kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поющая душа (исследовательская работа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

У всех нас  есть свои интересы и предпочтения. Кто то, любит заниматься спортом, кто то, танцевать, кто то, петь, а кто то, просто слушать музыку. Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Большинство людей в том или ином виде слушают музыку каждый день. Будь это телевиденье, поездка в авто, просто пробежка, какой то, фильм и многое другое. Мы просто не представляем свою жизнь без музыки. У каждого есть свои музыкальные предпочтения, которые не похожи на предпочтения другого. Точно так же, как и темперамент, не похожий, на темперамент другого человека.  Нам стало интересно, а зависит ли выбор музыкальной композиции от темперамента человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поющая душа (исследовательская работа) »

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 27



Исследовательская работа по психологии



Поющая душа


Научно-практическая конференция по психологии

Октябрьский округ






Выполнила

ученица 8 Г класса

МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

Хинтуханова Елена


Руководитель:

педагог – психолог

Варганова Е. Н.





Иркутск, 2015 г.

Содержание


Введение


3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения темперамента и музыки

1.1. Понятие темперамента 1.2. Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений


4


4

6

Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи темперамента и музыки




10

Заключение



13

Литература



14

Приложение



15










Введение


Актуальность проблемы. У всех нас есть свои интересы и предпочтения. Кто то, любит заниматься спортом, кто то, танцевать, кто то, петь, а кто то, просто слушать музыку. Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Большинство людей в том или ином виде слушают музыку каждый день. Будь это телевиденье, поездка в авто, просто пробежка, какой то, фильм и многое другое. Мы просто не представляем свою жизнь без музыки. У каждого есть свои музыкальные предпочтения, которые не похожи на предпочтения другого. Точно так же, как и темперамент, не похожий, на темперамент другого человека. Нам стало интересно, а зависит ли выбор музыкальной композиции от темперамента человека. Поэтому мы считаем, что данная тема для нас является актуальной.


Цель исследования: выяснить, влияет ли темперамент человека на его музыкальные пристрастия.


Объект исследования – темперамент.


Предмет исследования – взаимосвязь темперамента и музыки.


Гипотеза. Мы предполагаем, что в группе подростков выбор музыкального стиля зависит от их темперамента.


Задачи:

  1. Проанализировать литературу по выбранной теме.

  2. Подобрать методики.

  3. Составить анкету.

  4. Провести исследование.

  5. Выяснить, имеет ли место взаимосвязь между музыкальным стилем и темпераментом подростка.


Методы исследования:

    • анализ литературы,

    • мозговой штурм,

    • опрос независимых экспертов (старшеклассников).







Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия темперамента


1.1. Понятие темперамента

Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей".

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

Долгое время, по крайней мере, до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы.

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н. э) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь) [4].

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.

В настоящее время выделяют следующие типы темперамента:

1) Холерик. Стендаль пишет о холерическом темпераменте следующее. "Желчь - один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам" [3].

В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее.

Холерик: неусидчив и суетлив; невыдержан и вспыльчив; резок и прямолинеен; решителен и инициативен упрям; находчив в споре; работает рывками; склонен к риску; незлопамятен и необидчив; обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

2) Сангвиник. Сангвиник, по Стендалю, - это "человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре"[3].

Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Сангвиник: весел и жизнерадостен; энергичен и деловит; часто не доводит начатое дело дол конца; склонен переоценивать себя; способен быстро схватывать новое; неустойчив в интересах и склонностях; легко переживает неудачи и неприятности; легко приспосабливается к разным обстоятельствам; с увлечением берется за новое дело; быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

3) Флегматик. Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам, считает Стендаль. "Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижные гасконец побивает огромного гренадера-голландца"[3].

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Флегматик: спокоен и хладнокровен; последователен и обстоятелен в делах; осторожен и рассудителен; умеет ждать; молчалив и не любит попусту болтать; сдержан и терпелив; доводит начатое дело до конца; не растрачивает попусту сил; строго придерживается выработанного распорядка жизни и работе; легко сдерживает порывы.

4) Меланхолик. Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение"[3].

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

Меланхолик: стеснителен и застенчив; теряется в новой обстановке; затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми; не верит в свои силы; легко переносит одиночество; чувствует подавленность и растерянность при неудачах; склонен уходить в себя; быстро утомляется; обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота; невольно приспосабливается к характеру собеседника.


1.2. Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени[6].

То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди, первым делом переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот зарядить энергией. По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль на оптимизм и жизнелюбие. Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому если вас мучает бессонница и вы не знаете как быстро уснуть, используйте этот факт. Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным. Что касается стилей и направлений музыки то здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному[1].  

Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект. Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну конечно Чайковского. Если не знаете что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений входящих в цикл «Времена года» Вивальди. Кроме того, классическая музыка — лучшее лекарство при ревматизме. Проведя ряд экспериментов, учёные доказали, что больные, которые слушали музыку, выздоравливали в два раза быстрее, чем те, кто классику не слушал. Вот рекомендации по использованию музыки для лечения некоторых заболеваний:

•Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

•От головной боли спасет полонез Огинского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.

•Бессонницу можно вылечить сюитой «Пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.

•Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха

•Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.

•Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации.

В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал.  Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.

Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор. Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.

Культурная и национальная принадлежность человека тоже является фактором восприятия той или иной мелодии. Скажем для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки является не просто раздражителем, а может привести к серьезным психическим расстройствам. Это же касается и азиатов, влияние западной музыки на психику человека с востока вряд ли окажется полезным. Поэтому-то ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей, — «Человек должен помнить о своих корнях» [1].

Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.

Некоторые специалисты убеждены, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют значение, а и то, на каком именно музыкальном инструменте было сыграна мелодия. Звучание отдельно взятого музыкального инструмента влияет на определённый орган человеческого организма [6].  

Так, например струнные инструменты (скрипка, гитара, арфа и виолончель) – оказывают оздоровительный эффект на работу сердечнососудистой системы. Помимо этого, звучание струнных вызывают у человека чувство благодарности, сострадания и жертвенность.

Игра на пианино и рояле гармонизирует психику, очищает щитовидную железу, приводит в норму работу мочеполовой системы. Звуки органа нормализуют энергетические потоки в позвоночнике и стимулируют мозговую активность.

Духовые инструменты очищают бронхи и улучшают работу дыхательной системы, а также положительно влияют на кровообращение. В свою очередь ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему.

Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение. Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Любая музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность. Способствует более чёткому и конкретному восприятию информации. Впрочем, у тех, кто серьезно занимается изучением воздействия музыки на здоровье человека, порой мнения о том какой из инструментов положительно сказывается на каком органе, расходятся. Давайте более подробно остановимся на том, как музыка помогает человеку побороть то, или иное заболевание.




































Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи темперамента и музыки


Предполагается, что в группе подростков выбор музыкального стиля зависит от их темперамента.

Нами была выбрана методика по определению типа темперамента «Формула темперамента» автор А. Белом. А так же подобран список наиболее популярных музыкальных направлений, в него вошли 9 стилей.

Затем мы предложили ответить на эту анкету учащимся (7-8 классам), так как именно в этом возрасте музыкальные предпочтения являются наиболее непредсказуемыми, дети только формируются и ищут себя.

Всего нами было опрошено 20 учащихся, которые слушают всевозможные музыкальные стили.

Результаты исследования получились следующими.

Рис. 1 Определения типа темперамента у подростков

Как видно из рисунка 1 преобладающим типом темперамента в данной группе учащихся является – сангвиник (10 человек). Данные испытуемые являются веселыми и жизнерадостными, энергичными людьми. Они не всегда доводят начатое дело до конца, склонны переоценивать себя, способны быстро схватывать новое, неустойчивы в своих интересах и склонностях. А так же легко переживают неудачи, неприятности и легко приспосабливаются к разным обстоятельствам. Респонденты с увлечением берутся за новое дело, но при этом быстро остывают, если дело перестает их интересовать.

У 9 испытуемых преобладающим типом темперамента является - флегматический тип. Такому типу темперамента характерно спокойствие, хладнокровность, последовательность и обстоятельность в делах. Испытуемые являются людьми осторожными, рассудительными, умеет ждать. Они молчаливы, не любят попусту болтать, сдержаны и терпеливы. Такие люди доводят начатое дело до конца, не растрачивая попусту силы, и строго придерживаются выработанного распорядка жизни, работы.

У 4 испытуемых меланхолический тип темперамента. Таким людям свойственно стеснительность, застенчивость, чувство подавленности, растерянности при неудачах. Они теряются в новой обстановке, не верят в свои силы, им трудно установить контакт с незнакомыми людьми.

Холерический тип темперамента преобладает всего у 1 человека. Ему свойственно неусидчивость, суетливость, невыдержанность, вспыльчивость. Такие люди резки, прямолинейны, решительны, инициативны и упрямы.

Вторая часть нашего исследования заключалась в определение музыкальных пристрастий и соотнести с каждым типом темперамента.

Рис. 2 Определения взаимосвязи темперамента и музыки у подростков

Как видно из рисунка 2 у испытуемых с типом темперамента холерик преобладают следующие музыкальные направления: популярная музыка, которая является, очень ритмична, мелодична и проста, в ней нет замысловатых стихов. А так же хип хоп, данный вид музыкального жанра является уличным, дающий свободу мысли и выражения, это целая культура, не загоняющая в рамки.

У испытуемых с типом темперамента флегматик: популярная музыка. Популярная музыка точно так же как и флегматик может быть спокойной, но при этом ритмичной.

У меланхолика музыкальным предпочтением является рэп, точно так же как и у респондентов с типом темперамента сангвиник. В данном направлении за частую отражаются жизненные проблемы, неудачи. Чаще всего, она монотонная и без каких либо всплесков.

Так же в нашем исследовании выделилась группа со смешенными типами темперамента. В данную группу вошли 3 человека со следующими типами темперамента: меланхолика и флегматика данный испытуемый, сочетает в себе такие характеристики как спокойствие, хладнокровность, последовательность и обстоятельность в делах, но при этом он так же может быть стеснительным, застенчивым. У него может проявляться чувство подавленности, одиночества, растерянности при неудачах.

Флегматик и сангвиник. Такой человек может быть как, спокойным, хладнокровным, последовательным и обстоятельным в делах, так и веселым, жизнерадостным и энергичным.

Респондент со смешенным типом темперамента сангвиника и холерическим с одной стороны, может быть веселым, жизнерадостным и энергичным, а с другой стороны, резким, прямолинейным, решительны, инициативным и упрямым.


Рис. 3 Определения взаимосвязи темперамента и музыки у подростков

Как видно из 3-го рисунка у испытуемых со смешенными типами темперамента холерика и сангвиника, а так же флегматика и сангвиника преобладают предпочтения популярной музыки, как и типы темперамента, данная музыка может быть энергичной, ритмичной и спонтанной, так и спокойной и размеренной.

Так же у холерика-сангвиника присутствует такой музыкальный стиль, как хип - хоп. Свободная музыка со своим ритмом и порой откровенными текстами.

У респондента с типом темперамента меланхолик-флегматик выбор музыкального направления – другое. Там смешенные направления такие как: металл, пан-рок, гранж, альтернативная музыка. Достаточно мрачная и агрессивная музыка.

Таким образом, гипотеза о том, что в группе подростков выбор музыкального стиля зависит от их темперамента. Как показало наше исследовании, наш музыкальный выбор во многом зависит от того какой у тебя темперамент.














Заключение


Итак, в результате изучения литературы и проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

  • Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.

  • Выбор музыкального направления не зависит от темперамента человека.

Таким образом, наша гипотеза о том, что в группе подростков выбор музыкального стиля зависит от их темперамента, не подтвердился. Как такового влияния темперамента человека на выбор музыкального стиля нет. Но если говорить о влиянии музыки на человека, то, несомненно, она так или иначе будет влиять на его состояние, настроение, характер и создавать жизненный ритм.























Литература


  1. Банин А. А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции. Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986.

  2. Бартаршев А.В. Типология характера и личности / А.В. Бартаршев - М., 2001. 145с.,

  3. Психологические типологии/Под ред. Ю.П. Платонова. - СПб., "Речь", 2004. - 512с.,

  4. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

  5. Тучков С. А. О музыке российской. // Записки Сергея Алексеевича ТучковаСПб., 1906,

  6. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки России с древнейших времен до конца XYI1I в. Т. 1-2М.-Л., 1928 -1929.

















Приложение 1

ТЕСТ "ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА" (А. Белов)

Инструкция: тест "Формула темперамента" (А. Белов) определяет, на сколько Вы по темпераменту холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Вам предлагается 80 вопросов, отвечайте "да", если качества для Вас обычны и повседневны. Если качества Вам не присущи, то отвечайте "нет".

Текст вопросов

Вопросы, определяющие холерика:
1) Вы неусидчивы и суетливы?
2) Вы невыдержанны и вспыльчивы?
3) Вы нетерпеливы?
4) Вы резки и прямолинейны в отношениях с людьми?
5) Вы решительны и инициативны?
6) Вы упрямы?
7) Вы находчивы в споре?
8) Вы работаете рывками?
9) Вы склонны к риску?
10) Вы незлопамятны?
11) Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью?
12) Вы неуравновешенны и склонны к горячности?
13) Вы агрессивный забияка?
14) Вы нетерпимы к недостаткам?
15) Вы обладаете выразительной мимикой?
16) Вы способны быстро действовать и решать?
17) Вы неустанно стремитесь к новому?
18) Вы обладаете резкими порывистыми движениями?
19) Вы настойчивы в достижении поставленной цели?
20) Вы склонны к резким сменам настроения?

Вопросы, определяющие сангвиника:
21) Вы веселы и жизнерадостны?
22) Вы энергичны и деловиты?
23) Вы часто не доводите начатое дело до конца?
24) Вы склонны переоценивать себя?
25) Вы способны быстро схватывать новое?
26) Вы неустойчивы в интересах и склонностях?
27) Вы легко переживаете неудачи и неприятности?
28) Вы легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?
29) Вы с увлечением беретесь за любое новое дело?
30) Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?
31) Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?
32) Вы тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы?
33) Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми?
34) Вы выносливы и работоспособны?
35) Вы обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой?
36) Вы сохраняете самообладание в неожиданной сложной остановке?
37) Вы обладаете всегда бодрым настроением?
38) Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?
39) Вы часто несобранны, проявляете поспешность в решениях?
40) Вы склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться?

Вопросы, определяющие флегматика:
41) Вы спокойны и хладнокровны?
42) Вы последовательны и обстоятельны в делах?
43) Вы осторожны и рассудительны?
44) Вы умеете ждать?
45) Вы молчаливы и не любите попусту болтать?
46) Вы обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции мимики?
47) Вы сдержанны и терпеливы?
48) Вы доводите начатое дело до конца?
49) Вы не растрачиваете попусту сил?
50) Вы придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе?
51) Вы легко сдерживаете порывы?
52) Вы маловосприимчивы к одобрению и порицанию?
53) Вы незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?
54) Вы постоянны в своих отношениях и интересах?
55) Вы медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое?
56) Вы ровны в отношениях со всеми?
57) Вы любите аккуратность и порядок во всем?
58) Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?
59) Вы обладаете выдержкой?
60) Вы несколько медлительны?

Вопросы, определяющие меланхолика:
61) Вы стеснительны и застенчивы?
62) Вы теряетесь в новой обстановке?
63) Вы затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми?
64) Вы не верите в свои силы?
65) Вы легко переносите одиночество?
66) Вы чувствуете подавленность и растерянность при неудачах?
67) Вы склонны уходить в себя?
68) Вы быстро утомляетесь?
69) Вы обладаете тихой речью?
70) Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?
71) Вы впечатлительны до слезливости?
72) Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?
73) Вы предъявляете высокие требования к себе и окружающим?
74) Вы склонны к подозрительности, мнительности?
75) Вы болезненно чувствительны и легко ранимы?
76) Вы чрезмерно обидчивы?
77) Вы скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями?
78) Вы малоактивны и робки?
79) Вы уступчивы и покорны?
80) Вы стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих?



Приложение 2

Список музыкальных направлений

ФИ _____________________________________________________________

Инструкция: Пожалуйста, прочитайте список музыкальных направлений и выберите из них те, которые нравятся вам.

  1. Популярная музыка (поп);

  2. Рок-н-рол;

  3. Шансон:

  4. Реп;

  5. Транс;

  6. Хаус;

  7. Хип хоп;

  8. Джаз;

  9. Классика;

  10. Другое_______________________________________________________

9. С кем обычно работает психолог?



17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Поющая душа (исследовательская работа)

Автор: Варганова Елена Николаевна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Есть ли у симфонии будущее?" исследоательская работа"
    ["seo_title"] => string(58) "iest_li_u_simfonii_budushchieie_issliedoatiel_skaia_rabota"
    ["file_id"] => string(6) "471163"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527418626"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное» "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-v-d-bieriestov-chiestnoie-gusienichnoie"
    ["file_id"] => string(6) "154674"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421176319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства