Каждый возраст хорош по – своему. Его отличают особенности и сложности. Подростковый возраст тоже имеет свои характерные черты. Это самый долгий переходный период жизни, в котором происходят физические, моральные и нравственные изменения. По мнению Шпрангера Э.: «Юношеский возраст, который тянется у девочек с тринадцати до девятнадцати, а у мальчиков с четырнадцати до двадцати двух лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика старшего школьного возраста.»
Специфика старшего школьного возраста
Каждый возраст хорош по – своему. Его отличают особенности и сложности. Подростковый возраст тоже имеет свои характерные черты. Это самый долгий переходный период жизни, в котором происходят физические, моральные и нравственные изменения. По мнению Шпрангера Э.: «Юношеский возраст, который тянется у девочек с тринадцати до девятнадцати, а у мальчиков с четырнадцати до двадцати двух лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов». Отрочество – период, когда подросток начинает по – новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Главные новообразования этого возраста – развитие рефлексии, осознание своей индивидуальности, появление жизненных целей и планов на построение своего будущего, постепенное вовлечение во все сферы общественной жизни. Процесс этот идет от внутреннего открытия и понимания к практической деятельности. Общая характеристика периодов детства по Д.Б. Эльконину.
В подростковый период (11 – 15 лет) ведущей деятельностью является деятельность общения в процессе учения, труда и досуга. Познавательная деятельность направлена на познание системы отношений в разных ситуациях. Развивается личностная сфера психики, подростки стремятся к взрослости, самооценки, подчинение нормам коллективной жизни.
Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте (15 – 17 лет) является учебно – профессиональная. Развивается познавательная сфера психики, происходит познание профессии. Новообразование этого возраста – мировоззрение и профессиональные интересы.
Сегодня российские старшеклассники, оказавшиеся на возрастном рубеже, должны еще принимать и изменения в общественно – социальном устройстве государства. Эти изменения вносят другое понимание особенностей старшего подросткового возраста, так как теперь сложились иные модели поведения, которые должен освоить молодой человек. К основным особенностям мы можем отнести чувство взрослости. «Чувство взрослости, осознание себя взрослым – главное новообразование подросткового возраста, а непризнание подростков взрослыми – главная причина их конфликтов с окружающими». Интенсивная социализация заставляет подростка противопоставлять себя взрослому обществу. Это приводит к различного рода конфликтам и негативным реакциям, эмансипированное поведение к тому, что контроль со стороны родителей усиливается. В результате создается целый комплекс личностных проблем. К ним можно отнести приобретение вредных привычек – низкая успеваемость в школе, ложь, наркомания, преступное поведение, ранние половые связи. Появляются эти негативные черты в связи с отрицательным влиянием сверстников и дефицитом важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.
Старшеклассник должен решать задачи дальнейшего развития, но при наличие множества тех, кто мог бы оказать помощь, решает он их самостоятельно. Не имея жизненного опыта, эти решения могут быть противоречивыми, что приводит к напряжению и конфликтам в общении.
Подросток общается в основном со своими сверстниками и получает необходимые знания о жизни, именно в этой возрастной группе. Поэтому ему важно мнение группы, к которой он относится. Влияет на его поведение то, что авторитет группы выше, чем взрослых. Каждый подросток мечтает о понимающем друге, которому можно довериться, посоветоваться, поделиться проблемами. Дружат с теми, кого считают равными по способностям, социальному положению. Но дружба избирательна и измена не прощается. Чаще всего подросток состоит в референтной группе. Для него быть членом такой группы, значит быть защищенным, и он будет прислушиваться к мнению товарищей, иногда беспрекословно и фанатично.
Иногда претензии на взрослость бывают нелепыми, уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими. Но подросток, пройдя школу таких отношений, приобретает свой жизненный опыт, а значит, делает выводы и находит правильные решения. Благоприятные варианты взрослости показывают, что подросток включается в интеллектуальную деятельность, интересуется достижениями в области науки и искусства, занимается самообразованием, оказывает помощь в семье и своим близким. Жаль то, что только небольшое число подростков могут достичь высокого уровня моральных норм и немногие способны отвечать за свои поступки и благополучие других. Более распространенной в наши дни является социальная инфантильность. «Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимоотношений и отношений внутри каждой сферы действительности и между ее отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия».
Подросток в старших классах школы определяется в дальнейшей учебе и профессиональной ориентации. Выбор происходит за счет знаний, получаемых на уроках и профессиональной деятельности. Поэтому перед старшеклассником стоит проблема дальнейшего жизненного пути. Он может продолжить обучение в других учебных заведениях или начать трудовую жизнь. Если подросток не хочет подчиняться субъективным обстоятельствам, то он будет стремиться к получению знаний, которые необходимы для будущей профессии и психологически готовить себя для взрослой жизни. В старших классах общеобразовательной школы учебная деятельность занимает осознанное место в общей деятельности подростка. Образование рассматривается, прежде всего «как социальный институт с функцией… культурного воспроизводства человека или воспроизводстве культуры человека в обществе». Особенностью общения в учебной деятельности является то, что учитель – источник знаний, он может давать свои оценки происходящему. Общение между учеником и учителем направлено на то, чтобы обсуждать и принимать решения. При этом подросток высказывает свое мнение и отстаивает свою позицию по той или иной теме разговора. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножить свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения усваивают любые школьные знания; другие – лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим школьным учебным предметам.
«Успехи учебной деятельности определяются характером мотивов, связанных с учением» Интерес к самим знаниям, любознательность, общественные ожидания – это мотивы успешности в учебе. Получить знания можно не только в школе. Экскурсии, походы, встречи с незнакомыми людьми и выдающимися личностями – все это обогащает и пополняет эмоциональный и культурный мир подростка. Во время учебы ученики добиваются успеха, определенных высот для дальнейшей профессиональной деятельности. Общение между учителем и учеником меняется, оно становится более значимым и переходит на взрослый уровень. Общение определяется несколькими типами:
Толерантный тип – это общение, когда собеседники понимают и принимают мнения друг друга. Они терпимы к высказыванию оппонента, если их суждения и не совпадают. Если реплика была оскорбительна, то предполагается извинение.
Агрессивный тип – это непринятие другого мнения. Чаще всего, высказывания грубые. На замечания, может быть неадекватная реакция.
Избегающий тип – это не проявление, какой либо ответной реакции на обращение собеседника.
Подросток проявляет все типы общения в определенных жизненных ситуациях. И только у воспитанного старшеклассника формируется понимание, что общение – это главная привилегия человека.
«Противоречивость положения подростка, изменение структуры и его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос «Кто Я?». Постановка этого вопроса – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению» Негативные проявления подросткового возраста - беспокойство, раздражительность, противоречивость чувств, резкая смена настроения, меланхолия. Позитивные – появление новых ценностей, потребность узнавания ранее неизвестного, стремление самоутвердиться в обществе. У подростка проявляются такие черты характера, как застенчивость, агрессивность, внутренняя противоречивость. Преодоление трудностей предусматривает три стадии: первичная (когнитивная и аффективная), то есть оценка ситуации; вторичная – оценка альтернативных решений проблемы; третичная – переоценка ситуации и выбор новых норм поведения. Происходит формирование представления о прошлом и будущем, о конечности существования. Это вызывает страх и беспокойство. С развитием самосознания подросток начинает чувствовать стабильность развития и тревожные мысли постепенно исчезают. Разница между реальной и идеальной самооценкой приводит к внутреннему конфликту, девиантному поведению – это тревожный симптом, так как нарушается поведение и социальная адаптация подростка.
В старшем подростковом возрасте складывается положительная Я – концепция, она определяется тремя факторами: убежденностью в симпатии другим людям, уверенности в способности к какой либо деятельности и чувством собственной значимости. «Большинство учащихся уже сознает, что многие качества личности, например такие, как смелость, настойчивость, решительность, хороши тогда, когда хороша личность». Подростки начинают сравнивать себя со сверстниками, и не всегда это сравнение вызывает положительную оценку. Они переоценивают действительные и мнимые отклонения от нормы, особенно, если это касается собственного тела и внешности.
Внешний вид подростка часто становится источником конфликтов в семье и школе. Взрослые не понимают и не принимают молодежную моду, музыку и некоторые проявления чувств. Старшеклассник считает себя уникальной личностью, хочет, чтобы родители увидели его индивидуальность и считались с ней. Но в тоже время он не хочет выделяться среди сверстников, стремится быть «как все». На основе созревания своего «Я» подросток пересматривает ценности и переносит их с родителей на референтную группу. По мере взросления молодые люди начинают соблюдать моральные и нравственные нормы поведения, давать адекватную самооценку и считаться с мнение других, быть более терпимыми и проявлять заботу, уважение к взрослому поколению и своим сверстникам.
Мы можем сделать следующие выводы по данному разделу:
Общее эмоциональное созревание – от недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам;
Социальное созревание – от чувства неуверенности к находчивости в обществе, к эмансипации;
Освобождение от опеки родителей к вере и опоре на собственные силы;
Выбор профессии – от интереса к престижным профессиям к правильной оценки своих знаний и выбору соответствующей профессии;
Интеллектуальное созревание – от веры авторитета группы к фактам, объяснениям, доводам и постоянным интересам;
Проведение свободного времени – от индивидуальных занятий любимым делом к коллективным;
Формирование жизненной философии – от равнодушия к участию и чувству долга.
«Нужно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по - настоящему полезным обществу человеком».