Просмотр содержимого документа
«Поведение -показатель воспитанности»
Поведение – показатель воспитанности.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общественной морали. Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано в семье, когда он еще далек от грамотности.
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. Некоторые родители ошибочно считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость и сдержанность придет с возрастом. Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных для него законов приличия, например : встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться; уступить место в транспорте; громко разговаривать в общественных местах и т.д. Даже некоторая часть молодежи считает, что это «пережиток».
Уже первая короткая встреча позволяет составить впечатление о ребенке, как о воспитанном и невоспитанном.
Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не в меру красноречив и т.д., то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: невоспитан.
Вот почему, заботясь о гармоничном развитии ребенка, необходимо иметь в виду не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Надо учить его и внешним формам выражения воспитанности.
Если ребенка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать, как не надо.
Как часто приходиться краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившихся вести себя, как требуют того обстоятельства. Причина? Незнакомы с существующим этикетом. Считается, что главное достоинство человека – в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя образован и начитан, но в общении с людьми развязен и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.
Задача педагога – разъяснить родителям, насколько важно уже сейчас учить ребенка вести себя сдержанно, соблюдая общепринятые нормы поведения. Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде, но и в красоте его поведения.
Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Вот почему взрослым так важно критически взглянуть на себя.
Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом.
Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки своих поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей.
Взрослые не должны допускать проявления ребенком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тормозящих его нравственное развитие.
Необходимо добиваться у ребенка понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу. Где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.
Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности.
Поэтому особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.
Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбие, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.
Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях.
Нужно воспитать самые важные нравственные качества в наших детях:
- вежливость;
- деликатность;
- чуткость;
- чувство такта;
- предупредительность;
- скромность;
- общительность;
- дисциплинированность.
Сегодняшнему маленькому человеку предстоит стать творцом новой жизни, вот почему важно формировать у ребенка чувство ответственности за собственное поведение.