Просмотр содержимого документа
«Социальное здоровье школьника»
Денисова И.А. – социальный педагог МАОУ СОШ № 45
ЗДОРОВЬЕ
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Л. Шопенгауэр
Согласно определению, которое приведено в предисловии Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов,
но и полное физическое,
душевное и социальное благополучие
Социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе.
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками. Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
Критерии социального здоровья:
адаптация в референтных общностях (семья, класс, группа);
овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
овладение нормативным поведением;
наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств
Основные критерии нормативности социального здоровья детей:
социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
ценностное отношение к собственному здоровью;
активная жизненная позиция;
социальная адаптивность;
отсутствие социальных девиаций в поведении;
отсутствие поведенческих расстройств;
отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.
Коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся
Социальное сопровождение (патронат)
Профилактика асоциального поведения учащихся
Основные направления работы социально- психологической службы МАОУ СОШ № 45
Работа с семьей по устранению социального неблагополучия
Охранно-защитная деятельность
Методическая работа с пед. коллективом, разработка программ и рекомендаций, социальным окружением детей
Просветительская деятельность
Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска - любое социальное сообщество,
способствующее возникновению,
развитию и реализации
антиобщественного поведения
несовершеннолетних»
Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной
нетрудоспособности, заболе-
ваний, несчастных случаев,
приведших к инвалидности,
до потери кормильца.
Краткий социальный паспорт
Учебный год
Полные семьи
2015-16
Неполные семьи
735
2016-17
асоциальные
705
308
2017-18
1
865
ВШУ
303
0
311
5
3
1
6
Аспекты формирования социального здоровья школьников
создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся.
взаимодействие государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения
формирование органов ученического самоуправления и детских объединений, создаваемых в образовательных учреждениях.
Главный аспект – активное взаимодействиесемьи и школыв вопросах формирования здоровья ребенка
В этой работе необходимы звенья: учитель — родители, родители — дети. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, необходима психологическая перестройка учителей и родителей. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели. Здоровый образ жизни — это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром. Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников.
Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья прежде всего родителей. Образование
родителей, в отличие от детей,
в первую очередь призвано
оказать им помощь в сохранении
и укреплении здоровья детей.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»