« Преодоление детской агрессивности. Особенности общения родителей с агрессивным ребенком». Общешкольное родительское собрание
« Преодоление детской агрессивности. Особенности общения родителей с агрессивным ребенком». Общешкольное родительское собрание
Психологические особенности детей разных возрастных групп. Рекомендации рордителям как вести себя с агрессивными детьми. Особенности агрессивного поведения и первые прадпосылки его появления. Проведение практических занятий с родителями, при проявление агрессии детей. Развитие ответветственности, взаимопонимание, взаимоуважение, понимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Преодоление детской агрессивности. Особенности общения родителей с агрессивным ребенком». Общешкольное родительское собрание »
КГУ «Белоглинская основная школа»
Доклад на общешкольное родительское собрание на тему:
« Преодоление детской агрессивности. Особенности общения родителей с агрессивным ребенком».
Подготовила: Психолог
Соколова Елена Викторовна.
2014год.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность,
сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы данного явления и для своевременного преодоления таких опасных тенденций.
Агрессия - это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д).
Показ видеоролика «Похороните меня за плинтусом».
Примерные критерии агрессивности:
Младшие школьники:
часто теряют контроль над собой;
часто спорят и ссорятся с окружающими;
отказываются выполнять просьбы взрослых;
намеренно вызывают у других чувство раздражения;
обвиняют других в своих ошибках;
могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
долго помнят обиду, стремясь отомстить;
мнительны и раздражительны.
Средний школьный возраст и подростки:
угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
выступают инициаторами драк;
не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
не считаются с мнением родителей, их запретами;
прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.
И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:
Социализированная.
У детей низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, они игнорируют социальные нормы, имеют слабый контроль. Обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции.
Несоциализированная.
Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами. Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной или физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивным действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют следующие:
недостаточное развитие интеллекта;
сниженная самооценка;
низкий уровень самоконтроля;
неразвитость коммуникативных навыков;
повышенная возбудимость нервной системы.
Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка».
Временам кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередко приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Критерии оценки:
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов
Средняя агрессивность – 7-14 баллов
Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.
Причины детской агрессивности:
1.Семейные:
Неприятие детей родителями
Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Разрушение эмоциональных связей в семье
Неуважение к личности ребенка
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребёнку не доверяют;
родители не общаются со своим ребёнком;
вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.
2.Личные:
Подсознательное ожидание опасности.
Неуверенность в собственной безопасности.
Личный отрицательный опыт.
Эмоциональная нестабильность.
Недовольство собой.
Повышенная раздражительность.
Чувство вины.
3.Ситуативные:
Плохое самочувствие, переутомление.
Влияние продуктов питания.
Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
Одна из самых распространенных ошибок взрослых - стремление подавлять всяческие проявления детской агрессии (физические наказания, крик).
Негативные последствия физических наказаний:
Наказание при помощи физического воздействия унижает ребенка, и он начинает терять чувство собственного достоинства.
Формирует негативный образ родителей в сознании ребенка, вследствие чего он начинает терять чувство привязанности к родителям.
У детей в результате физических наказаний могут проявляться признаки антисоциального поведения, они становятся агрессивными по отношению к другим людям.
Ребенок начинает думать, что весь мир вне его дома устроен точно также – исключительно на насилии.
Физические наказания детского периода впоследствии становятся тяжкими воспоминаниями, как для родителей, так и для детей. Из-за этого теряется эмоциональная связь с прошлым, которая должна помогать человеку в настоящем и согревать его.
Избиваемый в детстве человек никогда до конца не простит своих родителей и не забудет причиненную ему боль и страдания.
Показ видеоролика «Величайщая ценность».
Памятка для родителей по общению с агрессивным ребенком:
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности:
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите поколотить подушку, дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать.
- Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
- Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
- Проявляйте к ребенку эмпатию, дайте понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих родных и друзьях.
- Чаще играйте с ребенком в настольные игры, которые требуют усидчивости, например: «Конструктор», «Пазлы», «Лото» и др. - Чаще используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновение, поглаживание). - Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. - Используйте гибкую систему поощрения, поощряйте сразу же, не откладывая на будущее. - Адекватно оценивайте возможности ребенка. - Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов. - Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Список литературы:
1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2002.-510 с.
2.Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь - XXI век, № 10 (2006), с. 12-15.
3.Журавлев Д. Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2(2003), с.185-192.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-Еврознак, 2003.-666 с.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007.-154 с.
6. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005.-639 с.
7.Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002.-187 с.
8.Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), с. 62-67.
9. Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002.- 62 с.