Педагогический совет
Тема: «Психологический комфорт в школе – важное условие
эффективности обучения и воспитания»
Дата проведения:
13 ноября 2015 в каб. №28, 14.00.
Цель: Организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе.
Задачи:
1.Изучение морально-психологического климата в коллективе школы
2.Изучение методов и приемов по созданию психологического комфорта в школе на разных этапах обучения и воспитания.
3.Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.
4. Стабилизация эмоционального фона участников через комплекс тренинговых упражнений.
Ход педсовета:
1.Основные составляющие понятия «Психологический комфорт» - педагог-психолог Чернышёва Т.В.
2. Психологический комфорт на занятии как условие развития личности дошкольника – Акбузова Б.С.
3. Приёмы создания психологического комфорта на уроках в начальной школе. Калиева А.К., Терешкова В.В.
4.Деятельность учителя по созданию благоприятного психологического климата на уроках. Куанова Г.С.
5. Тренинговое занятие для педагогов по стабилизации психоэмоционального состояния в рамках профилактики СЭВ. Чернышёва Т.В.
6. Решение.
Ход педсовета. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
Поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:
— Поговорим? — О чем? — О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты. А что-то мне известно. Поговорим? — Поговорим. Вдруг будет интересно. |
Показ ролика «Школа моей мечты»
Тема нашего сегодняшнего педсовета «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». Цель и задачи озвучить.
1. Упражнение «Разогревки - самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.
Вопросы к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
3.Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова: У каждого на столе лежат листочки. После того как педагоги выполнили задание, предложить озвучить.
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. А как это можно осуществить, нам расскажут и поделятся опытом наши же педагоги.
Создание психологического комфорта в КПП
Выступление Б.С.Акбузовой
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания. Комфорт для ребенка в определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников. Сегодня я попытаюсь рассказать о некоторых из них.
Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в КПП
Минутки вхождения в день.. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.
1.Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в КПП. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками . Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; что былопроведено на начало учебного года а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.
2. Распорядок дня
1. Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат.
Для ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть то, чего они не хотят есть.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. Единственное условие – это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд.
Прогулка – главное условие здоровья детей.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и посещения туалета.
- применение физминуток во время занятий;
-позволение приносить в группу любимую игрушку.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;
4.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей -традиционно петь хороводную игру "Каравай". ДЕТИ ГОВОРЯТ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ
У нас есть один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Я предлагает всем детям сесть вокруг меня чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Максим справился с заданиями правильно. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
У детей этого большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня .
Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы.
- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети начинают испытывать серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу детей. Поэтому так важно научить маленького ребенка понимать чувства других, адекватно реагировать на них, уметь сочувствовать и сопереживать.
Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт на уроке Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика А.А. Ухтомский
Тема: "Приемы создания психологического комфорта на уроке"
Выступление Тершковой В.В., Калиевой А.К.
Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящего коллегу. Улыбнитесь ему, возьмите его руки в свои. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. И мне очень приятно с вами работать.
«Приемы создания психологического комфорта на уроке».
Чтобы зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем:
1. Утреннюю зарядку под музыку.
2. Точечный массаж лица.
Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк)
1. Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
2. Прием "Улыбка" показ видео фрагмента с моего урока.
Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока. | Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе. |
| |
Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.
«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)
- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….
«Дерево достижений»
Психолог или педагог: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
«Волшебная поляна»
Вырезать цветы разного цвета.
Психолог или педагог: На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так и будет всегда!
Приём « Разрешённая подсказка»
Суть: дети подсказывают друг другу мысленно ( спросить правило, остальные подсказывают мысленно)
Приём « Домашнее задание на выбор»
Суть: Обучающимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов.
- Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, пусть сам задаст себе задание, а завтра мне покажет и скажет, почему выбрал именно это задание.
Метод «Познавательное чтение»
Суть: ребёнку не нравится стихотворение заданное учителем учить наизусть. Учитель предлагает этому ребёнку выучить стихотворение какое он хочет, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию. ( А.Плещеев «Весна»)
Метод «День рождения детей»
Суть: зашифровать имя именинника в кроссворде или в ребусе, предложить детям разгадать. Подарить ребёнку урок: « Я подарю тебе урок». Если День рождения на каникулах, спросить ребёнка, когда подарить ему урок?
3."Дерево ожиданий"
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий" Перед вами три листочка. Вам надо выбрать только 1.
Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными,
если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели,
а если зеленый - вы будете успешными.
Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний.
Дети украшают дерево.
Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе.
«Рассмотрим основную часть урока»
1. Используя программу наблюдений на уроке, я предлагаю Вам просмотреть фрагменты уроков и определить каким образом была организована психолого- педагогическая поддержка учащихся на уроке ?
(Видеоролик) с комментированием.
2.Выполнение специальных упражнений на уроках.
«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. ( каждому участнику)
Перечень упражнений | Цель |
Ассоциация (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру) | Помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок. |
Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение. | Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе. |
Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь. | Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость. |
Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу» | Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание. |
| |
Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято. | Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга. |
Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.) | Формирует чувство принадлежности к группе. |
Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга. | Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия. |
«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.
2 Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как: (на экране примеры)
« Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
Использовать цветограмму настроения( таблица Блюма?)
Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. ( 0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).
« Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
** Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
уважайте детей;
не навредите, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину -ученику;
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Вот и подошло к завершению наше занятие. Сейчас мы превратим наше "Дерево ожиданий" в "Дерево достижений".
Если ты узнал новое, тебе было интересно - ты выбираешь яблоко.
Если было хорошо, но можно и лучше- цветок.
Ну, а если ты ничего не узнал - сухой желтый листок.
«Деятельность учителя по созданию благоприятного климата на уроке английского языка»
Учитель: Куанова Г.С.
Целью обучения школьников иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Важнейшим условием достижения этой цели является создание благоприятного психологического климата на уроке.
Cледуя гуманистической концепции Карла Роджерса, концепция «Я», рассматривал обучаемых не как класс, а как группу людей, нуждающихся в терапии и консультировании со стороны учителя. Главная цель - установить такие межличностные отношения, которые способствовали бы понижению уровня тревожности, повышению самооценки, раскованности, повышению уровня социально-психологического климата в коллективе и т.д. Это возможно, работая в группе и путем создания коллаборативной среды.
Сейчас мы понимаем, что необходимо демонстрировать детям свое полное к ним доверие, помогать в формировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация Т.Е в условиях конструктивистского подхода к обучению и преподаванию, когда меняется суть самого учебного процесса, появляются активные и интерактивные формы взаимодействия учеников, ориентированные на раскрытие и развитие индивидуальности каждого. Созданию ситуации успеха на уроке способствует не только дифференциация заданий по уровням сложности, но и учет возрастных особенностей детей. касающиеся возрастных различий детей, особенности когнитивных процессов (памяти, восприятия и т.д.), метасознания. Систематически проводим физминутки, позитивные ролики, задания творческого характера: письмо по кругу, синквейн. Таким образом., создавая благоприятные психологические условия, атмосферу сотрудничества мы создаем ситуацию успеха.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
стимулировать работоспособность;
корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
И каждый учитель ищет свои приемы и средства, чтобы уроки были интересными, увлекательными, на которых каждый ученик имеет возможность развивать свою познавательную творческую и мыслительную активность.
На этапе побуждения важно применить приемы, мобилизирующие начало урока, придающие эмоциональность уроку. В одних случаях это выстраивание ассоциативного ряда, в других фонетические зарядки, речевые разминки, различного рода задания: «разбросанные буквы», «лишнее слово» «найди пару»…, и также проведение тренингов: «Ладошки», «Круг пожеланий», «Светофор»…
На стадии рефлексии «авторский стул», «синквейн», листы обратной связи… помогают учащимся возвращаться мысленно к совершенной им на уроке деятельности, проанализировать причину своего успеха или неуспеха.
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках
Похвала
Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Ситуация успеха, связанная с позитивным формированием эмоциональной сферы ребенка, приобретает сегодня особую актуальность. Эмоции радости, уверенность в себе так необходимы сегодня. Очень важно донести до учащихся мысль о том, что ценность образования –непреходящая. А осознать это можно только через заинтересованное отношение к своему учебному труду.
Существует много способов создания психологического комфорта, о них нам рассказали учителя. Я же хочу предложить вам использовать на своих уроках следующий сборник. (показать, рассказать)
Итак, эмоциональное благополучие педагога-условие положительного эмоционального состояния детей.
- Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.
- Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.
Вступление
Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
Презентация «Синяя птица»
Самомотивация
Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка. Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния.
Упражнение – энергизатор
Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее без слов, используя только жесты, взгляд и т.д.
- «Постройтесь по росту»
-«Построиться по высоте каблука, начиная с наименьшего»
-«Построиться по дате (числу) рождения, начиная с наименьшего»
-«Построиться по месяцу рождения, но в порядке зима, весна, лето, осень»
Вопросы для обсуждения упражнения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Вывод, к которому приходят: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
Упражнение «Завтрак с героем»
Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.
Время проведения: 30 мин.
Материалы: ручки, листы бумаги.
Ход упражнения
Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.
Вопросы для обсуждения:
Почему остался именно этот герой?
Легко было уступать и почему вы уступали?
Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?
И закончить наш педсовет позитивным роликом «Бараш и кролень»
Решение:
1.Оформить электронный сборник методов и приёмов по созданию психологического комфорта на уроках к 7.12.15. Ответственная Чернышёва Т.В.
2.Использовать в работе «Сборник универсальных приемов создания благоприятного климата на предметных уроках» . Ответственные руководители МЦ.
3. Проводить психологические тренинги на стабилизацию эмоционального фона педагогов в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания в течении года в соответствии с планом. Ответственная Чернышёва Т.В.