Профориентационная консультация на тему "10 новых профессий 21 века"
Профориентационная консультация на тему "10 новых профессий 21 века"
Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Цель упражнения: развитие у обучающихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Время проведения: 10-15 минут
Основные этапы : упражнение проводится в круге.
Инструкция. Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-либо близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т. д.
Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, печами.
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?».
Обсуждение. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, т. к. то, что ищет человек в одной ( только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных. Иногда сходство между профессиями может носить юмористический характер. Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует, т. к. она может наскучить игрокам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная консультация на тему "10 новых профессий 21 века"»
Консультация педагога-психолога на тему:
« 10-ка новых профессий 21 века».
Педагог-психолог: Екатерина Леонидовна Дегтярева
Класс: 9
Воспитательные цели:
Профориентация обучающихся.
Расширение кругозора обучающихся.
Развитие умения слушать.
Развитие умения общаться.
Воспитание дисциплинированности.
1. Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Цель упражнения: развитие у обучающихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Время проведения: 10-15 минут
Основные этапы : упражнение проводится в круге.
Инструкция. Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-либо близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую к повару и т. д.
Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург , и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, печами.
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?».
Обсуждение. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, т. к. то, что ищет человек в одной ( только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных. Иногда сходство между профессиями может носить юмористический характер. Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует, т. к. она может наскучить игрокам.
2. Основная часть:
В динамичном 21 веке появляется все больше и больше новых профессий. Названия заманчивые, красивые, но что же скрывается за фасадом?
Новые профессии - термин, обозначающий совокупность профессий, появление которых на рынке труда связано, главным образом, с переходом России к смешанной экономике с соответствующей рыночной инфраструктурой. В числе других причин - внедрение новых технологий, существенное обновление функций работников в рамках должностей, формально сохраняющих прежние наименования.
Многие из новых названий еще не вошли в словари и не стали фактом литературного языка. Пока они скорее относятся к профессиональным жаргонам. Порой они известны только специалистам в данной области. Употребление таких слов отпугивает непосвященных, что, впрочем, и требуется.
Но вам необходимо разбираться в данной терминологии, поэтому сегодня мы с вами поговорим о новых профессиях, которые появились на рынке труда в 21 веке, так как чем лучше ориентируешься на рынке труда, тем больше шансов сделать правильный выбор профессии.
Я вам расскажу о 10 новых профессиях 21 века. Я думаю, что про многие из них вы слышали. Даже, может быть, кто-нибудь из вас выбрал одну из этих профессий в качестве будущей профессии.
Поэтому, называя профессию, я сначала буду предоставлять вам возможность рассказать, что вам известно об этой профессии. А потом я буду с вами делиться о том, что мне известно об этой профессии.
REM: Далее час общения строится в виде беседы: педагог-психолог называет профессию, обучающиеся рассказывают, что они знают об этой профессии, педагог-психолог их слушает и пополняет их представления об этой профессии.
Мерчендайзер (англ. - merchendise – товары) – специалист по продвижению продукции в розничной торговле.
Распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам и пр.). Занимается подготовкой товаров к продаже, контролирует расположение товара на полках, поддерживает имидж товара, контролирует рекламу и цены на товар, привлекает новых покупателей, помогает вести учет складских запасов, дает советы клиентам по ценам, в области рекламной стратегии.
Мерчендайзеров можно разделить на три вида:
Стационарный мерчендайзер:
Осуществляет мерчандайзинг в течение всего рабочего времени в одном магазине. Мерчендайзер работает на месте, в конкретном магазине оптовой или розничной продажи, с конкретными товарами и следит за тем, чтобы именно эти товары покупались лучше всего. Также в его обязанности могут входить корректирование цен на товар и консультации продавцов. Раз в месяц или каждую неделю, он составляет отчет, в котором фиксируются изменение цен на товар, его спрос на рынке, цены конкурентов и т.д.
Мобильный (визитный) мерчендайзер:
Обычно, если торговые точки не слишком крупные, мерчендайзер обслуживает не один, а несколько магазинов, постоянно перемещаясь по городу.
Универсальный (гибридный) мерчандайзер:
Такой мерчандайзер обладает плавающим день ото дня графиком, осуществляющет функции мобильного или стационарного мерчандайзера в зависимости от текущей необходимости.
Личные качества:
Коммуникабельность
Работоспособность
Презентабельная внешность
Высшее образование
Успешные и ответственные мерчендайзеры переходят на следующую ступень карьерной лестницы и становятся супервайзерами.
Копирайтер– человек, разрабатывающий креатив в рекламе.
Копирайтер придумывает слоганы, сюжеты видеороликов, тексты статей, активно участвует в подготовке и проведении рекламных акций, предлагая новые оригинальные ходы.
Фразы, которые у всех на слуху: Не тормози сникерсни, Сделай паузу - скушай Твикс, Чистота - чисто Тайд - результат работы копирайтеров.
Гениальные идеи копирайтера рождаются не спонтанно: появлению шедевра предшествует кропотливая работа. Перед началом проекта копирайтер должен иметь четкое представление о конкурентах заказчика и о целевой аудитории - потенциальных потребителях товара или услуги.
И даже у такой, на мой взгляд, интересной профессии, существуют свои недостатки: во-первых, клиенты часто затрудняются сформулировать, что конкретно им необходимо, а во-вторых, иногда готовые проекты приходится переделывать или начинать с нуля в угоду клиенту.
Копирайтер, как правило, работает в креативной паре с арт-директором, отвечающим за визуальное воплощение рекламы. Иногда для решения сложного проекта может быть задействовано несколько креативных пар под руководством креативного директора.
Личные качества:
нестандартное, творческое мышление
умение придумать оригинальный ход и работать в команде
высшее образование, специальности «Журналистика» или «Реклама»
3. Блогер - человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями. Пиар в блогосфере приносит компаниям результаты постольку, поскольку позволяет выйти за рамки глупой прямолинейной рекламы и пленить наивного потребителя в режиме дружеского разговора.
Первым официальным блоггером был признан отец Всемирной Паутины — Тим Бернерс-Ли. Начиная с 1992 года, в своем блоге он публиковал новости о том, как продвигаются его научные разработки. В Америке и Европе широкое распространение блогов началось с 1996 года, в России чуть позже, но уже сейчас можно смело заявить, что блогосфера у нас в стране из некоммерческой превратилась в серьезный рынок работы и реальную возможность заработать.
Блоггеры превыше всего ценят свободу и личное мнение. А выражение собственного и формирование общественного мнения — один из основных способов работы блогерра. В этом вопросе профессия блоггера сродни журналистике. Минус данной профессии заключается в том, что блоггер основное время проводит в работе над своим интернет-дневником, причем преимущественно удаленно, у него остается все меньше возможностей общаться с людьми в реальном времени. Поэтому лучший способ избежать оторванности от реальности совмещать работу блоггера с активной социальной деятельностью.
Личные качества:
Навыки маркетинга и продвижения в интернете
Блоггером может работать человек с абсолютно любым уровнем образования. Чтобы блог стал приносить деньги, нужно понимать специфику работы Интернета и блогосферы в общем.
4. Спичра́йтер (англ. speechwriter) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства, политиков, общественных деятелей или бизнесменов.
Этот специалист учитывает цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составляет такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие, поэтому эта профессия подойдет людям, интересующимся психологией и социологией.
Спичрайтеры всегда в тени, чем они незаметнее для общественности, тем лучше для их карьеры. Прославиться — значит, поставить на ней крест.
Личные качества:
гуманитарий склад ума
умение внятно выражать собственные и чужие мысли
умение хорошо писать тексты, и очень хорошо, если уже есть опубликованные статьи
ответственность
В вузах спичрайтеров не готовят. Дело в том, что эта профессия штучная. Отечественные спичрайтеры сегодня люди с разным образованием: историки, филологи, психологи и т. д. Сами специалисты считают, что наиболее подходящим будет базовое гуманитарное образование (журналистика, филология, психология, социология или история).
5. Логист- спелиаст, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств производства.
Логист организует доставку товара и его складирование, занимается разработкой выгодных схем поставок, анализирует рынок транспортных услуг, проводит расчеты, ищет надежных партнеров, координирует действия с производителями, отделом продаж, складами, готовит документы для таможни. Хороший логист всегда найдет способ доставить товар в нужное место к нужному времени и с минимальными затратами. В случае форс-мажорных обстоятельств (задержка самолета, ремонт автодороги, поломка поезда, проблемы с таможней) у него есть запасной путь. Главная задача логиста – найти наиболее экономичный путь для доставки товара.
Личные качества:
Быть логистом не так просто. Он отвечает за товар, и его ошибка может дорого стоить фирме. Не поставленная вовремя продукция ведет к прямым убыткам. Логист умеет принимать нестандартные решения, способен действовать в условиях жесткой нехватки времени, легко находит общий язык и с грузчиками, и с водителями, и с работниками таможни. В большинстве фирм логисту приходиться работать с зарубежными партнерами и свободное владение английским языком - одно из основных требований к соискателям на эту должность.
Высшее. Специальность «Логистика». Ее предлагают несколько вузов в Москве: Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова (РЭА), Государственный Университет - Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ), Государственный Университет Управления (ГУУ), Московский Автомобильно-Дорожный Институт (Государственный Технический Университет) (МАДИ) и др.
6. Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании повышает их производительность и эффективность, помогает развитию способностей осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека.
Работает в основном с бизнесменами: директорами компаний и начальниками отделов. Цель коучера – подвести клиента к самостоятельному решению психологической проблемы в сжатые сроки: наладить отношения с подчиненными и партнерами по бизнесу, научиться грамотно распределять рабочее время, избавиться от страха публичных выступлений.
Коуч не дает готовых рекомендаций: как и что, делать. Наоборот. Его цель – подвести клиента к самостоятельному решению проблемы. Инструменты в работе – конструктивный диалог, психодрама, даже гипноз. Клиент должен посмотреть на себя, на мир другими глазами. В среднем срок контракта коучера с клиентом – 6 месяцев. График работ обговаривается индивидуально. Беседы от 10 минут до 2-х – 3-х часов. Есть даже формат телефонного сеанса, который длится в среднем 30 минут.
Личные качества:
Коммуникабельность
Деликатность
Умение хранить секреты
Образование: Высшее. Специальность «Психология».
7. Девелопер– специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта. Это одна из специализаций по операциям с недвижимостью. Он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, “привязывает” проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект – например, большое офисное здание. Затем он может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.
Наглядный итог работы девелопера — здание, удачное с архитектурной и маркетинговой точки зрения, возведенное в запланированный срок и в рамках отпущенного бюджета. Но строительство и реализация построенных квадратных метров — лишь этапы девелоперского проекта, цель которого - получить прибыль от недвижимости. Этот проект состоит из нескольких стадий, и профессиональный девелопер принимает активное участие в каждой из них.
Быть девелопером — значит, возглавлять проект от его создания до воплощения и нести ответственность за полученный результат.
Личные качества:
Аналитический склад ума
Стрессоустойчивость
Целеустремленность
Организаторские способности
Образование: высшее, специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Экспертиза и управление недвижимостью».
8. Маркетолог (англ. – market – рынок) - это специалист по изучению вкусов покупателей и продвижению товара. Он исследует рынок: изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду. Проводит тщательный мониторинг отрасли, организует работу интервьюеров, выясняющих предпочтения покупателей. Обрабатывает информацию с помощью специальных компьютерных программ. Составляет подробный отчет с цифрами, графиками, сравнительными характеристиками. Делает прогноз и разрабатывает рекомендации.
Работа маркетолога - кропотливый труд. Чтобы найти выгодные рынки сбыта товаров и укрепиться на них, маркетолог сначала должен собрать информацию, проанализировать цены конкурентов, их маркетинговую политику.
Личные качества:
Внимательность
Аналитическое мышление
Любовь к работе с цифрами
Коммуникабельность
Стрессоустойчивость
Творческое мышление
Образование: высшее, специальность «маркетинг».
9. Риэлтер (англ. – real – недвижимый (об имуществе)) – специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет либо от своего имени, но за счет и от имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиям, строениями, сооружениями, жилыми или нежилыми помещениями и правами на них (услуги по оценке недвижимоси не являются риэлтерской деятельностью).
Потребность людей в покупке, продаже или обмене квартир была и будет всегда. Только пятнадцать лет назад, сделки с недвижимостью в нашей стране считались спекуляцией, а сейчас это хороший бизнес, каждый шаг которого сопровождается законом.
Риелтор первый человек, с которым вы столкнетесь, задумав совершить какую-нибудь операцию с имеющейся у вас недвижимостью. Он, своего рода, посредник между продавцом и покупателем. Кстати, практически 70% работников любой риелторской компании составляют простые риэторы.
Задача такого специалиста чтобы каждый участник сделки оказался доволен. Если нужно, агент ездит с клиентом просматривать квартиры, решает вопросы оформления документов. Посещает организации, отличающиеся удивительной неспешностью в вопросах решения дел: такие как ЖЭК, БТИ, опекунский совет, милиция, диспансеры. А если человек собирается приобрести квартиру с помощью ипотеки, то количество документов возрастает просто в геометрической прогрессии. Иногда, для того чтобы найти оптимальный вариант купли-продажи, из большого количества предложений выстраивается сложная цепочка сделок.
У такой профессии много минусов:
Начинать карьеру приходится с самых низких позиций (даже при наличии диплома),
Ненормированный рабочий день,
Нервная работа, особенно тяжела для людей, привыкших принимать все близко к сердцу,
Высокая степень ответственности: чтобы ни случилось всегда виноват риелтор.
Личные качества:
На первых порах приходится быть назойливым. Звонить, предлагать свои услуги, рекламировать себя. У многих это вызывает сложности и заставляет задуматься о смене работы. Здесь сказывается российский менталитет и боязнь показаться выскочкой. Однако в профессии риэтора общение занимает основное время. Не умея наладить отношения с людьми, невозможно удачно совершить ни одну сделку. Пройдет время и у риелтора накопится своя клиентская база. И тогда большая часть клиентов будет сама обращаться к нему за помощью.
Образование: высшее, специальность «Экспертиза и управление недвижимостью».
10. Web-дизайнер - это разновидность дизайнера. Ему должны быть присуще все классические качества дизайнера, потому, что его задача сделать логичное и приятное глазу оформление информации, которая будет размещена на сайте. Кроме сайтов, веб-дизайнеры разрабатывают баннеры, интернет-открытки, электронные презентации. Одним словом все то, что так или иначе касается графического отображения на страницах Интернета.
Эта профессия имеет много плюсов:
При наличии должного опыта и квалификации спрос на рынке труда,
Не ограничивается пределами одной страны,
Возможность удаленной работы,
Российский рынок веб-дизайна дает широкие возможности профессионального роста,
Любая ошибка в дизайне исправима,
Можно реализовать практически любую идею без денежных затрат,
Достойная оплата труда.
Но есть и свои минусы:
Работать в этой сфере так же тяжело, как и в любой другой,
Сложно сменить столь творческую профессию,
Часто художественное видение заказчика и исполнителя не совпадают. Из-за чего приходится либо убеждать в необходимости конкретного дизайнерского решения, либо соглашаться с поправками.
Личные качества:
Основное, что требуется от людей этой профессии чутье художника и эстетический вкус. Однако креативность веб-дизайнера должна сдерживаться четкими представлениями о том, какого рода информация будет представлена на заказанном ему сайте. Умение находить общий язык с коллегами также важно, ведь кроме него над сайтом трудятся и другие специалисты.
Высшее образование приветствуется, равно как и профильные курсы, но если такового нет обращают внимание на портфолио. Необходимо знать: Adobe Photoshop.