kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Статья "Школьная адаптация- Первый раз в пятый класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная адаптация- Первый раз в пятый класс.

Адапта?ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Школьная адаптация - представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения.

Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Просмотр содержимого документа
«статья "Школьная адаптация- Первый раз в пятый класс" »

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 65 Иванова Н.В.

Школьная адаптация: Первый раз в пятый класс.

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Школьная адаптация - представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения.

Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.

Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Однако некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.

На этапе адаптации важно осуществлять психологическое сопровождение, наблюдения поведения на уроках во внеурочной деятельности, проведение диагностических мер так же поможет выявить и предотвратить дезадаптацию у детей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Инструкция:

Уважаемые родители! Для улучшения организации работы школы, по созданию условий, способствующих успешному прохождению периода адаптации учащихся 5-х классов, просим Вас, ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку. Сведения, полученные от Вас, помогут не только осуществить поставленную задачу, но и наметить конкретные мероприятия в отношении Вашего ребенка.

ФИ ребенка ________________________________ класс____


  1. Охотно ли ребенок идет в школу?

А) неохотно

Б) без особой охоты

В) охотно, с радостью

Г) затрудняюсь ответить

  1. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?

А) скорее нет, чем да

Б) не вполне

В) в основном, да

Г) затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

А) иногда

Б) довольно часто

В) затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

А) в основном отрицательные впечатления

Б) положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну

В) в основном положительные впечатления

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

укажите конкретную цифру _________________________________

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

А) довольно часто

Б) иногда

В) не нуждается в помощи

Г) затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

А) перед трудностями сразу пасует

Б) обращается за помощью

В) старается преодолеть сам, но может отступить

Г) настойчив в преодолении трудностей

Д) затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

А) сам этого сделать не может

Б) иногда может

В) может, если его побудить к этому

Г) как правило, может

Д) затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

А) довольно часто

Б) бывает, но редко

В) такого практически не бывает

Д) затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

А) нет

Б) скорее нет, чем да

В) скорее да, чем нет

Д) затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
статья "Школьная адаптация- Первый раз в пятый класс"

Автор: Иванова Наталья Викторовна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Родительское собрание "Первый раз в первый класс!" "
    ["seo_title"] => string(52) "roditiel-skoie-sobraniie-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "198476"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428410934"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Статья Первый раз в пятый класс "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-piervyi-raz-v-piatyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126861"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415217366"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "1 класс День Знаний "
    ["seo_title"] => string(19) "1-klass-dien-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "110585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406270182"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "1 сентября 1 класс "
    ["seo_title"] => string(21) "1-sientiabria-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110587"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406270481"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Адаптация пятиклассников "
    ["seo_title"] => string(27) "adaptatsiia-piatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "116783"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412609991"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства