Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках в начальных классах»
Нуртаева Нуржамал Ермекбаевна
Педагогический стаж:14 лет
Касымбекская средняя школа
Жамбылский район
Алматинская область
Учитель казахского языка
Психолог
ІІ категория
План мастер класса
Тема: « Рефлексия на уроках начальных классов»
Цели мастер класса и задачи:
Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках казахского языка.
Ожидаемые результаты:
Слушатели узнают : Что такое рефлексия, как она отражает отношение к тому или иному предмету, действию. Применят рефлексию в своей профессиональной деятельности, для обратной связи со своими учениками. Целевая аудитория: учителя школы
Формы и методы: групповая форма работы
Оборудование: презентация power point , карточки успешности, листы для группы.
Дидактические материалы: иллюстрации-картинки
Ход мастер класса
Содержание мастер -класса
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность участников мастер-класса
Время
Ресурсы
Вводная часть
Цели: Психологический настрой, с целью создания ситуации успеха для всех.
Формирование взаимопонимания между членами группы, умение разрешать
конфликты и вести грамотный, культурный
диалог.
Задачи:
разделить на группы, подведение к теме урока
Приветствие участников мастер-класса.
Деление на группы
Определение ролей в группе
и правила для группы
Приветствуют друг друга веселой музыкой «Самая счастливая»
Делятся на группы по разноцветным картинкам (цвет твоего настроения)
и находят свой стол по цвету
Каждая группа распределяет роли внутри групп и начинает работать координируясь правилом группы
3-5 мин
Аудиодиск с песней, разноцветные карточки
Карточки для групп с распределением в ней ролей
Стадия вызова
Цели : вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать участников
Для этого использовать прием «Brainstorming»
Участникам представлены вопросы, на которые они должны будут ответить Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)
Участники обсуждают в группах вопросы и отвечают. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей, которые участники могут реализовать на данной стадии
1-2 мин
Стадия осмысления
Цели: Получение новой информации, осмысление её. Соотнесение с уже имеющимися знаниями
предложить участникам перенести новую информацию в кратком виде в таблицу
Участники изучают теоретическую часть о рефлексии, методом маркировки текста
15 мин
Презентация
Листки бумаги
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
Цели: Стимулирует анализ, творческую переработку и интерпретацию полученной информации
Творческое задание в группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).
Презентуют свои варианты рефлексии, остальные группы, внимательно слушают и оценивают презентацию аплодисментами, чем громче и дружнее, тем выше оценка
15 мин
Презентация
Маркеры, плакаты,
Стиккеры
Оценивание групповой работы .
Предлагается обсудить работу групп и участие каждого члена группы
Используют карточки для оценивания , участники обсуждают свою работу и заполняют листочки успешности
Используя данные клише участники ишут отношение к мастер классу
5 мин
Карточки успешности
И карточки оценивания групповой работы
Рефлексия
предлагается заполнить стиккеры своим мнением о пройденном мастер-классе
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить за …
Я могу похвалить одноклассников за …
Меня удивило …
На мой взгляд, не удалось …, потому что
3 мин
Стиккеры
Дерево рефлексии
Рефлексия
Я долгое время преподаю казахский язык в начальных классах с русским языком обучения. Эти дети, часто сталкиваются с трудностями в обучении казахскому языку, и как следствие, связанной с этим , угасание мотивации и интереса к данному предмету. В данной ситуации , мне пришлось выработать свои «приемчики», которые сделали уроки более желаемыми для детей и привели к повышению интереса к моему предмету.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности). Что можно применять? Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
рефлексия деятельности
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки; «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; «Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.
(показ «дерева успеха» используемого в классе)
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…). Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».
(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе):
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).
У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Мои коллеги, учителя начальных классов стараются использовать рефлексию в своей деятельности, хотя и редко. До мастер класса они считали , что на нее уходит много времени. Но участие в совместном групповом задании , а именно придумать рефлексию самим, заставило пересмотреть отношение к данному виду деятельности, о чем они оставили свои записи на стиккерах .
Список использованной литературы
1.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00122-5 2.Bruer J. T. (1993). Schools for thought. Cambridge, MA: MTT Press. 3. Загашев И. Умение задавать вопросы.СПб,2003 http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html 4.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.