Рисуночные тесты как основной метод работы педагога - психолога с учащимися
Рисуночные тесты как основной метод работы педагога - психолога с учащимися
«Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рисуночные тесты как основной метод работы педагога - психолога с учащимися»
Рисуночные тесты как основной метод работы педагога - психолога с учащимися
Педагог- психолог
МОУ Сулгачинской СОШ Владимирова Н.М.
"Всякая мысль заканчивается движением"
И.М.Сеченов.
План доклада:
Введение. Что такое проективные методики?
Рисуночные тесты как основной метод работы развития личности учащегося
Рисуночные проективные методики на практике
Приложение
«Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.» (Психологический словарь, 1990).
Основное отличие качественной методологии исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики.
«Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.» (Психологический словарь, 1990).
Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. Наш исследовательский опыт подсказывает, что чаще всего психологическая защита срабатывает в следующих ситуациях:
Значительным плюсом проективных методик является то, что они эффективны в исследованиях с детьми. Чем младше дети, тем меньше вероятность того, что они смогут ответить на прямые вопросы. Здесь на помощь модератору приходят проективные методики, которые в привычной для детей игровой форме позволяют выяснить необходимые моменты.
Еще одним важным положительным моментом использования проективных методик является их развлекательность: оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносит в групповую дискуссию или интервью элемент игры, в которую респонденты с удовольствием включаются. Кроме того, судя по высказываниям клиентов, наблюдающих за ходом дискуссии из-за зеркала, использование некоторых проективных методик отчасти превращает исследование в очень интересный и яркий спектакль.
Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктурированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.
Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ решения тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные характеристики его психики. Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.
В принципе проективные методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию. Считается, что подобные тесты выявляют так же скрытые или неосознанные стороны характера личности. Более того, чем менее структурирована и формализована тестовая задача, тем менее вероятно, что у тестируемого возникнет какая-либо защитная реакция на нее, в результате которой он попытается избежать тестирования или каким-либо способом привести результаты тестирования к желаемому виду.
Вероятно, к проективным методикам следует отнести и тесты-наблюдения, которые позволяют выявить различные черты характера испытуемого, исходя из разнообразной информации о нем, которая на первый взгляд может показаться малозначимой. При этом нет никакой необходимости ставить перед испытуемым какие-либо задачи - достаточно просто поинтересоваться, как он обычно одевается, какие часы носит, какие вещи находятся в его сумке и т.п.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека, тогда как количественные — с умственными способностями. Тест "Нарисуй человека" был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 году. В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворённая тем, что тест "Нарисуй человека" использовался только для измерения уровня интеллекта и базируясь на своём богатом клиническом опыте, пересмотрела "жёсткий" оценочный метод Гуденаф.
В 1948 году был опубликован тест "Дом-Дерево-Человек", который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности.
Обсуждение теста "Рисунок семьи" появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования; использование карандашей, стирание, вычёркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать "Кинетический рисунок семьи", который впервые описали Бурис и Кауфман (1970, 1980). Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают.
Рисуночные тесты как основной метод работы развития личности учащегося
Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов
Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью.
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов. Однако для психологов-практиков всё-таки необходимо определённое руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы с рисунками. Необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке "послания", зашифрованного в символах.
Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимая информация в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жёсткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается. Для овладения искусством интерпретации необходимо:
1) изучать стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков;
2) использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка;
3) быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка;
4) объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы её кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.
В дополнение к вышесказанному при интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком, прежде чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на ту информацию, которую передаёт этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо "войти" в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя.
2. После этой интуитивной импрессивной стадии, собирающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально, с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали.
3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.
Кинетический рисунок семьи или тест "Дом-Дерево-Человек" могут быть идеальными для определения чувств по отношению к членам семьи, тогда как тест "Нарисуй человека" больше подходит для определения скрытых сексуальных тенденций и чувств в отношении самого себя.
В психологии существует тенденция при анализе рисунков чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на различные аспекты здоровья. Определить эмоциональное здоровье во всей его полноте и индивидуальных проявлениях — задача не простая. Поэтому психологи чаще уделяют внимание тому, что нездорово, или суммируют различные характеристики (чувства, поведенческие затруднения), рассматривая их в широком спектре нормы. Психологические интерпретации очень часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному.
Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они:
1) способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности;
2) имеют позитивное отношение к самому себе;
3) не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
4) точны и адекватны в своих восприятиях;
5)сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход;
6) владеют психологическим "инструментарием" для успешного решения конфликтов и жизненных проблем.
Общее руководство к интерпретации рисунков: существует ряд общих положений, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации рисунков.
Безотносительно к содержанию рисунка, чрезвычайно важными и информативными являются такие показатели, как манера, характер изображений, качество линий. Все это имеет такое же значение, как и содержание рисунков. При анализе рисунков очень важно взглянуть на всю картинку в целом и сделать выводы относительно следующих характеристик.
Рисуночные проективные методики на практике
В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. Особенностью тестов этой группы является то, что тестируемого просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных чертах характера тестируемого.
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.
Часто применяемые в моей практике методики:
№
Категория испытуемых
методики
1
Дошкольный возраст
Моя семья, Рисунок человека
2
Младший школьный возраст
Моя семья, Рисунок человека, Автопортрет, Несуществующее животное, Человек под дождем, Фрактальный метод Полуяхтовой
3
Подростковый возраст
Моя семья, Рисунок человека, Автопортрет, Несуществующее животное, Человек под дождем, Дом-Дерево-Человек, Фрактальный метод Полуяхтовой
4
Старшеклассники
Рисунок человека, Автопортрет, Несуществующее животное, Человек под дождем, Фрактальный метод Полуяхтовой
5
Педагоги
Рисунок человека, Автопортрет, Человек под дождем, Фрактальный метод Полуяхтовой
6
Родители
Человек под дождем, Фрактальный метод Полуяхтовой
Характеристики рисунков детей
При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития. Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу. Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа". Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе. Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, "выстраивать" вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами. Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.
После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.
Цвет, расположение, способ изображения, нажим на карандаш , детали рисунков все эти доскональные мелочи играют большую и значимую роль для интерпретации теста.
В принципе проективные методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.
Фрактальную методику Полуяхтовой можно использовать и в качестве способа снижения стресса, эмоционального напряжения.
Таким образом, проективные рисуночные методики могут использовать начинающий психолог, учителя начальных классов в своей работе.