kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1.  Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2.  Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3.  Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4.  Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5.  Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7.  Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8.  Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10.  Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11.  Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12.  Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13.  Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15.  Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ »

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 секунд на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются:

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

19

18

17

14-16

12-13

10-11

8-9

6-7

5

Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необхо-димо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наиболыией связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово "сад" и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова "земля" и "растения". Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Продолжительность работы 3 минуты. Начали!» (Включить секундомер.)

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачитывают следующие пять слов и т.д. Задание повторяют 15 раз.

Пример задания:

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка выводится в условных баллах:

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

17

15-16

13-14

12—11

10

9

Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — "строительный материал", по-следнее слово в этой группе "лишнее". Нужно записать: № 1 — дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!»

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ

Исследуем предъявляемый бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении (например, лес—деревья), и затем слово (например библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу — деревья, в библиотеке — книги). Остальные четыре слова должны быть отвергнуты.

Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово. Оценка выставляется в условных баллах.

1. Школа — обучение.

Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня — глухой.

Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

3. Нож — сталь.

Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4. Рыба — сеть.

Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица — гнездо.

Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

6. Хлеб — пекарь.

Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7. Пальто — пуговица.

Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

8. Коса — трава.

Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

9. Нога — сапог.

Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

10. Вода — жажда.

Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.

11. Электричество — проводка.

Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз — вагоны.

Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

13. Алмаз — редкий.

Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

14. Бежать — стоять.

Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

15. Волк — пасть.

Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр — зритель.

Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17. Железо — кузнец.

Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.

18. Нога — костыль.

Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.

19. Утро — ночь.

Зима — мороз, день, январь, осень, сани.

20. Спортсмены — тренеры.

Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

15-17

13-14

11—12

10

9

Инструкция: «Перед вами 20 заданий, представляющих собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес — деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому, первому слову так же, как и в соответствующей паре слов из первой строчки, например: библиотека—книги (в библиотеке книги, библиотека целое, книги—часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? (Ответить на вопросы) Приготовились! Начали!»

Включить секундомер. Через 3 минуты подать команду «Стоп!»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Автор: Пуссь Алена Анатольевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 213911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Умники и умницы""
    ["seo_title"] => string(73) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-3-klassa-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "264079"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449655604"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Приемы активизации учащихся в процессе обучения математике в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_aktivizatsii_uchashchikhsia_v_protsesse_obucheniia_matematike_v_nachalnyk"
    ["file_id"] => string(6) "644786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706351862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства