Просмотр содержимого документа
«Тренировка памяти»
Баянжанова Ж.К.
Тренировка памяти
Память определяется как «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения».
Итак, совершенно очевидно, что без памяти у человека нет прошлого, нет настоящего, а значит, и нет будущего. Стало быть, без человеческой памяти не может быть и разумной деятельности. Благодаря памяти у нас формируются представления о воспринимаемых ранее лицах, предметах и явлениях. В результате этого содержание сознания людей не ограничивается лишь начальным восприятием действительности, а включает опыт прошлого. Если бы они не обладали памятью, то их деятельность была бы примитивно ограниченной, так как сводилась бы к действиям и операциям, основанным на базе непосредственной обстановки.
Все это свидетельствует о том, что при хорошей памяти человек переживает удовлетворенность собой, своими действиями и поведением в целом. Если же он страдает забывчивостью, то, вполне естественно, нервничает, раздражается, тревожится. Все это проявления стресса. Словом, плохая память ввергает человека в стресс, хорошая память его бодрит, создает уверенность в действиях.
Память представляет собой психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т.д. б) сохранение в памяти того, что было запомнено; в) воспроизведение запомненного; г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые встречались ранее. Обычно различают четыре вида памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью.
Двигательная память зависит от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток.
Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Отличительная особенность эмоциональной памяти – необыкновенная широта обобщения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. «Каждый человек, - пишет К.С. Станиславский, - на своем веку видел не одну, а много катастроф. Воспоминания о них сохраняются в памяти, но не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, больше всего его поразивших. Из многих таких оставшихся следов пережитого образуется одно большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных чувствований. Он имеет отношение не к маленькому, отдельному, частному случаю, а ко всем одинаковым. Это воспоминание, взятое в большом масштабе. Оно чище, гуще, компактнее, содержательнее и острее, чем даже сама действительность».
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.
Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Практика показывает, что нормальный человек запоминает 5-9 кусков информации.
Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Нередко на всю жизнь. Это вид памяти – наиболее важная и наиболее сложная из всех систем памяти. Все, что удерживается в памяти на протяжении более чем нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшей функцией памяти является запоминание.
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.
Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предполагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Именно сбои при запоминании информации и последующем воспроизведении запомненного порождают у человека стрессовые переживания. В связи с этим все люди должны знать секреты функционирования механизмов запоминания. В практической деятельности непросто провести грань между логическим и механическим запоминанием. Трудности в запоминании часто можно устранить повторением запомненной информации.
Повторение известно с древности. В народе давно бытует крылатое выражение: «Повторение – мать учения». Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Особое значение имеет важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.
Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.
Так, в возрасте 18-25 лет у людей отмечены высокое развитие мышления и памяти и относительно низкий уровень развития внимания. Для людей 26-29-летнего возраста характерны более низкое развитие мышления и памяти и высокое развитие внимания. К 30-33 годам отмечается улучшения всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти. В дальнейшем у многих наблюдается заметный спад в этих функциях. И это вызывает стрессовые переживания. Однако если человек активно вовлечен в деятельность, то этого спада практически может и не быть. Если по роду деятельности ему приходиться постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а. наоборот, развивается, укрепляется.
На основании исследований психологов и обобщения практики следует вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков.