kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о причинах девиантного поведения в подростковом возрасте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте»

Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Мы часто встречаемся с озабоченностью взрослых "нарушениями" в поведении подростков. Эта тема стара как мир — подростки часто "бузят" и сопротивляются стилю воспитания, не подходящему их новой стадии развития. Но когда заходит речь о правонарушениях, нарушенном поведении, отклоняющемся от привычной "нормы" — рассматривать это как феномен подросткового периода без прояснения причин уже невозможно. То, что порой называют нарушением, патологией — при ближайшем рассмотрении может оказаться и реакцией подростка на внешнюю ситуацию, с которой он не может справиться обычным способом (чаще в семье, в школе), и результатом неправильного воспитания в семье¸ и последствием отклонений в развитии подростка.

Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма — предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма — общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение (связанное с нарушением социальных норм) и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией. Для этого необходима соответствующая квалификация специалистов. Для получения представления о признаках девиантного поведения можно опираться на классификацию В. Сыромятникова, который выделил следующие признаки девиаций:

  1. Поведение, отличающееся от общепринятых взглядов в сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм.

  2. Поведение, идущее вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

  3. Поведение, представляющее опасность для самого человека или для окружающих (суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка).

  4. Одним из критериев аномальности может быть тот факт, что "расшифровка" окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Невозможность "нормальной" расшифровки поступающих от окружающего мира сигналов может приводить к неправильной адаптации человека (так может происходить у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные).

  5. Эмоциональные нарушения, например преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, вызванная травмирующим событием, преодолевать которую человек не в состоянии.

  6. Неспособность преодолеть жизненный стресс, что ведёт к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека — семье, референтной группе и т д.

Есть некоторые особенности девиаций в детском и подростковом возрасте. Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено факторами риска,. Их принято делить на индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, потребление наркогенных веществ родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).

Есть мнение специалистов о том, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребёнка или подростка. Это обусловлено рядом особенностей этого возраста:

  • психогормональной перестройкой, началом полового созревания, сменой Я-концепции. В поведении это проявляется как крайняя противоречивость, стремление к новому уровню притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого реально подросток ещё не достиг (ребёнок претендует на своё: "делаю, что хочу", родители не готовы принять эту позицию: "ты ещё никто").

  • промежуточностью общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребёнок, но ещё не взрослый), которая определяет и особенности их психики — пограничность, неустойчивость, импульсивность.

  • несоответствием форм контроля — сознательной дисциплины и самоконтроля ещё нет, или они ещё не окрепли, а контроль родителей уже не принимается.

Это находит своё выражение в поведенческих реакциях:

  1. Реакция оппозиции — вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению ребёнка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых (прогулы, бравирование опьянённым состоянием, побеги из дома, иногда антисоциальные действия).

  2. Реакция имитации — подражание определённому лицу, образцу, который может быть и антисоциальным героем.

  3. Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели (если модель отрицательна, то эта реакция является по своей социальной направленности положительной).

  4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчёркнутым успехом в другой области (например, неуспехи в учёбе могут компенсироваться "смелым" поведением в кругу сверстников).

  5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Так, присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

  6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление-отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

  7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников, Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

  8. 8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению лёгкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний); увлечения, связанные с физическим самосовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомобиля), коллекционирование.

Опыт работы с "трудными" подростками подтверждает теорию, что отклоняющееся поведение связано с низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах воспитания — в семье и школе. "Трудновоспитуемость" проявляется в негативизме и сопротивлении педагогическим воздействиям. Стремясь освободиться от опеки и оценки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. В то же время в этом возрасте наблюдается тенденция к перестройке отношений со сверстниками — стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых формах, может происходить в асоциальных формах. Поэтому дети, не получившие поддержки в семье и школе, часто "уходят на улицу".

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но, по каким-то причинам, не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, мелкими кражами, исключением из школы, угрозой самоубийства, ломкой вещей, эмоциональными взрывами, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975). Кэплан нашёл убедительные свидетельства того, что низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

У подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками:

  • они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно — ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия ("я плохой", "я плохо поступаю"),

  • они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно ("меня не любят, не принимают, меня не за что любить"),

  • они не обладают или не умеют использовать навыки саморегуляции, позволяющие снять или смягчить последствия низкого самоуважения, отвержения, непринятия в отношениях.

Девиантное поведение, таким образом, может способствовать повышению самоуважения ("не принимают таким, как есть — ну и пусть").

В одних случаях отклоняющееся поведение растущих людей может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия.

В то же время существует особый тип отклоняющегося поведения, которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это так называемое демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируются отклонения, когда действия совершаются ради их вненормативного характера.

Простейшим случаем такого поведения является детское кривляние. Здесь можно выделить две закономерности: во-первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых (обычно родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание; во-вторых, когда родители показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а скорее, усиливается. Детское кривляние и утверждения типа "Я плохой" представляет собой попытку освободиться от взрослых норм и одновременно обезопаситься от осуждения со стороны взрослых.

Таким образом, перед нами явный коммуникативный акт, где основным содержанием коммуникации является отклонение: ребёнок на особом невербальном языке говорит родителям: "я делаю то, что вам не нравится". Сходное содержание иногда выражается и в словах, например, многие дети время от времени заявляют: "Я — плохой". И это поведение может закрепиться и стать привычным паттерном для ребёнка, если взрослые не меняют отношение к нему.

С подобными случаями на консультирование по детско-родительским проблемам ко мне обращались достаточно часто. Работа была направлена на осознавание родителями причин (целей, мотивов) подобной коммуникации детей.

Подобный механизм протеста бывает у подростков, поведение и внешний вид которых носят показной, демонстративный характер, призванный вызвать осуждение и отвращение окружающих (внешний вид, сборы на центральных площадках; постоянные разговоры о реакции окружающих, позы, сленг и т.д.). Основное содержание коммуникации в этом случае, как и у кривляний, утверждение: "Я плох, я омерзителен". В данном случае коммуникация по форме адресована, прежде всего, окружающим незнакомым людям (случайным прохожим), которые до этого момента никак не контактировали с подростком. Дома же и в школе (где можно предположить авторитарно — осуждающее отношение) подобные "представления" разыгрываются редко.

Существует фактор риска формирования девиаций в зависимости от характера воспитательного потенциала семей. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку десять типов семьи:

  1. воспитательно-сильные;

  2. воспитательно-устойчивые;

  3. воспитательно-неустойчивые;

  4. воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

  5. воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

  6. воспитательно-слабые с агрессивно — негативной атмосферой;

  7. маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;

  8. правонарушительские;

  9. преступные;

  10. психически отягощенные.

В семьях первого типа — воспитательно - сильных, как утверждает после их обследования Г. М.  Миньковский, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный её признак — высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2–3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Второй тип семьи — воспитательно-устойчивые — создаёт в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего, школы.

Для третьего типа семьи — воспитательно-неустойчивого — характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т.п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвёртый тип — воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними — объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив своё влияние обществу сверстников.

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощённых семьях в 4–5 pаз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9–10 раз выше, чем у тех, кто pacтет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 процентов преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Однозначной связи между преступным поведением в ранней юности и определённым стилем семейного воспитания — дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив, — гиперопекой не обнаруживается. Но отклоняющееся поведение ребёнка, подростка обусловлено дефицитом или отсутствием внимания, контакта в семье, нарушением детско — родительских отношений (отсутствием внутрисемейных правил, обязанностей, ответственности, контроля), отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении и т.д. Как результат — пониженное самоуважение ребёнка, отсутствие внутренних опор, протест существующим отношениям в семье, как непомогающим, неподдерживающим, стремление получить недостающую поддержку в референтной группе.

Родителям это важно знать и нужно повышать свою психолого-педагогическую компетентность в области родительства:

  • учиться чувствовать, понимать, быть открытым к контакту,

  • вырабатывать адекватную позицию в процессе взаимодействия,

  • осознавать степень своей ответственности, свою роль в процессе воспитания,

  • осваивать навыки эффективной коммуникации (и с собой — тоже),

  • уметь слышать потребности — как свои, так и чужие,

  • Развивать критическое мышление для осознавания последствий своего поведения.

Без собственных усилий родителей изменений в поведении детей не произойдёт. Конечно, возможна психологическая помощь только ребёнку, без участия семьи. Например, его можно обучать навыкам самопознания, социально-поддерживающему поведению (повышение самооценки и уверенности, осознавание и проживание своих чувств по поводу сложившейся ситуации, поиск адаптивных способов поведения, регулирование эмоций, умение переводить их из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения, преодоление неуверенности, страха, освоение навыков конструктивной коммуникации). Но возвращение в прежние семейные условия будет вызывать в подростке его привычные поведенческие реакции. Стать себе "отцом и матерью", не опираясь на реальных родителей, иной подросток, может быть, и сможет, но это путь выносим не для каждого, и на нём человек очень одинок и беззащитен, что особенно трудно в подростковом возрасте.

Коррекция внутрисемейных отношений — большой труд. Это и распределение обязанностей между членами семьи, и определение прав, внутрисемейных правил, и изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению ребёнка. Это научение членов семьи коммуникативным навыкам: осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, прямой коммуникации, активизации механизмов самопознания и самовыражения. Это открытие нового Себя и Другого. Эта работа возможна как в семейном консультировании, так и в тренинговом режиме или на терапевтических группах для родителей.

"Не ребёнок должен понимать родителя, а родитель — ребёнка. Потому что взрослый уже был ребёнком, ребёнок взрослым ещё не был".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор: Гаранина Ирина Алексеевна

Дата: 14.10.2021

Номер свидетельства: 588545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "родительский лекторий по теме "Девиантное поведение детей" "
    ["seo_title"] => string(67) "roditiel-skii-liektorii-po-tiemie-dieviantnoie-poviedieniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "119097"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413315829"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Доклад, тема "Психологические особенности подростков с девиантным поведением" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-tiema-psikhologhichieskiie-osobiennosti-podrostkov-s-dieviantnym-poviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "222149"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435910337"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Выступление на педагогическом совете. Тема: "Причины интолерантного поведения молодежи  XXI века" "
    ["seo_title"] => string(111) "vystuplieniie-na-piedaghoghichieskom-sovietie-tiema-prichiny-intolierantnogho-poviedieniia-molodiezhi-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "114012"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411217207"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методические рекомендации "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-profilaktika-samovol-nykh-ukhodov-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "338797"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470625576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства