Дети с отклоняющим поведением – явление распространенное, но почему, отчего ребенок становится таким, учась в обычной общеобразовательной школе? Почему его поведение перестает соответствовать существующим правилам и нормам? В чем причина отклонений в поведении подростка?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отклоняющиеся поведение школьников»
Отклоняющееся поведение школьников:
причины, профилактика и способы коррекции
Белан О. В.
Введение
Дети с отклоняющим поведением – явление распространенное, но почему, отчего ребенок становится таким, учась в обычной общеобразовательной школе? Почему его поведение перестает соответствовать существующим правилам и нормам? В чем причина отклонений в поведении подростка?
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.
В нашей стране озабоченность вызывает увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Особенности характера, поведения, способности каждого человека индивидуальны. Вряд ли можно найти двух совершенно одинаковых людей. Эти отличия играют важную роль в повседневной жизни и зависят от многих причин. Среди них – условия воспитания в семье, модели общения и поведения родителей, обучение в школе и внеклассная обстановка, неформальное окружение и т.п. В зависимости от степени и различия влияния этих причин, один человек будет тихим, где-то даже «забитым», а другой, наоборот, вспыльчивым резким грубым, агрессивным, раздражительным и т.д.
Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение делинквентное и девиантное. По мнению А.Е. Личко, делинквентное поведение – это широкий круг антиобщественных и противоправных действий, но существует более узкое понятие, называемое девиантное поведение, которое характеризуется как нежелательное или опасное для общества отклонение от принятых социальных норм. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Одним из важных этапов становления личности, нравственно-этического воспитания и профилактики отклоняющегося поведения учащихся является период школьной жизни. Именно в это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе.
Эффективность профилактической и коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психологическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.
Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю.
2. Основные проявления и причины нарушений поведения в подростковом возрасте
Детский и подростковый возраст, которым свойственна незрелость, несформированность личности, отличается особой склонностью к разнообразным нарушениям поведения. Они значительно учащаются у подростков в связи с пубертатной дестабилизацией нервно – психического состояния. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.
Нарушения поведения в этот период называются делинквентными. Понятие делинквентное поведение, в соответствии с этимологией данного термина (делинквентность буквально означает правонарушение) должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков несовершеннолетних (кражи, угон транспортных средств, нанесение телесных повреждений и пр.).
Анализ мотивов поведения подростков правонарушителей позволили выделить четыре основных типа делинквентности:
I. конформный. В подростковом возрасте закономерный процесс отдаления от родителей связан с группированием со сверстниками. Стихийно-групповое общение рассматривается социальными психологами как один из необходимых этапов в процессе социализации. Групповое общение необходимо для правильного психосоциального развития, для приобретения навыков социального взаимодействия, развития чувства групповой солидарности. Отсутствие в семье отца, перегруженная работой мать, алкоголизм одного из родителей, низкий моральный уровень семьи.
Другой разновидностью неправильного семейного воспитания является гиперопека, мелочный контроль над поведением подростка, лишение его элементарной свободы – все это толкает подростка в общество сверстников, где все позволено. Существенно то, что поведение подростка меняется в зависимость от того, с какой группой сверстников он себя отождествляет на данном этапе. При отрыве от асоциальной компании и приобщении к группе с социально – положительной направленностью у подростков меняется модус поведения. Таким образом, социальная дезадаптация сочетается с хорошей адаптацией в рамках подростковой делинквентности, что указывает на потенциально сохранные возможности личности.
II. неустойчивый. Основной мотив поведения этих подростков – эмоция удовольствия, стремление к постоянным развлечениям, беспечной жизни. Чувство групповой солидарности выражено слабо: уличенные в групповых правонарушениях всеми силами стремятся выпутаться из неприятной ситуации, лгут, перекладывают вину на другого, сетуют на то, что «затянули дружки», «попал в плохую компанию» и т.д. При оценке семейного фона не удается выявить какого-либо доминирующего типа воспитания. Встречаются семьи с диаметрально противоположным типом воспитания – гиперопекой и безнадзорностью, баловством и жестоким обращением с ребенком. Достаточно часто встречаются и благополучные семьи.
III. агрессивно – защитный. Наиболее пагубное влияние на психику ребенка оказывает воспитание типа эмоционального отвержения. Обычно это семьи, где появление ребенка было нежелательно. Появление на свет «непрошенного» ребенка осложняет и без того натянутые, несчастливые отношения супругов. Ребенок превращается в «козла отпущения», на котором родители срывают свою неудовлетворенность семейной жизнью. В другом случае отвержение обуславливается распадом прежней и попыткой создания новой, появление в семье отчима или мачехи. Реже отвержение выражается в крайней форме жестокого обращения с ребенком.
Для подростков с агрессивно защитным типом делинквентности характерны враждебность, жестокость, мнительность, лживость, вспышки агрессии, третирование других подростков, сексуальная распущенность, преждевременное курение и употребление спиртного.
IV. оппозиционный. Делинквентное поведение данной группы подростков является реакцией на фрустрацию (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов) — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Наблюдается, как правило, у подростков, воспитывающихся по типу «кумира семьи». Неуемная слепая родительская любовь, постоянное восхищение своим ребенком , удовлетворение его малейших капризов и притязаний, снисходительное отношение к его проступкам, а часто и их прикрывание, формирует у ребенка превратное представление о своих правах и обязанностях. Искаженное представление о социальных отношениях, полученных в семье, приходит в столкновение с реальными отношениями в обществе, когда подросток выходит за рамки «тепличной атмосферы» семьи. Притязания подростков оказываются выше действительных возможностей и, как следствие, возникает внутренний конфликт, который приводит к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Фрустрация проявляется в оппозиционном поведении, негативизме, упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими людьми. Учителя обвиняются в предвзятом отношении, занижении оценок, недооценке способностей. Не добившись успеха в учебе, стремятся «реабилитировать» себя «оригинальностью» и «смелостью» суждений, демонстративным отверганием общепринятых «банальных» оценок. Вскоре начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваются в компанию трудновоспитуемых подростков.
Стремление к независимости от родителей сочетается с притязанием на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Сочетание двух взаимоисключающих тенденций ведет за собой психологический конфликт, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением. Суицидальный шантаж, делинквентные поступки, прием наркотиков – эти и другие формы нарушения поведения являются в подобной ситуации протестными реакциями подростка в ответ на жесткий диктат родителей и преследует цель, чаще подсознательную – обратить внимание родителей на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.
Итак, мы рассмотрели проявления делинквентного поведения подростков, проявляющиеся преимущественно в случаях противоправных, противозаконных и преступных. В жизни, же мы чаще встречаемся с проявлениями девиантными.
3. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.
Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.)
Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений.
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов. Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней.
В нашей школе социально-психологической службой ведется систематическая работа по профилактике отклоняющего поведения школьников. В начале учебного года составляется индивидуальный план коррекционной работы по итогам диагностик, затем в течение всего года отслеживается динамика по результатам.
Реализация профилактической работы по предупреждению и преодолению отклоняющего поведения школьников позволила нам получить результаты, свидетельствующие о позитивных изменениях и в семейном воспитании школьников. У большинства школьников улучшился психологический климат, отношения с родителями стали более доверительными и доброжелательными. Существенно повысилась педагогическая культура родителей. В семьях наметились тенденции к организации и проведению совместного досуга, родители чаще стали интересоваться успехами детей, консультироваться со специалистами, были заложены психологические основы для постоянного сближения подростков и родителей.
Рекомендации:
В работе с детьми с отклоняющимся поведением необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы, такие как:
информирование; активное социальное обучение социально – важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни;
активизация личностных ресурсов.
Заключение
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
Литература:
1.Алемаскин М.А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1987.
2.Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
3.Воспитание трудного ребенка: Дети с асоциальным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2001. - 240 с.