Программа занятий по предпрофильной подготовке для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессий»
Программа занятий по предпрофильной подготовке для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессий»
Программа для предпрофильной подготовки ориентирована на учащихся 8-9 классов: I часть в 8 классах – 34 часа, II часть в 9 классах – 34 часа.
Она дает школьникам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа занятий по предпрофильной подготовке для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессий»
Автор-составитель: педагог-психолог МБОУ Пуреховской СОШ Шинина Т.Б.
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г. Белинский
Пояснительная записка
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут и где будут работать.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают сови профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон6 подростка с индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Программа для предпрофильной подготовки ориентирована на учащихся 8-9 классов: I часть в 8 классах – 34 часа, II часть в 9 классах – 34 часа.
Она дает школьникам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации.
Психодиагностическая работа с учащимися по подготовке их к осознанному выбору маршрута профессионального обучения строится на принципах рефлексивной диагностики. Это предполагает анализ школьниками полученных результатов, осознание их значимости для своего развития и профессионального самоопределения.
I часть
Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи:
Мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих особенностей для дальнейшего саморазвития);
Информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);
Собственно диагностическая ( направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);
Развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, для развития навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).
II часть
Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы.
Задачи:
Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение ралистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.
Технология работы
Программа «Я в мире профессий» предназначена для учащихся 8-9 классов. Она состоит из двух частей. II частья является логическим продолжением I части. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курса 68 часов: 34 ч – I часть, 34 ч – II часть. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов:
лекции;
дискуссии;
ролевые игры;
анализ конкретных ситуаций;
психотренинг;
психодиагностические процедуры.
Поэтому требует работы специалиста педагога-психолога.
Планируемые результаты обучения
Приглашая подростков на занятия, где основным действующими лицами выступают их собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».
В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:
осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Содержание программы
Данная программа включает в себя I и II части. I часть ведется в 8 классе. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.
Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.
Учебно-тематический план
8 класс (I часть)
№
Содержание
Кол-во часов
Календарные сроки
план
факт
Вводное занятие.
2
Самопознание, расширение представлений о своих возможностях.
2
Темперамент.
2
Характер.
2
Самосознание «Я – концепция».
1
Самоотношение.
1
Эмоции и чувства.
1
Личность.
2
Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.
1
В человеке все должно быть прекрасно.
1
Жизненные ценности.
1
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности. Восприятие.
1
Внимание.
1
Память.
1
Мышление.
1
Способности. Интеллект.
1
Творческие способности. Креативность.
1
Мозг и психика. Межполушарная ассиметрия мозга.
1
Саморегуляция.
1
Стресс.
1
Профилактика аддиктивного поведения.
1
Позитивное мышление.
1
Самореализация.
1
Личностный профиль.
1
Игровые пробы.
4
Моя жизнь.
1
Итого:
34
Учебно-тематический план
9 класс (II часть)
№
Содержание
Кол-во часов
Календарные сроки
план
факт
Внутренний мир человека и система представлений о себе.
2
Профессиональные и жизненные планы.
1
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении.
1
Природные свойства нервной системы и их проявления в профессиональной деятельности.
1
Темперамент.
2
Характер.
2
Профессиональные интересы, склонности.
2
Способности, их роль в выборе профессии.
2
Творческие способности. Креативность.
2
Определение профессиональных предпочтений.
2
Профессии, специальности, должности. Их классификации.
2
Знакомство с профессиограммой.
1
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.
2
Учебные заведения.
2
Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда.
4
Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.
3
Подведение итогов: командное соревнование.
3
Итого:
34
Литература для учителя:
Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. – В 3 кн.: кН.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: просвещение, ВЛАДОС, 1995.
Овчаров, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб.пособие для 8-11 классов образоват.учреждений. – М., 1995.
Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: методические пособия. – В 4 кн. – М.: издательство «Институт практической психологии»; Вороонеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, 1996.
Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.:издательский дом «Красная площадь», 1996.
Школьный психолог. – М.: издательский дом «Первое сентября», 2003. - № 36, 41, 43, 48; 2004. - №3, 4.
Литература для учащихся:
Климов, Е.А. Как выбрать профессию: кн.для учащихся старщих классов средн.школы. – 2-е изд.доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990.
Мои жизненные и профессиональные планы6 книга для учащихся старших классов. – М., 1994.
Моя\ профессиональная карьера: пособие для учащихся. – М., 1993.
Литература:
Климов, Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990.
Мир профессий. – М., 1988
Овчаров, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
Психологическое спровождение выбора профессии/ под ред.Э.М. Митиной. – М., 2003
Твоя будущая профессия6 сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В.Тутубалина – Ростов н/Д.: Феникс, 2004