хвойных иголок, в парке-собирать самые маленькие или самые большие листья,а потом сделать сухой букет из них,в песочнице-"печь"не только пирожки,но и многояростные торты, с укращениями и т.д
Но оснавная проблема,с который сейчас столкнулись родители во всем мире,-это пассивность детей. Ведь несколько последних десятилетий мыв почти не слышим детских голосов на игровых площадках. Живое общение со сверстниками нашим детям заменили телевизор и компьютер. Конечно,современные технологии всегда привлекают и завлекают.Мама с папой могут потратить больше времени на свои собственные занятия. Ведь нет ничего проще -включил на видеомагнитофоне мультфильм или показал ребенку, как нужно правильно нажимать на кнопки клавиатуры компьютера -,чтобы пройти сложный уровень в игре замечательной анимаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В игре ребенок развивается»
В игре ребенок развивается
Нысанбаева Алтын Касеновна,
Коммунарская средняя школа,
учитель самопознания, педагог- психолог
Павлодарская область, Качирский район
Среди людей, занимающихся игроведением, сейчас ведутся ожесточенные споры в стремлении добиться единой терминологии в этой области. В этом отношении ближе всего позиция английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора, который в книге «Первобытная культура» обозначил игру следующим образом:
«...Многие из них(игр) суть не что иное, как подражание серьезным занятиям в жизни».
Именно подражание или имитация является основой наиболее правильного определения игры.
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.
Взрослые обычно считают, что игра для ребенка – забава, способ свободного времяпровождения. Но это далеко не так.. В игре ребенок развивается , и его игры можно сравнить с серьезным занятием взрослых. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: тренирует ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, анализировать, комбинировать, размышлять. Ребенок, с которым с раннего возраста много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем он сам начинает придумывать себе занятия и игры. Руководить игрой ребенка, разумеется, должны взрослые. Руководить – в смысле подавать идею, исподволь организовывать игру. Если очень постараться, то заняться игрой можно где угодно: на пляже – выкладывать мозаики из гальки и ракушек, на лесной поляне – строить домик для муравья из шишек и хвойных иголок, в парке – собирать самые маленькие или самые большие листья, а потом сделать сухой букет из них, в песочнице – «печь» не только пирожки, но и многоярусные торты с украшениями и т.д.
Но основная проблема, с которой сейчас столкнулись родители во всем мире,- это пассивность детей. Ведь несколко последних десятилетий мы почти не слышим детских голосов на игровых площадках. Живое общение со сверстниками нашим детям заменили телевизор и компъютер. Конечно, современные технологии всегда привлекают и завлекают. Мама с папой могут потратить больше времени на свои собственные занятия. Ведь нет ничего проще – включил на видеомагнитофоне мультфильм или показал ребенку, как нужно правильно нажимать на кнопки клавиатуры компъютера, чтобы пройти сложный уровень в игре с замечательной анимацией,- вот и весь воспитательный процесс. В итоге наши дети растут беспомощными недорослями, они не знают как себя вести в общественных местах, проводят мало времени на свежем воздухе. А ведь нам следовало научить ребенка тому, что в реальной жизни все иначе, чем в телепередачах и в компъютерной игре. Здесь нет запасных жизней, бонусов и тому подобных глупостей. Да и взаимоотношения в компаниях сверстников очень отличаются от тех, что мы видим на голубых экранах. Все наверно согласятся со мной, что дети очень любят играть. И никогда не поздно начать играть! Игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотонную деятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Играть с ребенком надо с первых лет и до тех пор, пока вам будет это интересно. С помощью взрослых ребенок учится играть с игрушками. Нет более лучшего способа хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы, кроме как через игру. Игры должны быть самыми разнообразными. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире и в которых он соприкасается и с музыкой, и с искусством, и с математикой, и с языком, и с географией. Необходимо определить какие спообности вы бы хотели развить у ребенка.. Но обязательно надо учитывать возрастные особенности ребенка. Разнообразие игр, умение ими оперировать – это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.
Игра – это важнейшая форма активности ребенка. Для младших школьников игры на уроках – это наиболее эффективный способ избавления от стресса. Существует распространенное заблуждение, что детям среднего и старшего возраста играть не стоит. Это неверно. Обучающие ролевые и настольно-печатные игры в любом возрасте раскрепощают, учат рассуждать и применять свои знания на практике, по разному подходить к одной и той-же проблеме, развивают гибкость мышления, изобретательность и психологическую устойчивость.
Именно поэтому так важно как можно больше играть с детьми. Ведь игра – это замечательная возможность с пользой провести свободное время и установить теплые дружеские отношения в семье.
Лучше всего, если ребенок играет в паре с мамой, папой, с воспитателем, учителем, сверстником. Именно игра в парах позволяет использовать в ней элементы соревновательности, рождает волю к победе. К тому же здесь существует возможность поменяться ролями: ребенку на время стать учителем, а, например, маме ученицей. Когда ребенок сам пытается научить чему-то вас, говорит и рассуждает, он воспринимает и запоминает намного больше инфрмации, чем тогда, когда просто слушает.
Игры интенсивно вовлекают ребенка в новое психологическое состояние, рождают чувство азарта, активизируют интеллектуальные процессы.
Очень важно, чтобы, становясь старше, ребенок научился правильно общаться со сверстниками. Участвуя в коллективных играх ребенок находит для себя новые модели поведения, учится сопереживать игрокам своей команды, учится находить общий язык со сверстниками.
В целом курс «Самопознание» призван помочь личности в решении проблем, выдвигаемых жизнью: адаптация, самореализация и интеграция в общество с помощью различных методов преподавания, в том числе и игровых. Немаловажное место занимают различные методы «терапии». Игровая терапия - это «лечение» игрой, способ оказания помощи. В игротерапии возможна личностная самореализация и долг, это встреча горячих сердец и открытых душ, направленная на поиск самих себя и самореализацию – путь к созданию условий для реализации потециала других. Игротерапия может стать эффективным методом диагностики и коррекции личностного развития. Выделяют основные цели игровой терапии, которые:
* помогают в прогностической диагностике;
* способствуют налаживанию контакта с окружающими;
* дают средства для работы с механизмами психологической защиты;
* помогают словесному выражению чувств;
* дают возможность выразить неосознаваемые конфликты, уменьшая эмоциональное напряжение;
* расширяют круг интересов;
* позволяют адекватно реагировать на ограничения в игре.
Общими показаниями к применению игротерапии в курсе «Самопознание» является социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, нарушения поведения, вредные привычки и т.д.
Элементы игровой терапии могут включаться в процесс занятий курса «Самопознание», помогая реализации идеи саморазвития, самопознания.