kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа занятий по предпрофильной подготовке для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  для предпрофильной подготовки ориентирована на учащихся 8-9 классов: I часть в 8 классах – 34 часа, II часть в 9 классах – 34 часа.

Она дает школьникам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по предпрофильной подготовке для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессий»»


СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
_________ Лапина Л.Н.
«__» _______ 2015

УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ Пуреховской СОШ
_________ Щербакова Н.В.
«___» _________ 2015





















Программа
занятий по предпрофильной подготовке
для обучающихся 8-9 классов
«Я в мире профессий»





Автор-составитель:
педагог-психолог
МБОУ Пуреховской СОШ
Шинина Т.Б.















Найти свою дорогу, узнать свое место –
в этом все для человека, это для него
значит сделаться самим собой.
В.Г. Белинский

Пояснительная записка

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут и где будут работать.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают сови профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон6 подростка с индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Программа для предпрофильной подготовки ориентирована на учащихся 8-9 классов: I часть в 8 классах – 34 часа, II часть в 9 классах – 34 часа.

Она дает школьникам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации.

Психодиагностическая работа с учащимися по подготовке их к осознанному выбору маршрута профессионального обучения строится на принципах рефлексивной диагностики. Это предполагает анализ школьниками полученных результатов, осознание их значимости для своего развития и профессионального самоопределения.



I часть

Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора.

Задачи:

  • Мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих особенностей для дальнейшего саморазвития);

  • Информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);

  • Собственно диагностическая ( направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);

  • Развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, для развития навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).



II часть

Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные и жизненные перспективы.

Задачи:

  • Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

  • Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.

  • Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.

  • Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение ралистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

  • Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.



Технология работы

Программа «Я в мире профессий» предназначена для учащихся 8-9 классов. Она состоит из двух частей. II частья является логическим продолжением I части. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курса 68 часов: 34 ч – I часть, 34 ч – II часть. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов:

  • лекции;

  • дискуссии;

  • ролевые игры;

  • анализ конкретных ситуаций;

  • психотренинг;

  • психодиагностические процедуры.

Поэтому требует работы специалиста педагога-психолога.





Планируемые результаты обучения

Приглашая подростков на занятия, где основным действующими лицами выступают их собственные «Я», мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.

На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».

В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

  • получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

  • научиться пользоваться правилами выбора профессии;

  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

  • обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.







Содержание программы

Данная программа включает в себя I и II части. I часть ведется в 8 классе. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.

Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.



Учебно-тематический план

8 класс (I часть)

Содержание

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

Вводное занятие.

2



Самопознание, расширение представлений о своих возможностях.

2



Темперамент.

2



Характер.

2



Самосознание «Я – концепция».

1



Самоотношение.

1



Эмоции и чувства.

1



Личность.

2



Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе.

1



В человеке все должно быть прекрасно.

1



Жизненные ценности.

1



Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности. Восприятие.

1



Внимание.

1



Память.

1



Мышление.

1



Способности. Интеллект.

1



Творческие способности. Креативность.

1



Мозг и психика. Межполушарная ассиметрия мозга.

1



Саморегуляция.

1



Стресс.

1



Профилактика аддиктивного поведения.

1



Позитивное мышление.

1



Самореализация.

1



Личностный профиль.

1



Игровые пробы.

4



Моя жизнь.

1




Итого:

34







Учебно-тематический план

9 класс (II часть)

Содержание

Кол-во часов

Календарные сроки

план

факт

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2



Профессиональные и жизненные планы.

1



Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении.

1



Природные свойства нервной системы и их проявления в профессиональной деятельности.

1



Темперамент.

2



Характер.

2



Профессиональные интересы, склонности.

2



Способности, их роль в выборе профессии.

2



Творческие способности. Креативность.

2



Определение профессиональных предпочтений.

2



Профессии, специальности, должности. Их классификации.

2



Знакомство с профессиограммой.

1



Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении.

2



Учебные заведения.

2



Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда.

4



Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.

3



Подведение итогов: командное соревнование.

3




Итого:

34





Литература для учителя:

  1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. – В 3 кн.: кН.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: просвещение, ВЛАДОС, 1995.

  2. Овчаров, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

  3. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб.пособие для 8-11 классов образоват.учреждений. – М., 1995.

  4. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: методические пособия. – В 4 кн. – М.: издательство «Институт практической психологии»; Вороонеж: НПО «МОДЕК», 1997.

  5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, 1996.

  6. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.:издательский дом «Красная площадь», 1996.

  7. Школьный психолог. – М.: издательский дом «Первое сентября», 2003. - № 36, 41, 43, 48; 2004. - №3, 4.



Литература для учащихся:

  1. Климов, Е.А. Как выбрать профессию: кн.для учащихся старщих классов средн.школы. – 2-е изд.доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Мои жизненные и профессиональные планы6 книга для учащихся старших классов. – М., 1994.

  3. Моя\ профессиональная карьера: пособие для учащихся. – М., 1993.

Литература:

  1. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990.

  2. Мир профессий. – М., 1988

  3. Овчаров, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

  4. Психологическое спровождение выбора профессии/ под ред.Э.М. Митиной. – М., 2003

  5. Твоя будущая профессия6 сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В.Тутубалина – Ростов н/Д.: Феникс, 2004





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шинина Татьяна Борисовна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Программа факультативного курса в рамках предпрофильной подготовки «Информационная подготовка»."
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_fakul_tativnogho_kursa_v_ramkakh_priedprofil_noi_podghotovki_informat"
    ["file_id"] => string(6) "350701"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476945781"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Программа элективного курса "Человек: Психология" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-eliektivnogho-kursa-chieloviek-psikhologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216672"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433095262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства