Психологическая разгрузка детей младшего школьного возраста
Психологическая разгрузка детей младшего школьного возраста
Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей - школьного возраста, занимают большое место в отечественной и зарубежной психологии.
Общая тенденция в развитии чувств младшего школьника — все большая их осознанность и сдержанность. Несмотря на то, что у младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные явления, в целом на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Кроме того, в этот период, последовательно развивается «способность» эмоции пространственно-временному смещению отражаемого содержания: ребенок может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая разгрузка детей младшего школьного возраста»
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №2»
«Психологическая разгрузка детей
младшего школьного возраста»
срок реализации программы I год
Аудитория (возраст детей): 7 – 9 лет
Педагог – психолог
Лецюк Мария Ивановна
Г. Ковылкино
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА для детей младшего школьного возраста»
Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей - школьного возраста, занимают большое место в отечественной и зарубежной психологии.
Общая тенденция в развитии чувств младшего школьника — все большая их осознанность и сдержанность. Несмотря на то, что у младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные явления, в целом на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Кроме того, в этот период, последовательно развивается «способность» эмоции пространственно-временному смещению отражаемого содержания: ребенок может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности.
Следует подчеркнуть тот факт, что большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывает учебная деятельность, складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. Именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося. В норме это отношение, безусловно, положительное, предполагающее уважение и доверие.
В младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Так, формирование моральных чувств — чувства товарищества, дружбы, долга, чести, сочувствия к горю окружающих и пр. В этот период в процессе обучения происходит развитие интеллектуальных чувств, растет любознательность детей, возникают чувства восхищения при новых открытиях. У младшего школьника развиваются и разнообразные эстетические переживания: у детей 8—10-летнего возраста могут быть глубокими и стойкими впечатления от стихов и рассказов, от театрального спектакля, от музыкальной пьесы.
Таким образом, в период младшего школьного возраста происходят серьезные изменения в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают. Закономерности протекания психических процессов, этапов формирования эмоций на данном возрастном этапе, используются при построении учебников, учебных пособий, применяемых в ходе обучения. Знание законов формирования и развития личности дает возможность целенаправленно и продуктивно строить воспитательный процесс. Каждое из эталонных и востребованных качеств личности может быть развито у человека при использовании соответствующих психологических механизмов, вне знания которых этот процесс становится менее управляемым и продуктивным.
Чтобы стать свободной, альтруистичной, высоконравственной, порядочной, творческой, авторитетной личностью, недостаточно суммирования усилий многих людей: родителей, воспитателей, педагогов, самого человека. Эти усилия могут быть направленными, так как названные качества могут проявится в поведения, в межличностных отношениях и общении человека, а затем быстро угаснуть. Оказываемые на личность воздействия должны быть психологически обоснованными. Это значит, что результаты воспитательных воздействий на развивающуюся личность зависят от меры психологической грамотности и компетентности тех, кто включается в этот процесс.
Процесс воспитания свободной, альтруистичной высоконравственной, порядочной, творческой, авторитетной личности очень сложный. Основы закладываются в семье на ранних стадиях развития человека. Семья — это база, основа, которая закладывается в ребенке в восприятии окружающего мира, окружающих людей и самого себя. От того, что смогли родители, семья дать ребенку в процессе его развития, зависит как он будет относиться к миру, к самому себе, будет ли он счастлив, уверен в себе, свободен, порядочен.
Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом». Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной «Я-концепции», от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости «Я». В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого родителя заключается в «усилении» «Я» ребенка, и « распределению» чувств по своим местам, соответствующим их назначению.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:
- Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Развивающие задачи:
1. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
2. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитательные задачи:
1. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
2. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
2. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
3. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреогировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Условия реализации программы:
Возраст детей участвующих в программе от 7 лет до 9 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).
Занятия проводятся циклично. Цикл длится 8 занятий.
дыхательное упражнение – развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
релаксация – расслабление с использованием звуко-терапии.
функциональные упражнения - арт-терапия (проектирование внутреннего состояния с использованием восковых мелков и бумаги). - коммуникативные упражнения (упражнения способствующие расширению «открытости» по отношению к партнерам, через организацию совместной деятельности). - визуализация ( воспроизведение в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, следовательно интегрирует работу мозга)развитие навыков общения, осознание своих чувств, сплочение коллектива, самовыражения.
занятия на природе – проводятся на природе, слушаем звуки, подвижные игры(развитие координации и способностью управлять своими мышцами).
Ожидаемые результаты:
по окончанию курса дети смогут самостоятельно снимать мышечное напряжение, будут обучены приемам саморасслабления, умению работать в группе, коррекции своего поведения, самоконтролю своего эмоционального состояния, повышение самооценки, снятию агрессивности.
- оценка детей воспитателями, родителями (путем анкетирования);
- обследование детей психологом (изучение познавательной сферы психики — пакет методик, изучение эмоционально-личностной сферы — методика «Полярный профиль», «Цветовой тест» по Дорофеевой, методика «Социометрия» и др.).
материальное обеспечение программы:
- тихая, хорошо проветриваемая комната.
- магнитофон с релаксационными записями - пением птиц, шум моря и т.д.
- места для отдыха и проведения релаксационных занятий.
А.Л.Сиротюк. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.СФЕРА Москва 2005г.
Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. СПб 2002г
И.О.Карелина Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль Ак.разв 2006г
В.Б.Никишина. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.
ВЛАДОС 2004г.
М.В.Хозиева Практикум по возрастно-психологическому консультированию. Москва 2005г.
Для родителей:
Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. СПб 2002г И.О.Карелина Эмоциональное развитие детей 5—10 лет. Ярославль Ак.разв 2006г В.Б.Никишина. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. ВЛАДОС 2004г.
Приложение к программе:
Описание занятий.
Занятие1
1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям; верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение. Цепь: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух..
3. релаксация
- садимся в круг, держим друг друга за руки, под музыку закрываем глаза и представляем то место, где нам было бы очень хорошо, уютно, спокойно.
4. функциональные упражнения:
цель - развитие навыков общения, развитие собственного «Я», сплочение коллектива.
- каждый ребенок в этом же кругу рассказывает о том месте, где он побывал. Все остальные его внимательно слушают.
Занятие 2:
1.Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:
- шеи, спины, ягодиц;
- правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
- левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
- дети в положении лежа или сидя, как им удобнее под музыку закрываем глаза и представляем то место где нам было бы очень хорошо, уютно, спокойно.
4. функциональные упражнения:
цель - осознание своих чувств и адекватное их выражение.
- на листе бумаги карандашами детям предлагается нарисовать то, что они ощущали, в то время когда слышали музыку.
Занятие 3
1. Растяжка «черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. И.п. —инструктор встает у одной
стены помещения, а играющие у другой. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене,
изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 3-4 минуты инструктор
подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто остался последним. Упражнение
повторяют несколько раз. Затем инструктор обсуждает трудности выполнения упражнения.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палеи правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3. релаксация
- дети в положении лежа или сидя, как им удобнее под музыку закрываем глаза. Представляем, что находимся на берегу озера или тихой реки. Мы сидим на берегу и слушаем пение птиц.
4. функциональные упражнения:
цель - осознание своих чувств и адекватное их выражение.
Тема обсуждения, - « какие цвета ребенок видел в своем воображении».
Занятие 4
1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле;
выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на
дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее. Через несколько секунд напряжение
сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части
тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот,
поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые»
места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными
участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т.д. Время выполнения 10 минут.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержать дыхание, и внимательно сконцентрироваться на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела
3. Релаксация «Олени».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их,
широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно
держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Посмотрите: мы - олени.
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи, Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко»
Это упражнение выполнить 2 раза.
После упражнения слушаем музыку в течении 10 минут. Медленно «пробуждаемся». Слегка «потянемся».
Занятие 5
1. Растяжка «Половинка». Цепь: оптимизация тонуса мышц. И. п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям; верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности ц самоконтроля, ритмирование организма Ил. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух..
3. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передаст» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.
4. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на поду). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.
Упражнение выполняется 3 раза
После выполнения упражнения слушаем музыку.
Занятие 6
1. Растяжка «Половинка». И.п.—сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п.—сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (8 или 12).
3. релаксация
- садимся в круг, держим друг друга за руки, под музыку закрываем глаза и представляем то место где нам было бы очень хорошо, уютно, спокойно.
4. функциональные упражнения:
цель - развитие навыков общения, развитие собственного Я, сплочение коллектива.
- каждый ребенок в этом же кругу рассказывает о том месте, где он побывал. Все остальные его внимательно слушают.
Занятие 7.
1Растяжка «черепаха». Цель: развитие двигательного контроля И.п. —инструктор встает у одной стены помещения, а играющие у другой. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 3-4 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто остался последним. Упражнение повторяют несколько раз. Затем инструктор обсуждает трудности выполнения упражнения.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палеи правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3. Коммуникативное упражнение «Маска». Цепь: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передаст» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.
4. релаксация. После выполнения упражнения слушаем музыку.
Занятие 8
1 Растяжка «Травинка на ветру». Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть их вверх, сделать вдох). Инструктор: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на молу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (На вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
2. Дыхательное упражнение. И.п.—сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (8 или 12).
Цель: развитие взаимоотношения со сверстниками. Участники садятся в крут и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, ока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.
4.релаксация. После выполнения упражнения слушаем музыку
Занятие 9
1.Растяжка «Подвески». И. п. — сидя на полу. Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструктор: «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палеи, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.
2. Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.
3. релаксация
- садимся в круг, держим друг друга за руки, под музыку закрываем глаза и представляем то место где нам было бы очень хорошо, уютно, спокойно.
4. функциональные упражнения:
цель - развитие навыков общения, развитие собственного Я, сплочение коллектива.
- каждый ребенок в этом же кругу рассказывает о том месте, где он побывал. Все остальные его внимательно слушают.
Занятие 10
1.Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:
- шеи, спины, ягодиц;
- правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
- левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.