Современные психолого –педагогические подходы к работе с детьми, требующими особого внимания
Современные психолого –педагогические подходы к работе с детьми, требующими особого внимания
Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа¬лению, давно привычным термином? Для полицейского - это хулиган, для учителя - «неформальный – лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребе¬нок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жиз¬ни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные психолого –педагогические подходы к работе с детьми, требующими особого внимания»
Современные психолого –педагогические подходы к работе с детьми, требующими особого внимания.
Педагог - психолог
ГУ «средняя общеобразовательная
школа № 12 отдела акимата г. Экибастуза»
Титаренко Марина Игорьевна
Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для полицейского - это хулиган, для учителя - «неформальный – лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. В учебном заведении с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Среди причин, способствующих возникновению этой категории учащихся, можно отметить следующие:
– отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
– незнание их интересов и потребностей;
– политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
– усиление влияния псевдокультуры;
– неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
– отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
– сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
– «эпидемия» разводов;
– потеря эмоциональных контактов с детьми.
Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать: • создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); • создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; • создание «Школы родителей», обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; • информационно-просветительскую работу. Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.
На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор психолого - педагогических средств, которые, с одной стороны, помогают ребенку реализовать себя, с другой - познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка социальной и психолого-педагогической поддержки при совместной работе ЗДВР, соцпедагога, инспектора и психолога.Основными направлениями деятельности психологаявляются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен постоянно совершенствоваться и использовать новые инновационные методы работы, так как психологическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Цель психологической поддержки:
- профилактика правонарушений несовершеннолетних, гармонизация процесса личностного роста, помощь в самоопределении;
Задачи:
- превентивная коррекция девиантных форм поведения;
- развитие и повышение эффективности психологической работы с семьями и детьми «группы риска»;
- эффективное использование внутреннего потенциала личности в разрешении трудной жизненной ситуации;
- восстановление контактов ребенка/подростка с родителями.
Ожидаемый результат:
- укрепление сплоченности всех членов семьи;
- восстановление контактов ребенка с друзьями, оказывающими положительное социальное влияние;
- улучшение успехов ребенка в школе;
- укрепление контактов между семьей и ближайшим окружением;
- приобретение семьей опыта, навыков и приемов, которые могут помочь ей самостоятельно решать проблемы и трудности, возникающие в будущем;
- снижение уровня правонарушений несовершеннолетних;
- восстановление детско-родительских отношений, снижение уровня социальной напряженности в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка.
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Я, как психолог, помогаю классным руководителям в составлении карт сопровождения, даю рекомендации по итогам диагностических исследований.
В своей работе я еще практикую проведение анкетирования, где родители отвечают на ряд вопросов. Такие анкеты я запускаю в начале сентября для родителей первоклассников, анализ анкет позволяет выявлять проблемы адаптации и даёт картину ближайшей зоны развития. Таким образом, уже заочно я знакомлюсь с детьми и условиями их развития.
Для пополнения информации о ребенке и его взаимоотношений семье я провожу рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Три дерева».
Следующим этапом выявления детей, склонных к девиантному поведению, мы используем анкету, разработанную психологом Кибирёвым А. А.
Анкету можно использовать в работе с учащимися, начиная с 5-х классов. Затем анкеты обрабатываются по специальной формуле «Шкала оценки уровня социальной адаптации».
После проведения анкетирования классный руководитель заполняет свою часть таблицы, давая оценку каждому ученику. Таким образом мы сравниваем результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.
- Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
- Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив, вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;
- В-третьих, результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения.
На основании полученных результатов я начинаю планировать индивидуальную коррекционную работу. В планировании коррекционной работы я опираюсь на инновационные психолого-педагогические методы и принципы воспитания трудных детей: Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. . Условиями реализации данного принципа являются: • стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт; • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения; • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; • доверие к ребенку; Принцип социального закаливания трудных детей, который предполагает включение учеников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Также я, в своей работе, использую методы индивидуального педагогического воздействия.
Прием - просьба о помощи.
Прием - оцени поступок.
Прием - стратегия жизни.
Прием - рассказ о себе и других.
Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии.
Прием - ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего. Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Работу с родителями я строю на основе анализа анкет родителей, бесед с классным руководителем и соцпедагогом, и посещения квартир детей, требующих особого внимания.
Анализ проблем, которые мы выявили за последние годы, позволил сделать следующие выводы: 1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем. 2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время. 3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени - их занятость. 4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы. 5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
Для устранения данных пробелов в семейном воспитании мы проводим регулярные занятия «Школы родителей».
Целью данной работы является, прежде всего, просветительская работа, но организованная не по старому методу лекториев, а живое общение с использованием элементов тренинга.
Наиболее эффективными в своей работе считаю упражнения направленные на выработку стратегии семейного воспитания.
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»
Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят опросный лист: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?
Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время.Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?
- Упражнение для родителей«Семейная фотография»
Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.
- Упражнение для родителей «Семейная скульптура».
Эта методика относится к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.
- Методика «Создание аналогичных ситуаций».Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают семьям более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить.
- Психологическая игра «Заверши предложение».
Данные приёмы помогают родителям сделать процесс семейного воспитания и полезным, и увлекательным. Повышение семейной сплоченности, сближение поколений «отцов и детей» в каждой отдельно взятой семье – вот стратегия, позволяющая корректировать проявление девиаций в поведении подростков.
Приложение
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
1. Укажите:
Ваше имя и фамилию______________________________________________
2. Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер
2.1. Состояние здоровья
2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал
2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия
2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников
2.1.4. Практически здоров
2.2. Активность
2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую
2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел
2.3. Учёба
2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе
2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет
2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам
2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу
2.4. Семья
2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать
2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни
2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне
2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем
2.5. В моей семье
2.5.1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома
2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов
2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним
2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту
2.6. Планы на будущее
2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться
2.6.3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
2.7. Интересы
2.7.1. Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь
2.7.2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
2.7.3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
2.7.4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества
2.8 Я и учителя
2.8.1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
2.8.2. Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
2.8.3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю
2.8.4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен
2.9. Мое мнение
2.9.1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают
2.9.2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
2.9.3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
2.9.4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания
2.10. Отношение к обидчикам
2.10.1 . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам
2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком
2.10.3. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
2.10.4. Я могу простить обиду
2.11. Волевые качества
2.11.1. Я способен стать лидером группировки
2.11.2. Я умею жить по «понятиям»
2.11.3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
2.11.4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
2.12. Какая пословица (тост) Вам больше нравится
2.12.1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
2.12.2. Хочешь жить, умей вертеться
2.12.3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
2.12.4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
2.13. Какое высказывание вам больше подходит
2.13.1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
2.13.2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
2.13.3. Курить, здоровью вредить
2.13.4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.
Приложение
Шкала оценки уровня социальной адаптации
Основные факторы социальной адаптации
Уровни социальной адаптации
0% 25% 50% 75 %
1 уровень -
значительно ниже нормы
2 уровень - ниже нормы
3 уровень - близко к соц. норме
4 уровень - социальная норма
1. Состояние здоровья
Психические патологии
Хронические заболевания
Частые, заболевания
Удовлетвори
тельное
2. Общественная активность
Не участвует в общественной жизни
Пассивный участник общественных дел
Активный участник творческих дел
Организатор коллективных творческих дел
3. Отношение к учёбе
Отрицательное
Избирательное
Положительное
Учится с интересом
4.Семья воспитанника
Асоциальная (криминальная) семья с пьющими родителями
Аморальная семья, присутствует дух наживы и стяжательства
Конфликтная семья (постоянные споры и конфликты)
Внешне благополучная, но есть проблемы
5. Характер эмоциональных отношений в семье
Напряжённо-конфликтные отношения
Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение
Ровные, но без эмоциональной близости
Атмосфера дружбы, поддержки, взаимопонимания
6. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
Жизненные планы асоциальной (криминальной) направленности
Планы неопределённые или нереальные
Планы в основном определились, нет жизненных ориентиров
Проф. планы выражены чётко, положительные жизненные ориентиры
7. Уровень развития интересов и потребностей
Только материальные потребности, интересы асоциального характера
Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы
Сочетание культурных и материальных потребностей, разносторонние интересы
Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы
8. Отношение к педагогическим воздействиям
Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий
Неприятие педагогических воздействий через пассивное сопротивление
Избирательное отношение к педагогическим воздействиям
К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно
9. Самокритичность и самооценка
Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка
Критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена
Отношение к себе безразличное, самооценка занижена
Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям
10. Внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию
Проявление жестокости и агрессивности к окружающим
Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию»
Сопереживания могут проявляться только в отношении близких людей
Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь
11. Волевые качества
Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках
Слепое подчинение чужой воле
Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния
Редкое употребление нецензурной лексики, к противоправным поступкам не склонен
Высокая культура речи, следование социальным нормам и правилам поведения
13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению
Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно
Наркотик, токсические вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит
К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко
Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит
Экспертные оценки (уровни социальной адаптации) выставляются как мини-мум 2 экспертами классным руководителем и психологом. Оценка принимается в случае совпадения мнений экспертов.
факторы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
сумма
уровень
уровень
Сумма возникает из сложения баллов, соответствующих отмеченному уровню по 13 факторам (показателям социальной адаптации) и может составлять от 13 до 52 баллов.
Коэффициент социальной адаптации вычисляется по формуле:
К.С.А = сумма баллов : 52 х 100%
Приложение
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»
Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят опросный лист: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?
Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время. Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?
- Упражнение для родителей«Семейная фотография»
Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.
- Упражнение для родителей «Семейная скульптура».
Эта методика относится к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.
- Методика «Создание аналогичных ситуаций».Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают семьям более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить.
Приложение
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»
Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят опросный лист: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?
Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время. Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?
- Упражнение для родителей«Семейная фотография»
Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.
- Упражнение для родителей «Семейная скульптура».
Эта методика относится к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.
- Методика «Создание аналогичных ситуаций».Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают семьям более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить.