Родительское собрание
ПОДРОСТКОВЫЕ САМОУБИЙСТВА
(слайд 2)
Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе,
но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.
В переходном возрасте мир делится на черное и белое, хорошее и плохое. Если искать смысл жизни – то играя со смертью, если любить – то до гроба. Как уберечь ребенка от рокового шага?
Взросление неизбежно связано с переоценкой подростком тех ценностей, которые родители прививали ему с рождения. Иногда это явление переходит разумные границы. Подросток проявляет негативизм в любых мелочах, рассуждает о никчемности и бессмысленности жизни, жестокости этого мира и смерти как способе избавления от несправедливых страданий. Кто-то доказывает теорию, согласно которой истинно свободный человек имеет право на самоуничтожение. Некоторые подростки находят красивые аллегории для определения жизни и смерти. Например, что жизнь - это шахматная партия, в которой природа всегда выигрывает. Но, ни один уважающий себя шахматист не станет доигрывать партию, если поймет, что она заведомо проигрышная. А значит, до старости могут доживать только наивные «любители». «Профессионалы» должны уходить из жизни раньше. Родителям не надо бояться подобных рассуждений. Ребенок вовсе не собирается покончить с собой - ведь так сладко быть уникальным и непонятым в «этом неправильно мире».
(слайд 3)
Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
..............................у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
..............................читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
..............................чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь – шаг.
Они не были рождены самоубийцами,
..............................но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать
(слайд 4)
Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.
(слайд 5)
Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:
- 280 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских
(слайд 6)
число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства
Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек.
девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши
(слайд 7)
За каждым суицидальным случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру дети от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно,
непредсказуемо или неизбежно.
(слайд 8)
Причины самоубийств:
19% - страх перед наказанием
18% – душевная болезнь
18% - домашние огорчения
6% - страсти
3% денежные потери
1,4% - пресыщенность жизнью
1,2% - физические болезни.
41% - другие
(слайд 9)
Каковы же основные причины совершения суицида?
- Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).
- Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
(слайд 10)
- Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
- Несчастная любовь, одиночество.
- Страх перед будущим.
- Потеря смысла жизни.
(слайд 11)
- Подражание кумирам. В Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
- Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
- Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...
(слайд 12)
Всё плохо и жутко в жизни моей. И вопрос есть один: «А зачем же я в ней?»
(слайд 13)
- Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.
(слайд 14)
Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями.
На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь)
На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение
15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
(слайд 15)
Изучение специфики детской суицидальности позволило выделить пять основных типов личностного смысла их самоубийств: "протест", "призыв", "избежание", "самонаказание", "отказ".
(слайд 16)
Смысл суицидов "протеста" заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
(слайд 17)
Суть суицида "призыва" в том, чтобы активизировать реакции окружающих, обратить на себя их внимание, вызвать своей смертью их сочувствие, сострадание.
(слайд 18)
При суицидах "избежания" (избежание наказания или страдания, стыда, позора, выставления на посмешище, общее обозрение) смысл заключается в устранении себя от непереносимой угрозы чувству собственного достоинства.
(слайд 19)
Что же касается суицидов "отказа", то ребенок, отчаявшись противостоять невыносимым с его точки зрения жизненным трудностям, не видя смысла своего дальнейшего существования, намеренно уходит из жизни (реакция полной капитуляции).
(слайд 20)
"Самонаказание" можно определить как протест ребенка во внутреннем плане при своеобразной оппозиции двух "Я": "Я - судьи" и "Я - подсудимого" (внутренний конфликт личности).
80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
(слайд 21)
Словесные признаки:
Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
Много шутят на тему самоубийства.
Заинтересованность вопросами смерти.
(слайд 22)
Поведенческие признаки:
1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении,
3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
(слайд 23)
Ситуационные признаки:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении
3. Ощущает себя жертвой насилия
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
(слайд 24)
Помощь детям, склонным к суицидам:
Сформировать у подростка четкие установки:
- Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»
(слайд 25)
- Самое ценное – это человеческая жизнь.
- Из любой трудной жизненной ситуации есть выход.
(слайд 26)
- Ты можешь и должен искать помощи у людей, которым доверяешь.
(слайд 27)
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Им не исчезнуть начисто, дотла.
Спешите ж делать добрые дела!!!
(слайд 28)
Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребенка.
Дети, которые хотят закончить жизнь самоубийством особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь плохой? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с Вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка.
Необходимо выяснить причину, которая тревожит ребенка. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»
Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения ребенка могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и заканчивая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, эмоциональные нарушения.
Чем более разработан метод самоубийства, тем выше его риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный ребенок, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать с поле зрения ребенка.
Не оставляйте ребенка одного. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить в скорую помощь или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на Вас определенную ответственность.
А теперь самые основные советы
(слайд 29)
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека.
Оцените глубину эмоционального кризиса.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о людях, совершивших суицидальные попытки окончить жизнь самоубийством. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неудачникам. Такие люди испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
(слайд 30)
Жизнь – это шанс, не упусти его!
Жизнь – это мечта, осуществи её!
Жизнь – это любовь, так люби!
Жизнь – это долг, исполни его!
Жизнь – это счастье, сотвори его сам!
Жизнь прекрасна…Не разрушай её!
(слайд 31,32)