Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям при агрессивном поведении ребенка»
Рекомендации родителям при агрессивном поведении ребенка
Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний типа: «Если ты себя так поведешь, то мама с папой тебя больше любить не будут!» Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас пообщаться с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь из-за его назойливости. Лучше покажите, что вы понимаете просьбу ребенка, и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете. И еще один важный момент: не надо откупаться от ребенка дорогими вещами, подарками и т.п., так как для него гораздо важнее ваше непосредственное внимание.
Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии у ребенка. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами, а в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек или безобидных для окружающих действий (можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса, и если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее).
Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, и не обязательно сразу драться. Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет вербально объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание «ужасным» поведением.
Помните, что взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок, что он может лишь предполагать, что означает его поведение, основываясь на опыте наблюдений над собой и окружающими.
Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; у ребенка постепенно формируется сдерживающая способность и он может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (одноклассников, родственников, приятелей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов.
Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в социальном одиночестве, вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.
Необходимо устанавливать правила поведения в доступной для ребенка форме: например «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет».
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда он ведет себя должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит говорить: «Хороший мальчик (хорошая девочка)». Скажите: «Мне нравится, как ты поступил», «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу спокойно оставлять вас вместе».
В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии, и когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним историю, в которой он будет главным положительным героем. Используя вырезанные из журналов картинки или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалы. Поговорите с ним в тот момент, когда он спокоен, не нервничает.
Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам общения с другими людьми прежде всего путем наблюдения над поведением окружающих (в первую очередь – родителей).