Данный материал разработан для работы школьного психолога. Применить этот материал можно в работе с родителями детей любого возраста. В статье даются рекомендации родителям для позитивного общения с ребёнком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цвет общения с ребёнком»
Какого цвета ваше общение с ребёнком?
Основной проблемой детско-родительского общения является критическое отношение родителей к ребёнку, навешивание ярлыков и завуалированные обвинения ребёнка в большинстве случаев на пустом месте. Часто мама повышает голос, начинает речь с критики, криков, о чем потом очень жалеет. Ведь когда эмоции стихнут, родитель понимает, что его ребёнок — родной и любимый человек, которого нужно беречь.
Как же выстроить позитивное общение со своим ребенком?
Доверительные отношения родителей с ребёнком начинаются с принятия и одобрения. Здесь важно понимать, что принятие ни есть вседозволенность. Принятие — это в первую очередь, выражение чувств, помогающих понять ребёнку, что он нужен и любим.
Выразить свои теплые чувства родители могут через ряд каналов:
Эмоции, жесты и мимика. С раннего возраста ребёнок понимает настроение мамы по интонации, выражению лица и жестам. Еще не владея речью, дети повторяют увиденное.
Тактильный канал. Иногда очень важно поддержать ребёнка прикосновением. Это могут быть объятия, поглаживания, поцелуй.
Слова.
Остановимся подробнее на этом канале. Слова, речь — это самые распространённые инструменты в общении. Образно общению с ребёнком можно придать окраску. Крик, критику, обвинения можно обозначить чёрным цветом. Слова одобрения — белым. Попробуем подобрать альтернативу «чёрной краске» и заменить её белой.
Язык непринятия. «Чёрный» цвет.
Язык принятия. «Белый» цвет.
Оценка ребёнка.
Что мы видим. Что мы чувствуем.
Пример
Например, мама недовольна беспорядком в комнате. На языке непринятия общение начинается с оценки ребёнка: «неряха», «безответственный», «посмотри, в какой грязи ты живёшь!»
Вместо этих слов можно высказать своё отношение к беспорядку, Рассказать о том, что мы видим и чувствуем: «Я вижу разбросанные книги и игрушки, хорошо было бы убрать их на место. Мне бы очень хотелось зайти в аккуратную комнату».
Постоянный крик.
Временный язык.
Пример
Например, ребёнок получил двойку в школе. Вместо того, чтобы ругать его за это, можно добавить «белого цвета» в обсуждение этой ситуации. Альтернатива крику и ругани может начинаться со слова «сегодня»: «Сегодня ты получил двойку, потому что невнимательно слушал учителя, разговаривал на уроке» и т. д. Обязательно такую фразу нужно дополнить хорошей перспективой: «Я знаю, что завтра ты сможешь исправиться! У тебя получится».
Критика. Обвинения. Высмеивание.
Ласковые слова.
Пример
Например, дочь мыла посуду и разбила тарелку. На языке «чёрного цвета» родители могут начать с обвинений и критики: «откуда у тебя руки растут?!», «не умеешь — не берись!», «растяпа!» Вместо этих слов нужно сказать ласковые слова. Фразу лучше начать со слова «ты». После «ты» нужно давать только положительную оценку: «Ты — моя помощница, ты — будущая хозяйка. Я знаю, что в следующий раз у тебя все получится». Или ситуацию можно свести к позитиву: «Посуда бьётся на счастье».
Такие альтернативы помогут родителям перевести чёрный цвет общения в белый. Важно каждый день показывать ребёнку, что родитель его принимает и любит. Как и взрослые, дети нуждаются в ласке, добрых словах и заботе. Позитивное общение — залог доверительных, дружеских отношений между родителями и ребёнком. В руках каждого родителя превратить черный или серый цвет общения в белый!
Социальный педагог ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа» ОСП отд. м.р. Красноармейский