Просмотр содержимого документа
«Работа психолога с учащимися "группы риска"»
Работа психолога с учащимися "группы риска"
Цель: профилактика и преодоление отклонений в социальном, психологическом здоровье и в развитии учащихся.
Задачи:
- Исследовать психические проблемы у учащихся.
- Составить коррекционные программы, по результатам диагностики.
- Проводить коррекционные занятия с детьми, в соответствии с проблемными ситуациями.
- Проводить профилактическую работу с родителями и детьми.
- Отслеживать изменения в поведении учащихся, по результатам проведенной работы.
Ожидаемый результат: морально – устойчивый, дисциплинированный, мотивированный на учебную деятельность учащийся.
- Кто такие дети "группы риска"?
Слово риск означает возможность, вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти.
Дети «группы риска» находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Выделяют 2 аспекта:
Риск для общества, который создают дети данной категории.
Риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного здоровья.
Факторы риска:
1. Медико – биологические;
2. Социально – экономические;
3. Психологические;
4. Педагогические.
Категории детей:
Дети с проблемами в развитии;
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети из неблагополучных, асоциальных семей;
Дети из семей, нуждающихся в социально – экономической
и социально – психологической помощи и поддержке.
Критерии постановки на внутришкольный учет:
- Социальное неблагополучие семьи;
- Пропуски уроков;
Отставание в развитии;
- Проявление элементов асоциального поведения (агрессивность, конфликтность, драчливость, жестокость, гиперактивность)
Психологическая неуравновешенность (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, проблемы во взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми, проявление невротических реакций, трудности в общении, демонстративность в поведении);
Педагогическая запущенность (отсутствие интереса к учению, несоответствие образу школьника);
Употребление ПАВ (разовый случай).
Динамика изменения численности
детей «группы риска» с 2015 по 2019 г г.
2015 - 2016 2016 - 2017 2017 - 2018 2018 - 2019
Содержание работы психолога по работе с учащимися «группы риска»
Родители
Учащиеся
Учителя
- Просвещение (беседы, собрания, лектории);
-Диагностика (анкеты, тесты);
-Консультирование;
-Посещение квартир;
-Вовлечение родителей в участие в школьных мероприятиях;
- Посещение уроков родителями.
- Наблюдение;
- Диагностика;
Коррекция (тренинги, коррекц.упр.);
Составление индивид.плана раб.с особо трудн.учащ.
- Составление информац.карты;
Индивидуальные беседы;
Консультирование;
Просвещение (беседы, круглые столы, публичн. чтения, лекции );
Привлечение участкового, инспектора;
Вовлечение учащихся в мероприятия, кружков. и секцион.деят ;
Ежедневная проверка домашн.задания., дневника;
Отслеживание изменений в повед.учащ. (ведение дневников записей работы)
- Составление характеристики по итогам работы.
-Просвещение (тематич.сообщения на совещаниях);
-Индивидуальные беседы с классн.руководит., учит.предметниками-Консультации;
-Собрания «на троих»;
-Педконсилиумы.
Диагностический материал
-Анкета по выявлению трудновоспитуемых в группе ;
-Методика по выявлению уровня самооценки учащихся;
-Мотивация учебной деятельности (анкета)
-Диагностика межличностных отношений (социометрия);
-Выявление уровня агрессивности, враждебности у учащихся (метод.Кука – Медлея, метод. Кактус, тест руки)
-Диагностика эмоциональной сферы личности («Несуществующее животн.», шкала тревожности, ДДЧ);
-Диагностика особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения»;
-Определение типа темперамента, акцентуированных черт характера (Айзенк, Леонгард - Шмишек);
-Анкеты по изучению мнения подростков по проблеме зависимостей и табакокурения;
-Анкета «Социально-психологический портрет современной семьи»;
-Родительское отношение к детям (Тест- опросник А.Я Варга, В.В Стоилин.)