Цель психологическая:выбор форм развития психологической компетентности.
Цель практическая: создать комфортные условия для пополнения субъективного опыта каждого участника проводимых занятий.
Правила проведения тренинга:
отключение звукового сигнала мобильного телефона
активное участие в предлагаемых заданиях и упражнениях.
выступление по одному (не перебивать)
«здесь и сейчас»
конфиденциальность
соблюдение расписания занятия. (3 мин.)
1. Ритуал приветствия. (3 мин.)
Встать в круг, возьмитесь за руки, друзья! Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться. И проговариваем приветствие в форме пожелания на успешное проведение занятия.
Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходиться по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Проговариваем «Формулу любви к себе».
«Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться. Самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
5. Упражнение: «Весёлая змейка» (групповая форма работы, массаж спины, активизация плечевого пояса). (10 мин.)
Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа. 1-е упражнение - поглаживание; 2-е – постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены; 3-е – «цыпочки», три пальца соединены вместе и ими осуществляется легкое поколачивание; 4-е –большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа; 5-е – костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок); 6-е – поглаживание. Затем, обхватив плечи своего соседа аккуратно их потряхиваем вперёд- назад, как бы имитируя движения «цыганочка плеч». Затем, взяв под локти своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперёд, левая – назад и наоборот).
Представьте себе, что вы попали в темницу к Кощею Бессмертному. Вы долго придумывали способ побег, но всё тщетно, пока не заметили в углу темницы странный пыльный рулон. Когда вы его развернули, о чудо – это же ковёр-самолет. Вы сломали решётки на окне вашей темницы и вдвоём помчались прочь на ковре самолёте, подальше от темницы и царства Кощеева. Однако приближалось время к ужину, и ваш побег был обнаружен. Кощей отправил за вами погоню. Вот вы чувствуете, что ковер-самолёт теряет высоту, а впереди отвесная скала, внизу пропасть. Стражники Кощея все ближе и ближе. Но вот они скрылись за поворотом, вы слегка оторвались. Тут на ковре появилась надпись: он сможет переместить через горы вес только одного тела. На несколько минут вы зависаете над пропастью, и вам предстоит принять непростое решение, кто же из вас продолжит путь на ковре-самолете. Время на обдумывание - 5 минут. Через пять минут ковер либо упадет вниз, либо наберет высоту и перелетит через горы, но с весом одного тела.
Ведущий наблюдает за тем, как проходят переговоры в парах, и отмечает, где они более оживленные, а где проходят без энтузиазма.
По истечении времени проходит р е ф л е к с и я:
- Каким образом вы договорились?
- К какому решению пришли?
- Какие ощущения, чувства у вас были в момент обсуждения и после принятия решения?
После того, как все пары выскажутся, ведущий дает им понять, что однозначного решения здесь быть не может.
Но это упражнение помогает сделать выбор в трудной жизненной ситуации, задуматься о своей жизни и её значении.
7. Рефлексия на упражнение (10 мин.).
8. Упражнение «Говорящие руки» (10 мин.).
Все участники садятся в круг и вытягивают руки вперед. По сигналу все имитируют руками:
- колыхание ленточек на ветру;
- веер свернутый и распахнутый;
- полет бабочки;
- кувшинку, которая чуть раскрылась.
9. Рефлексия на упражнение.
10. Рефлексия на занятие (10 мин.).
Подведение итога. Мы с вами активно пообщались и достигли поставленной цели. Мне хочется присоединиться к положительным эмоциям и чувствам которые вы испытали во время занятий. Пожелать вам психологического равновесия и успеха во всех ваших делах. Наше занятие на сегодня завершено. Прошу Вас встать в круг и высказать добрые пожелания друг другу.
Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей её. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов – профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, - то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», - это любовь к детям!
Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога – любите ребёнка!»
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования к личности педагога. Эти требования относятся к:
- системе знаний, умений и навыков;
- способностям;
- сфере общения.
Обобщая исследования в области педагогической психологии, рассмотрим таблицу Р.С. Немова, в которой он предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога (презентация, таб. 1).
Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В. И. Титов выделяет семь таких качеств (презентация, таб. 2).
Хочется отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.
Развивающаяся личность – это изменяющаяся личность, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в этом мире.
Развитие личности – это всегда самосовершенствование. Это – делание. Умственная активность и пластичность, т.е. умение выстраивать свое поведение в изменяющихся условиях. Использовать для роста можно и нужно любые ситуации.
Обратите ваше внимание, это предельно обобщенный путь развития личности.
Схема «Развитие личности».
Попробуем изменить свое отношение к самому скучному и неприятному уроку. Попробуем стать хозяином кусочка своей жизни. Попробуем создать радость там, где её пока нет.