«Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»
«Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»
Профилактическая работа с обучающимися воспитанниками - процесс сложный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения безнадзорности заключается в провеении ранней профилактики. Профилактика безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних яаляется существенной предпосылкой воспитания подростающего поколения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
казенное государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №16
Доклад к педсовету:
«Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»
Подготовила
педагог-психолог:
М.А. Сучкова
г. Шахты 2014 г
Профилактика безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения. Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления, как правило, антисоциальные свойства его личности, формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его как личности.
В основу деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: «Человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех». У подростков ведущей активностью является общение в деятельности и включение его в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.
Процесс деморализации с последующей криминализацией личности протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактической работы целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится ребенок.
Вся повседневная жизненная практика ребенка, весь опытего общественного существования непосредственно формируется и реализуется именно в малых социальных группах – семье, учебном и трудовом коллективах, компаниях друзей и знакомых. Ближайшее окружение и непосредственно среда – главные каналы нравственного формирования личности. И если непосредственно среда оказывается неблагоприятной, осложненной антисоциальными проявлениями, это затрудняет воздействие на ребенка позитивных сторон общественной жизни и, напротив, усиливает влияние негативных ее сторон, приводит к формированию нравственно отрицательной личности. Таким образом, негативные нравственные свойства, являющиеся элементами психологического механизма антиобщественного поведения, не даны человеку от рождения и не возникают неожиданно, спонтанно, лишь в связи с совершением преступления, а складываются на протяжении предшествующей жизни, под влиянием совокупных условий в которых эта жизнь протекает. От того какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается ребенок на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Если ребенок еще с детских лет усвоил необходимые нравственные нормы и моральные правила, он легче преодолевает возникающие трудности и соблазны. А тот кто в детстве не получил надлежащей нравственной закалки, больше подвержен различным негативным влияниям.
Профилактическая работа с обучающимися воспитанниками – процесс сложный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения безнадзорности заключается в проведении ранней профилактики.
Признаками проблемных детей могут являться:
1.Уклонение от учебы вследствие:
неуспеваемости по большинству предметам;
отставание в интеллектуальном развитии;
ориентация на другие виды деятельности;
отсутствие познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
отказ от общественных поручений;
пренебрежительное отношение к делам класса, группы;
демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
употребление спиртных напитков;
употребление психотропных и токсических веществ;
тяга к азартным играм;
курение;
нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышение критичности по отношению к педагогам и взрослым:
грубость;
драки;
прогулы;
недисциплинированность на уроках;
избиение слабых, младших;
вымогательство;
жестокое отношение к животным;
воровство;
нарушение общественного порядка;
немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
равнодушное;
скептическое;
негативное;
ожесточенное.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к безнадзорности и правонарушениям.
Основными целями и задачами работы психолога по профилактике безнадзорности и правонарушений являются:
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
изучение личностных особенностей воспитанников;
диагностика микроклимата и уровня адаптации в коллективе;
развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание их здорового образа жизни;
изучение трудностей в обучении и воспитании учащихся с помощью методик психодиагностики;
выявление психологических причин, вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе;
выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивными веществами, алкоголем;
психологическое сопровождение детей «группы риска»;
профилактика и предупреждение правонарушений, вредных, пагубных привычек и злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними подростками школы;
обеспечение безопасности детей, снятие их стрессового состояния;
снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;
корректирование поведения обучающихся с помощью психотерапии;
повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ;
формирование у обучающихся, родителей, педагогов школы ответственности за свое здоровье.
Ребѐнок учится тому, чему его учит жизнь.
Если ребѐнок живѐт в атмосфере любви и признания, он учится
находить любовь.
Если к ребѐнку относятся враждебно, он учится драться.
Если ребѐнка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребѐнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребѐнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребѐнка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребѐнка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребѐнку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится доверять.
Если к ребѐнку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Семь правил для взрослых.
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.
Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны.
Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу
необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, завсѐ сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счѐт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребѐнка заслуженной похвалы и награды.
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур
последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки,
обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил,
напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребѐнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
5. Наказан – прощѐн. Инцидент исчерпан. Страница перевѐрнута, как
ни в чѐм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не
должно восприниматься ребѐнком как торжество нашей силы над его
слабостью, как унижение. Если ребѐнок считает, что мы несправедливы,
наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребѐнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен
страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
Обратимся сначала к словарям. Словарь русского языка С.И. Ожегова [3] трактует эти понятия так:
«безнадзорный» – лишенный надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина.
Педагогический словарь [4] определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет.
Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия [5], более четко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Базовым законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне 1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]. В нем отмечается: «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц», а «беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.