Просмотр содержимого документа
«Тренинг социального сиротства.»
«ГОТОВИМ ВМЕСТЕ! СОВМЕСТНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
КАК ЗАЛОГ УСПЕШНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ!»
Питание – важная часть жизни любой семьи. От того, как оно организовано зависит самочувствие и здоровье всех ее членов. Но не только. Семейный стол за которым собираются и взрослые, и дети, в большинстве культур – место, где осознается единство семейных связей, формируется и развивается представление о своей семье, ее традициях, осваиваются навыки общения между взрослыми и детьми, развиваются социальные установки и т.д.
Поэтому через тему питания, понятную и близкую любому человеку: и большому, и маленькому, может быть организовано обсуждение и поиск решения для целого
ряда вопросов и проблем, возникающих во внутрисемейном общении. Предлагаемое тренинговое занятие – наш первый «подход» и первая попытка разработать полноценный тренинг, направленный на развитие детско-родительских отношений.
Цель: создание условий, в которых участники смогут проанализировать особенности
внутрисемейных отношений, осознать их личностную важность и значимость.
Участники: семейные пары: ребенок-взрослый. Возраст детей 12-13 лет.
Необходимое оборудование: листы чистой бумаги, цветные фломастеры, карандаши, плотный пакет с 7 разными фруктами, доска с магнитами.
Ход тренинга:
• Рассадка участников. Желательно, чтобы каждая из семейных пар занимала от-
дельный стол.
• Приветствие ведущего. Ведущий сообщает участникам о том, что во время занятия им нужно собрать «общий стол» из вкусных и полезных продуктов и блюд.
Все участники познакомятся с новыми и интересными сведениями о еде, а также
смогут узнать новое друг о друге.
• Знакомство участников занятия друг с другом. Участники пишут свои имена на
табличках, стоящих на столах. Пары по очереди представляются.
Основная часть тренинга.
Упражнение «Моя семья похожа на …..»
Задача – актуализировать представления участников о положительной роли семьи в
их жизни, значимости внутрисемейных связей.
Ведущий по очереди подходит к каждой из пар и предлагает вынуть из мешка какой-
нибудь фрукт (участники не должны видеть содержимое пакета). При этом ведущий обращает внимание участников на то, что все фрукты, лежащие в пакете,– вкусные и полезные.
После того как каждая из пар вынула свой фрукт, ведущий просит их придумать три
ассоциации – «Почему ваша семья похожа на выбранный фрукт». Ассоциации могут
быть связаны как с внешними характеристиками фрукта (цвет, форма), так и особенностями свойств. Для того чтобы помочь участникам, ведущий может раздать на столы
заранее подготовленные листочки, на которых приведены интересные сведения о вы-
бранном фрукте.
На выполнение задания отводится 3 минуты. После того как участники составили
ассоциации, ведущий предлагает каждой из пар назвать их.
Примеры ассоциаций участников: «Наша семья похожа на гранат, потому что у нас
так же много друзей и родственников, как и зернышек внутри плода, и мы также тесно
связаны друг с другом», «Наша семья похожа на апельсин, потому что он оранжевый,
жизнерадостный, а мы любим посмеяться», «Наша семья похожа на виноград, потому
что мы любим путешествовать и недавно были в Италии, где растет много винограда».
Упражнение «Любимое блюдо»
Задача – создание условий, в которых участники смогут проанализировать – хорошо
ли они знают личностные особенности друг друга, побуждение желания внимательно
относиться друг к другу
Ведущий раздает каждому из участников лист, разделенный на два столбца. В первом
столбце каждый из участников должен записать 5 своих самых любимых блюд, во втором
столбце – 5 любимых блюд сидящего рядом члена семьи.
На выполнение задания отводится 5-7 минут. Члены пары работают отдельно друг
от друга. После того как блюда записаны, ведущий предлагает членам пары обсудить
результаты выполнения задания и определить число совпадений.
Ведущий просит участников высказаться – удалось ли им угадать любимые блюда
своего партнера, было ли что-то неожиданное для них при знакомстве с кулинарными
пристрастиями члена своей семьи и т.д.
Упражнение «Блюдо для общего стола»
Задача – развитие навыка сотрудничества, умения доверять друг другу.
Ведущий просит участников внимательно просмотреть список блюд, который они составляли в предыдущем упражнении. Каждый из членов пары мысленно должен выбрать какое-то из блюд, которое он хотел бы поставить на общий праздничный стол от имени
их семьи. Члены группы не должны говорить друг другу о сделанном выборе.
Затем взрослый берет в руки фломастер и закрывает глаза, а ребенок начинает рисовать рукой взрослого выбранное им блюдо. После того как рисунок выполнен наполовину, члены пары должны поменяться местами – ребенок закрывает глаза, а рисует его
рукой взрослый.
После того как рисунок выполнен, ведущий предлагает парам обсудить между собой
следующие вопросы:
• выбрали ли участники пары одинаковое блюдо для общего стола, или их выбор не
совпал?
• какие чувства возникли в тот момент, когда участник, чьей рукой «рисовали», понял,
что он «рисует» другое (не выбранное им) блюдо?
• какие чувства возникали в тот момент, когда рукой «рисовал» другой человек? Что было
приятнее – самому рисовать или подчиняться другому?
• совпал ли результат совместного рисования с ожидаемыми результатами?
После обсуждения в парах ведущий предлагает участникам (по желанию) представить на-
рисованное блюдо для «общего стола» и рассказать о впечатлениях при выполнении задания.
Упражнение «Кулинарные знатоки»
Задача – развитие навыков сотрудничества, поиска и принятия решения
Ведущий предлагает каждой из пар лист с несколькими вопросами, связанными с
продуктами и блюдами традиционной русской кухни (примеры вопросов – в Приложе-
нии). Рядом с каждым из вопросов – несколько вариантов ответа. В течение 5 минут
каждая из пар должна найти правильное решение.
После обсуждения в парах проверяются результаты их работы.
Ведущий предлагает участникам проанализировать: какие чувства возникали у них
в тот момент, когда они понимали, что не знают ответа на предложенный вопрос, по-
лучалось ли у них совместное обсуждение, кто принимал решение в спорной ситуации–
взрослый или ребенок.
Упражнение «Сложная ситуация»
Ведущий предлагает парам прочесть отрывок из хорошо знакомого им литературного
произведения, где описана та или иная конфликтная ситуация, возникающая между взрос-
лым и ребенком и связанная с питанием.
Например, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (фрекен Бок
приготовила мясной соус, который не нравится ни Малышу, ни Карлсону), В.Драгунский
«Все тайное становится явным» (мальчик выбрасывает за окно кашу, которую заставляет
есть его мама) и т.п.
Целесообразно, чтобы все пары, участвующие в занятии, обсуждали один и тот же
отрывок.
Ведущий просит участников вспомнить – сталкивались ли они с похожими ситуация-
ми? Какие чувства возникали при этом?
Пары анализируют поведение каждого из персонажей. При этом взрослый участник
анализирует поведение взрослого персонажа, а ребенок анализирует поведение героя-
ребенка.
Затем каждая из пар должна обдумать и предложить свой вариант поведения героев,
позволяющей избежать ссоры, конфликта.
Заключение.
Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от тренинга:
• было ли что-то во время выполнения задания, что удивило?
• какое из заданий было самым сложным, а какое наиболее простым, почему?
• сумели ли участники узнать что-то новое друг о друге?
Само обсуждение может проводиться во время чаепития.
Приложение
1. Это одно из самых древних русских блюд. Вот как описывал его один из норвежских историков:
«….– это чудесное русское кушанье с наваром из различных сортов мяса, с яйцом, сметаной и
зеленью. Собственно говоря, мне кажется, немыслимо есть что-либо после …..» (щи).
2. Про этот традиционный на русском столе продукт граф Шереметов писал своему другу
А.С.Пушкину: “Худо, брат, жить в Париже: есть нечего,______________ …. не допросишься”
(ржаной хлеб).
3. Долгое время это блюдо было обрядовым. Ни один праздничный стол не обходился без него.
Его обязательно готовили на свадьбу, рождение, крестины, в честь завершения сбора урожая
и при начале какого-то большого дела. У русских князей существовал обычай – обязательно
съесть это блюдо вместе в честь заключения мира (каша).
4. Это традиционное русское блюдо упоминается даже в «Повести Временных лет». Благодаря
ему жители Белгорода смогли не умереть от голода во время осады печенегов. По совету
старца они собрали остатки овса, пшеницы, отрубей и залили их водой. Получился вкусный и