kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Несколько слов об агрессивном ребенке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой из нас, даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную си­туацию, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять своими эмо­циями и прятать их где-то в себе, в глубине. 

Запомните, воспитание — это не поле боя. И. став родите­лями, Вам прежде всего необходимо знать, что в раннем воз­расте один из главных путей познания мира — обычное подра­жание, и подражает ребенок взрослым. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Несколько слов об агрессивном ребенке »

И драчун, и забияка, и еще не знаю кто...

(Несколько слов об агрессивном ребенке)

Я не ударил Катьку.

Просто делал гимнастику руками.

Вот и задел ее случайно.

Толя К., 4 года

Наконец-то Вы примирились с кризисом и упрямством в ожи­дании лучших времен и вдруг... снова подводные рифы... еще хуже кризиса и упрямства в тысячу раз.

Малыш преподносит Вам новые сюрпризы. И где только взять выдержку и терпение, чтобы эти сюрпризы принять.

Вчера он потребовал для игры хрустальную вазу, взял нож, чтобы подточить карандаш... Вы начали объяснять ему, что это ; нельзя. А он. не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами... Весь покраснел, волосы стали мокрыми... Залился слезами и бросился на пол...

А сегодня, когда сестра не разрешила ему самому налить в стакан чай, он как набросится на нее, дернул за косу и начал царапаться, словно котенок, выкрикивая злые слова. Все в доме возбуждены и очень встревожены. Никто не Узнает, как надо вести себя с ним; наказывать или не обращать на это внимания. И как вообще теперь относиться ко всем его просьбам и пожеланиям.

Дать вазу — тотчас же разобьет, дать нож — порежется, а кипятком — просто обварится. Все запретишь — станет неуправляемым. Как быть? Что делать? И есть ли выход из этого тупика?

Конечно есть, и наиболее простой в тех случаях, когда та­кое поведение малыша связано только с его возрастными осо­бенностями, а не с какими-то психическими отклонениями. Но прежде чем отыскать его, попробуем разобраться, с чем связана агрессивность ребенка? Не удивляйтесь ~ именно аг­рессивность- И ничего ужасного в этом нет, когда она прояв­ляется под влиянием сопутствующих ей обстоятельств.

Любой из нас, даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную си­туацию, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять своими эмо­циями и прятать их где-то в себе, в глубине. Ребенку в три года еще невозможно свое недовольство запрятать в себе. Он весь нараспашку. Он просто еще не может свое поведение регулиро­вать социальными нормами и волевыми усилиями. Его не за­ботит. как он будет выглядеть в глазах окружающих, так бурно высказывая свое недовольство при Вашем отказе немедленно сделать все то, что он хочет. Ему непонятна невыполнимость желания. Он искренне убежден, что справится сам. А Вы огра­ничиваете это желание и тоже убеждены: он с этим не справится, он еще мал...

Так зреет конфликт, и разрядка его — агрессия малыша. И вот он кричит, визжит и кусается, дерется не только с деть­ми, но даже со взрослыми.

Как стыдно, как неудобно... И Вы начинаете «сражаться» с ним, чтобы добиться победы. Ругаете, даже бьете, пусть тоже почувствует боль.

Запомните, воспитание — это не поле боя. И. став родите­лями, Вам прежде всего необходимо знать, что в раннем воз­расте один из главных путей познания мира — обычное подра­жание, и подражает ребенок взрослым. Вы бьете его, он Вам отвечает, считая, что это дозволено. А может, вообще драчли­вость у малыша возникла как подражание.

Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей. От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Поэтому станьте на минутку психологом. Вспомните, что в три года ребенок эмоционально лабилен и не стремится любыми путями к цели, он может ме­нять ее, лишь бы было на что, особенно если отвлечь его чем-то ему интересным. А это возможно придумать всегда.

К примеру, он просит хрустальную вазу Как только он вы- скажет это желание, не превращайте его в неисполнимое. А лучше разочарованно махнув на вазу рукой, взять ее со стола и поднести к нему, искренне сетуя, что она тяжела, велика и с ней невозможно играть. Как только малыш прикоснется к ней, верните ее на стол и тут же, без промедления, не давая ему опомниться, переключите его желание в новое русло. Возьмите карандаш и вместе с ним нарисуйте другую вазу, вырежьте ее и превратите в новую игрушку, придумывая на ходу какую-нибудь занимательную историю про эту вазу Подхва­тывая Ваши мысли и фантазируя вместе с Вами, малыш забудет о настоящей вазе и прежнем своем желании.

Когда же вместо «отвлекающего маневра» звучит категоричное «нет» и весь Ваш вид подчеркивает несостоятельность его желаний, ребенок полон обиды, считая, что Вы относитесь к нему как к маленькому И он отстаивает свои права любой ценой. Он выделяет и фиксирует именно это желание и превращает его в самую большую необходимость для данного мо­мента. Теперь все Ваши отвлекающие мероприятия запоздали и не помогут.

В три года агрессивное поведение ребенка — это не чистая агрессивность, скорее, это разновидность реакции протеста против взрослых. И если Вы за это накажете малыша — реакция протеста нарастает. Теперь все будет делаться «назло», конфликт затянется.

Когда же Вы не выдержите и сдадитесь, ребенок быстро сооб­разит, каким путем достиг победы. И стиль такого поведения закрепится надолго. Поэтому не забывайте о «золотой середине». В три года Ваш малыш способен «атаковать» обидчика не рассуждая, немедленно. В четыре-пять лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен объясниться и выразить протест. Он уже контролирует эмоции и чувства, учитывая нормы окружающей среды.

Теперь малыш способен агрессивность направить в игро­вую форму: он то солдат, стреляющий в противника, то вдруг милиционер, преследующий грабителя. Он понимает, что аг­рессивность причиняет боль другим, и весь свой гнев на близ­ких взрослых и детей пытается перевести в игру.

В пять-шесть лет агрессивный характер поведения — уже как специфическая форма взаимоотношения ребенка с други­ми окружающими его людьми, особенно со сверстниками, сви­детельствующая о нарушении социальных контактов с ними.

И снова надо задуматься: почему? Виноваты ли только на­смешки детей или это связано с глубинными пластами отно­шений в семье? Что тревожит и беспокоит ребенка? Или это просто гиперактивность?

А может быть, Ваша любовь носит только «оценочный» ха­рактер: он люб Вам, когда хорош, красив и умен. Такая любовь подрывает веру ребенка в искренность Вашей любви. Он хо­чет, чтобы Вы любили его со всеми недостатками. Говоря об агрессивности дошкольников, надо помнить, что источник ее как в индивидуально-возрастных особенностях ребенка, так и в социальных факторах среды.

Как фиксированная форма поведения, агрессивность за­крепляется тогда. когда малыш не ощущает со стороны роди­телей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то спосо­бом привлечь к себе внимание.

Если Ваш ребенок агрессивен, лишний раз задумайтесь. действительно ли все благополучно у Вас в семье.

Когда все благополучно, постарайтесь вспомнить, не было ли романтических проявлений чувств у дочери к отцу, у сына к матери. Может, это просто скрытое соперничество детей к ро­дителям: дочки к матери, сына к папе.

Бели в это время у Вас родился второй ребенок, задумай­тесь, не в этом ли первопричина всего. Может быть. Ваш пер­венец почувствовал себя уже ненужным семье. Ведь все дети с трех лет способны на чувства и страсти... на зависть, ревность... и неадекватным поведением выплескивают все нару­жу. Ревность тоже порождает агрессию.

Обязательно понаблюдайте, как играет малыш со сверст­никами, не третируют ли они его бесконечными насмешками, не умеет дать сдачи. Как правило беспомощны только первенцы. Если агрессивное поведение у малыша появилось после поступления в дошкольное учреждение, то ищите источник там.



КАК НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком

  • Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

  • Нормализовать семейные отношения.

  • Ликвидировать все агрессивные формы поведения оре­хи близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

  • Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

  • Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, не то, как Вам хотелось бы это видеть.

  • Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, на­правляя интерес ребенка в другое русло.

  • Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

  • Научить его общению со сверстниками, уделяя макси­мум внимания при поступлении в детский сад.

  • При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар.

  • Помнить, что и слово может ранить малыша.

  • Понимать ребенка!



КАК НЕ НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком



  • Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что от­рицательная оценка взрослых формирует отрицательную само­оценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

  • Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.

  • Использовать агрессивные методы воспитания и нака­зания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессив­ность — это следствие враждебности, а воспитательные меро­приятия — не орудия сражения.

  • Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом, мучить домашних животных.

  • Преднамеренно разжигать романтические чувства к од­ному из родителей.

  • Все время подчеркивать и напоминать, что новорожден­ный лучше его.

  • Культивировать вражду между ним и сверстниками.

  • Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.

  • Не любить его или любить только «оценочной» любовью.

  • Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обра­титесь к психологу и психоневрологу.

  • Не превращать ребенка в Золушку.

  • Все делать так, чтобы Ваш малыш не чувствовал себя незащищенные и независимым от Вас.

  • Гасить тревогу по любому поводу.

  • Повысить уровень его самооценки.

  • Учить, чтобы он уважал себя.

  • Хвалить его и делать ему комплименты.

  • Формировать уверенность в себе.

  • Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходил своих сверстников. и этой сильной стороной уравновесить, слабую, как средство компенсации всех недостатков.

  • Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.

  • Тренировать с ним навыки общения.

  • Любыми способами поощрять все его игры со своими сверстниками.

  • Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.

  • Не сравнивать его внешний облик с другими, более смаз­ливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалой красоты.

  • Не критиковать вслух ум Вашего ребенка.

  • Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы се­бя нсполноценньм и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

  • Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

  • Быть нежным с ним.

  • Сочувствовать ему.

  • Поддерживать его.

  • Сделать так чтобы мостик доверия накрепко соединил бы Вас и Вашего ребёнка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Несколько слов об агрессивном ребенке

Автор: Тремасова Жанна Александровна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Буклет "Агрессивные дети""
    ["seo_title"] => string(23) "buklet_agressivnye_deti"
    ["file_id"] => string(6) "634433"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687758197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «АГРЕССИЯ. ПУТИ КОРРЕКЦИИ» "
    ["seo_title"] => string(95) "praktichieskii-sieminar-dlia-piedaghoghov-s-eliemientami-trieningha-agriessiia-puti-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "244088"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445875381"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Программа занятий с элементами тренинга  по эпрофилактике агрессивного поведения у подростков "
    ["seo_title"] => string(105) "proghramma-zaniatii-s-eliemientami-trieningha-po-eprofilaktikie-aghriessivnogho-poviedieniia-u-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "144260"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418671840"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"  Как организовать «учебный» процесс?"
    ["seo_title"] => string(99) "konsultatsiiadliaroditielieirazvivaiemriechspomoshchiuskorogovorokkakorghanizovatuchiebnyiprotsiess"
    ["file_id"] => string(6) "292073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455211251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"
    ["seo_title"] => string(50) "riekomiendatsii-po-rabotie-s-agriessivnymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "262342"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449316444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства