kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексия на уроках в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка повествует о способах рефлексии в начальных классах. Предлагается ряд методов рефлексии для учащихся начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия на уроках в начальных классах»



Нуртаева Нуржамал Ермекбаевна

Педагогический стаж:14 лет

Касымбекская средняя школа

Жамбылский район

Алматинская область

Учитель казахского языка

Психолог

ІІ категория



План мастер класса

Тема: « Рефлексия на уроках начальных классов» 

Цели мастер класса и задачи:

Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках казахского языка.

Ожидаемые результаты:

Слушатели узнают : Что такое рефлексия, как она отражает отношение к тому или иному предмету, действию. Применят рефлексию в своей профессиональной деятельности, для обратной связи со своими учениками. Целевая аудитория: учителя школы

Формы и методы: групповая форма работы

Оборудование: презентация power point , карточки успешности, листы для группы.

Дидактические материалы: иллюстрации-картинки

Ход мастер класса



Содержание мастер -класса

Этапы работы


Содержание этапа

Деятельность участников мастер-класса

Время

Ресурсы


Вводная часть

Цели: Психологический настрой, с целью создания ситуации успеха для всех.

Формирование взаимопонимания между членами группы, умение разрешать

конфликты и вести грамотный, культурный

диалог.

Задачи:

разделить на группы, подведение к теме урока


Приветствие участников мастер-класса.


Деление на группы






Определение ролей в группе

и правила для группы

Приветствуют друг друга веселой музыкой «Самая счастливая»


Делятся на группы по разноцветным картинкам (цвет твоего настроения)

и находят свой стол по цвету


Каждая группа распределяет роли внутри групп и начинает работать координируясь правилом группы


3-5 мин

Аудиодиск с песней, разноцветные карточки










Карточки для групп с распределением в ней ролей

Стадия вызова

Цели : вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать участников

Для этого использовать прием «Brainstorming»


Участникам представлены вопросы, на которые они должны будут ответить Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

Участники обсуждают в группах вопросы и отвечают. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей, которые участники могут реализовать на данной стадии

1-2 мин


Стадия осмысления

Цели: Получение новой информации, осмысление её. Соотнесение с уже имеющимися знаниями


предложить участникам перенести новую информацию в кратком виде в таблицу


Участники изучают теоретическую часть о рефлексии, методом маркировки текста

15 мин

Презентация

Листки бумаги


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

Цели: Стимулирует анализ, творческую переработку и интерпретацию полученной информации



Творческое задание в группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).


Презентуют свои варианты рефлексии, остальные группы, внимательно слушают и оценивают презентацию аплодисментами, чем громче и дружнее, тем выше оценка

15 мин

Презентация

Маркеры, плакаты,

Стиккеры















Оценивание групповой работы .








Предлагается обсудить работу групп и участие каждого члена группы






Используют карточки для оценивания , участники обсуждают свою работу и заполняют листочки успешности

Используя данные клише участники ишут отношение к мастер классу

5 мин

Карточки успешности

И карточки оценивания групповой работы

Рефлексия

предлагается заполнить стиккеры своим мнением о пройденном мастер-классе

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

Я могу себя похвалить за …

Я могу похвалить одноклассников за …

Меня удивило …

На мой взгляд, не удалось …, потому что

3 мин

Стиккеры

Дерево рефлексии



Рефлексия

Я долгое время преподаю казахский язык в начальных классах с русским языком обучения. Эти дети, часто сталкиваются с трудностями в обучении казахскому языку, и как следствие, связанной с этим , угасание мотивации и интереса к данному предмету. В данной ситуации , мне пришлось выработать свои «приемчики», которые сделали уроки более желаемыми для детей и привели к повышению интереса к моему предмету.



В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности). Что можно применять? Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки; «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; «Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.

(показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…). Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе):

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.



Мои коллеги, учителя начальных классов стараются использовать рефлексию в своей деятельности, хотя и редко. До мастер класса они считали , что на нее уходит много времени. Но участие в совместном групповом задании , а именно придумать рефлексию самим, заставило пересмотреть отношение к данному виду деятельности, о чем они оставили свои записи на стиккерах .





Список использованной литературы

1.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00122-5
2.Bruer J. T. (1993). Schools for thought. Cambridge, MA: MTT Press.
3. Загашев И. Умение задавать вопросы.СПб,2003
http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html
4.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.

4 http://metodisty.ru/download_file/7756.doc

5 http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf

6 http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлексия на уроках в начальных классах

Автор: Нуртаева Нуржамал Ермекбаевна

Дата: 10.10.2017

Номер свидетельства: 431753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "План работы МО учителей начальных классов школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(55) "planrabotymouchitielieinachalnykhklassovshkolyintiernat"
    ["file_id"] => string(6) "272779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452064603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "План работы МО учителей начальных классов школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(56) "planrabotymouchitielieinachalnykhklassovshkolyintiernat1"
    ["file_id"] => string(6) "272780"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452064610"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Развитие рефлексивных навыков учителя начальных классов как способ повышения профессионального роста "
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-rieflieksivnykh-navykov-uchitielia-nachal-nykh-klassov-kak-sposob-povyshieniia-profiessional-nogho-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "208292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430761950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья: Методы проведения рефлексии на уроках изобразительного искусства в начальных классах."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_mietody_proviedieniia_rieflieksii_na_urokakh_izobrazitiel_nogho_iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "409466"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492328811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рефлексивный отчет  учителя начальных классов третьего базового уровня Джолдиновой А.К."
    ["seo_title"] => string(88) "rieflieksivnyiotchietuchitielianachalnykhklassovtrietieghobazovoghourovniadzholdinovoiak"
    ["file_id"] => string(6) "282310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453663024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства