"Преодоление тревоги" Задачи: Обучение школьника приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, расширение функциональных возможностей, формирование необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности". Ход занятия: - Уважаемые ребята! Вы знакомы с эмоциями и чувствами человека. Какие из них мешают человеку комфортно жить, с какими ему не уютно? Обсуждение: учащиеся называют отрицательные эмоции: гнев, страх, отчаяние, скука, обида, вина и др. А когда человек чувствует надвигающую опасность, у него обостряется восприятие, повышается скорость реакции, сужается объем связей с внешним миром? Обсуждение: учащиеся называют беспокойство и тревогу. Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе школьник испытывает тревожность? Обсуждение: перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, публичным выступлением и др. - при ответственных ситуациях. - А можно ли себе помочь при повышенной тревожности? Обсуждение: можно, только нужно научиться этому. - Мы сегодня рассмотрим различные способы преодоления состояния тревожности. Способ 1. Сейчас прозвучат три типа мелодии: тревожная, успокаивающая, уверенная. (Звучат магнитофонные записи). При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую, затем вторую, а затем третью мелодию. Последнюю мелодию нужно вспомнить несколько раз (учащиеся выполняют задание психолога). Способ 2. Вам известно, что "от улыбки хмурый день светлей". Чтобы улыбнуться в состоянии тревожности, нужно расслабить мышцы лица- попеременно растягивая мимические мышцы лица (выполняется упражнение). А теперь улыбнитесь. Почувствовали, что напряжение снижается? Способ 3. А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, вызывающую у вас тревожность, например: вы первый раз выступаете на сцене. Часто человек, который находится в состоянии тревоги сосредотачивается на том, как он выглядит со стороны. Такие цели как: "я должен очень хорошо выступить", "я должен выступить во что бы-то ни стало" еще больше повышают ответственность. - А как лучше ставить цель? Обсуждение: "я вышел на сцену, чтобы прочитать стихи", "сейчас я буду петь" и др. Способ 4. Вы лучше выступите на сцене, у доски, если заранее отрепетируете свое выступление. Представьте, что все происходит по настоящему. Учитесь владеть собой. При этом контролируйте голос, жесты. Все должно происходить спокойно. Почему мы должны тренироваться? Обсуждение: чтобы запомнить содержание выступления и свое спокойное эмоциональное состояние. Способ 5. В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабления. При соответствующих ситуациях достаточно человеку вспомнить это состояние и дать телу "команду": "я спокоен, расслаблен". Сейчас выполним это упражнение. Сядьте поудобнее, держите спину прямо. Последовательно напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно прочувствовать расслабленное состояние своих мышц. Способ 6. Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на пять секунд и медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах? Обсуждение и выводы: человеку нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти, приемлемые в различных ситуациях, способы управления собой и научиться эффективно их применять. |