«В чем заключается готовность ребенка к современной школе?»
«В чем заключается готовность ребенка к современной школе?»
Сколько сомнений и волнений посещает современного родителя, который готовится вести своего ребенка в школу. И не важно, какой это ребенок - школьник по счету в семье. В условиях переинформированности с одной стороны и недостаточности достоверной, толковой информации о новых ФГОСах и других особенностях современной школы родители теряются и тревожатся, а их неуверенность передается ребенку. Давайте выясним сегодно подробно, что же такое готовность к школе.
Сколько факторов у готовности к школе? Психологическая готовность к обучению в школе состоит из:
1) физической (возраст, здоровье, особенности развитие);
2)социальной (общение со сверстниками и взрослыми);
3)личностно-волевой (принятие роли ученика, завершение игры);
4)интеллектуальной (наличие возрастных навыков и кругозора).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««В чем заключается готовность ребенка к современной школе?» »
«В чем заключается готовность ребенка к современной школе?»
(диалог родителей с педагогом-психологом школы)
Сколько сомнений и волнений посещает современного родителя, который готовится вести своего ребенка в школу. И не важно, какой это ребенок - школьник по счету в семье. В условиях переинформированности с одной стороны и недостаточности достоверной, толковой информации о новых ФГОСах и других особенностях современной школы родители теряются и тревожатся, а их неуверенность передается ребенку. Давайте выясним сегодно подробно, что же такое готовность к школе.
Сколько факторов у готовности к школе? Психологическая готовность к обучению в школе состоит из:
1) физической (возраст, здоровье, особенности развитие);
2)социальной (общение со сверстниками и взрослыми);
3)личностно-волевой (принятие роли ученика, завершение игры);
4)интеллектуальной (наличие возрастных навыков и кругозора).
Для того, чтобы все об этих составляющих готовности было понятно мы приведет типичный диалог родителей с педагогом-психологом нашей школы Ивановой Татьяной Владимировной, который обычно происходит ежегодно на ее встречах с родителями будущих первоклассников.
- Во сколько лет нужно отдавать ребенка в школу?
- Не менее 6,5 по законодательству, а лучше после 7 лет.
- Что должен знать учитель о здоровье ребенка?
- Все, что вы ему сообщите, очень поможет при обучении. Часто мед. карты не содержат информации о родовых и других травмах и аллергиях и т.д. При оформлении мед. карты обратите внимание на группу здоровья – от нее зависят физ. нагрузки на уроках физкультуры.
- Какой режим должен быть у ребенка перед школой?
- Сон не менее 9 часов, отсутствие дневного сна для физически крепких детей. Прогулка - 2-4 часа, компьютер и ТВ максимум 1,5 часа в день.
- Трудно ли будет моему ребенку в школе, если он не ходил в детский сад?
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. В д\с можно ходить по разному. Если у вашего ребенка есть друзья - сверстники и он понимает иерархию между ребенком и взрослым, то ему будет легче усвоить правила поведения в школе. Если он не дает вам разговаривать с другими взрослыми, перебивает, ведет панибратски, не уживчив или избирателен в общении с детьми, не умеет подчиняться общим интересам, то общение в коллективе ребенком не усвоено.
- Ребенком много занимались до школы, водили на занятия в различныекружки и центры развития, везде его хвалили. Значит он готов к школе?
- При современном развитии доп. образования научить ребенка читать можно в 2 -3 года, важен мотив. Бессистемные платные занятия могут, как развить способности, так и убить мотивацию. Тренировки мальчика гипертимика позволяют ему снять напряжение и приучиться к труду, а обучение в рамках классно-урочной системы детей 4-5 лет пагубно на них влияет, они не играют и пропускают информацию по своему возрасту. Мы заинтересованы в готовности вашего ребенка не меньше вас, но решать судьбу ребенка можете только вы.
- Учителя говорят об учебной деятельности, а все первоклассники носят игрушки в школу. Как узнать готов ли ребенок к восприятию учебных знаний?
- У дошкольников ведущая деятельность – игра. До школы он должен пройти все ее виды: режиссерскую, сюжетно-ролевую, игры с правилами и снова режиссерскую. Учеба напрямую зависит от произвольности (волевой аспект), умение заставить себя делать не то, что хочется и не тогда, когда хочется. Важно чтобы ребенок удерживал 3-4 правила в голове при словесной инструкции на протяжении всей игры. Только при этих условиях у него будет формироваться учебная деятельность. А играть на перемене дети будут все классы, только уровень игра разный. Это отдых, смена деятельности , а не отставание в развитии.
- В чем проявляется воля ребенка?
- Выполнять свои обязанности по дому, без напоминаний выполнять гигиенические навыки: мыть руки после туалета, перед и после еды, аккуратно складывать одежду, не терять вещи, помнить свои задания и просьбы педагогов. Уметь делать то, что не нравится, не интересно, работать по чужим правилам.
- Каждый год вы встречаетесь с сотнями первоклассников, что хуже всегоразвито у детей?
- Дети развиваются не равномерно и у каждого что-то развито лучше, а что то хуже. Но есть общие тенденции. Внимание, которое рассредоточено компьютерными играми и обилием ТВ, память не на стихи, а произвольная память связанная с заданиями, играми. Много детей идет с нарушениями речи, что сказывается на письме. Не радует узость кругозора и зачатки логического мышления (4-й лишний, обобщение и т.п.) Часто не развита мелкая моторика руки, а она напрямую связана с речью и мышлением.
- В каких областях и что должен знать ребенок, чтобы считатьсяинтеллектуально развитым?
- Знания 7 летнего ребенка складываются из знаний предыдущих возрастов. При подготовке к школе детям не дают что-то новое, у них идет закрепление и систематизация. Если вы видите, что ваш ребенок чего -то не знает, ему трудно, то у вас естьвремя, чтобы повторить эту тему. Рекомендую вам следующие игры дома:
«Животное-детеныш-дом». Если ……. (имя вашего ребенка) цыпленок, то мама ….., а папа ….., а наш дом называется …… Обратите внимание на папу крольчонка (кроль) и дом овец (овчарня, кошара). У всех птиц дома птичники, а у кур - курятник.
«Назови 10» ( птиц, насекомых, рыб, головных уборов, обуви, верхней одежды, электроприборов, предметов мебели, цветов, кустарников, овощей, фруктов, транспортных средств, молочных продуктов, напитков и т.п.).
«Аналогии»: у птицы клюв, а у человека …
у яблока кожура, а у яйца …
у лошади грива, а у человека ….
у рыбы плавники, а у собаки….
Сравни 2 предмета и назови, что между ними общего, а чем они отличаются. Апельсин и мяч. Река и озеро. Кошка и собака.
«Слова».
- Составь предложение из 6 слов со словами –медведь и берлога. На какую букву начинается 3 слово, а на какой звук заканчивается 2 слово?
- Вспомни название насекомого, которое состоит из 3-х слогов, оно начинается на согласную букву, а заканчивается на гласную.
- Перечисли, какая у нас чашка, картинка, дверь и т.д.
- Что может быть легким, белым, коротким и т.п. ?
- Противоположности: острый – тупой, умный - глупый, мелкий пруд – глубокий, мелкий окунь – крупный и т.д.
- Часть- целое. Рука – человек, стебель-цветок.
- До и после. Дождь – радуга, лужи.
«Угадай предмет». Это электроприбор, который делает нашу квартиру чище.
Сначала Вы описываете ребенку окружающие вас предметы, животных, цветы и т.д., а затем ребенок пытается Вам загадать. Устройте соревнование.
«Классификация». По форме, цвету, размеру.
«Составь слово заменив 1 букву». Дочка – точка – кочка – почка – ночка –нотка – сотка.
«Алгоритмы: если, то».
- если услышал название цветка, то топни левой ногой, а если услышал название кустарника, то хлопни 2 раза над головой.
- если слово из 2-х слогов и начинается на согласный звук, то лови мяч, а если нет, то отбивай.
- отвечай на вопросы только словами «Да « и «Нет». Говори правду, и выполняй жест. Сказав «Нет» встань со стула, а сказав «Да» подними правую ногу.
10. Общее обогащение словарного запаса. При посещении театра объяснить ребенку понятия: актер, кулисы, сцена, партер, декорации, режиссер, гардероб, билетер, фойе, антракт, костюмер и т.д.
- Должен ли ребенок уметь читать до школы?
- Это не является обязательным условием, для обучения в школе, но большинство детей, имеют данный навык, который не говорит об их готовности к школе вообще. Не читающих детей, в среднем, 2 человека из 150. Для нас гораздо важнее уровень ближайшего развития вашего ребенка, чем те знания которые многие считают важными, но они не актуальны для ребенка ( месяца, дни недели и т.п.). А вот знать право и лево, цвета, информацию о себе и своей семье, задавать вопросы и отвечать полными ответами ребенок должен.
Надеюсь, что приведенный диалог помог ответить и на