Кто не слышал про теорию подкрепления, кто не знает, что дрессируя животных их поощряют едой за выполненный трюк? А как большинство из нас поступает, если хочет чего-либо добиться от другого человека? Во-первых, отмечают, что им не нравится, во вторых, повторяют, что это им не нравится, в-третьих, всячески выражают свое недовольство когда сталкиваются с тем, что им не нравится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Простой пример: на прием приходит мать с дочкой (8 лет), у них много проблем, напряженные отношения, и для того достаточно оснований. Но вот мама (заботясь о здоровье девочки) делает ей замечание: «Не сутулься». Девочка слегка дергается, больше лицом, чем спиной — очевидно она не раз слышит подобные замечания в течение дня и уже привыкла не расходовать на это душевные и физические силы. Результат нулевой. Пробую по-другому. Предлагаю девочке сесть за более удобный стол — она от такой перемены немного выпрямляется и тут же поддерживаю ее: «Ого, как ты ровно сидишь. Неужели сможешь так держать спину?» - осанка становится практически балетной.
Просто? Да, предельно просто, каждый может с этим справиться. Сложно? Очень сложно, потому что это требует изменения всей системы мышления. Мы привыкли игнорировать то, что нам нравиться, нас устраивает — сделал ребенок уроки вовремя — так и должно быть, о чем тут говорить. А вот если не сделал, если мы не довольны, то тут и сосредотачиваем все наши силы. Это приводит к тому, что ребенок быстро усваивает: позитивное внимание получать сложно и ненадежно. А вот негативное внимание легко и доступно. Детям же внимание родителей жизненно необходимо и даже негативное лучше, чем полное его отсутствие. Так что мы сами всему обучаем наших детей.
Как иначе? Для начала научиться самому вести себя другим образом.
Определитесь, какое поведение вы хотите взрастить. Именно поведение, наблюдаемое и однозначное. Если вас интересуют черты характера, отношения, сформулируйте для себя, в каком поведении это будет выражаться. Например, вы хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным. Тогда желаемым поведением будет (в зависимости от возраста): убирает свои игрушки, переодевает сразу школьную форму и вешает ее в шкаф, поддерживает порядок у себя на столе, кладет грязную одежду в специально отведенное для этого место и т.д.
Скажите ребенку, какое поведение вы хотели бы видеть. Очень важно, чтобы это прозвучало ясно, конкретно, доброжелательно и в тот момент, когда внимание ребенка сосредоточено на вас. Избегайте говорить то, чего « не» стоит делать. Безусловно лучше сказать: «Я хочу, чтобы испачканная одежда лежала в мешке для грязного белья», чем «Я хочу, чтобы ты не разбрасывал грязную одежду по всему дому».
Если увидите, что просьбы игнорируются, повторите их спокойно и доброжелательно. Вполне можно (и нужно) сочетать настойчивость с доброжелательностью. А когда заметите, что ребенок выполнил просьбу — непременно отметьте это.
Когда хорошее поведение войдет в привычку, можно перестать отмечать каждое его проявление, но время от времени выражайте свое одобрение. Например: «Ты отлично убираешь за собой все вещи. У нас теперь такая красота в квартире, что можно сегодня не тратить время на наведение порядка, а лучше пойти в кафе-мороженое».