Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для психологов и классных руководителей по теме Толерантность»
Методическое пособие для психологов по теме:
«Толерантность».
Подготовила: Баянжанова Жанна Калидоллиновна
КГУ «Средняя школа Бакырчик»
ВКО, Жарминский район, п.Ауэзов
Содержание:
Введение
Воспитание толерантности. Лекция.
Занятие на тему «Парадигма толерантности».
Совместное комментирование мысли.
Работа в парах.
а) переформулировка модальности и высказывания;
б) проблемы коммуникации.
3. Говорить с позиции «Я» и с позиции «Ты».
4. Упражнение. Универсальные принципы в религиозных доктринах, определяющих отношение к людям.
5. Алгоритм действий по достижению консенсуса.
6. Самостоятельная работа.
Игровой тренинг «Учимся толерантности».
Игра «Исповедь».
Игра «Ладонь в ладонь».
Игра «В тесноте, да не в обиде».
Игра «Светский прием».
Игра «Белая ворона».
Игра «Пустите меня в круг».
Упражнение «Послание миру».
Заключительное упражнение «Мы – один цветок».
Рефлексия после тренинга.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития психолого-педагогической науки, протекающем в новых социально-экономических, политических, культурных условиях, высокое внимание уделяется актуальной проблеме толерантности связанной с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Воспитание толерантности формирует у воспитанников этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.
Методические рекомендации имеют практическую направленность и адресованы психологам.
Воспитание толерантности
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
В своем Послании народу Казахстана (14 декабря 2012г.) Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей толерантности. Мы должны бережно пердавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев».
Учащаяся молодежь – это будущее страны.Поэтому особое внимание к воспитанию подрастающего поколения – наиважнейший вопрос, стоящий перед нашим обществом, в котором на первом месте должны стоять истинные ценности.Это нам нужно для того, чтобы молодежь ценила и помнила многовековые обычаи и традиции своих предков, любила и уважала всех людей на земле. В Казахстане издревле сложилась атмосфера межнационального, духовного согласия, мира и взаимоуважения.Это наследие наших предков и великий дар нашей земли всему казахстанскому народу. И этот бесценный дар необходимо беречь и умножать.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разых людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпеливым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия. Без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого из нутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном пути начинает складываться взаимодействие между 15-20 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель -ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другог как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей ознаачет, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители+ дети + учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленномна воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьёзный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Можно выделить две группы методов понимания:
Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его самостоятельности, индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Воспитание толерантности – воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Цели методики:
развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей, воспитание терпимости к инакомыслию;
развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и примать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному.
В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.
Обучение через общение основано на умение принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик – часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:
Слово педагога о толерантности.
Способы воспитания терпимости (толерантности), развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.
Воспитание способности «слышать Другого».
Воспитание способности «принимать Другого».
Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты:
Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «Мы», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем казахстанцам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)
Эти предложения по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе.
Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Тема: «Парадигма толерантности».
Задание1.
Соместное комментирование мыслей.
Начать войну легко, а закончить трудно (Эразм Роттердамский).
Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий).
«Ад и рай – в небесах», утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай – не крути во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половины души (Омар Хайям).
Стань Человеком в помыслах, в делах –
Потом мечтай об ангельских крылах! (Саади).
Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать (К. Гельвеций).
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле (А. Шопенгауэр).
Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениеми (А.Шопенгауэр).
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).
Кто боится за свои убеждения, тот-сам сомневается в них (У.Филлипс)
Пример использования так называемой «формулы конструктивной критики» в ситуации, когда что-то неприятное совершается несколько раз и Вы пытаетесь обсудить ситуацию. Начинайте разговор со слов:
Я чувствую... Я очень беспокоюсь... Когда ты...
Задание 4.
Упражнение
В религиозных доктринах есть универсальные принципы, опредеяющие отношение к людям:
Христианство: Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы тебе боль.
Иудаизм:Что ненавистно тебе, не делай другому.
Даосизм: считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.
Подумайте, к чему не призывают эти утверждения? И, наоборот, какие нравственные качества в отношениях между людьми они благословляют?
Какой из принципов Вы считаете самым важным в вашей жизни?
Задание 5.
Алгоритм действий по достижению консенсуса.
Хочу ли решить это конфликт? (Будь готов решить эту проблему).
Вижу ли я всю картину или только свой уголок? (Смотри шире).
Каковы нужды и опасения других? (Опиши их объективно).
Каким может быть справедливое решение? (Давайте поговорим об этом).
Варианты решения (Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников).
Можем ли мы решить это вместе (Давайте вести дело на равных).
Что я чувствую?(Я чересчур эмоционален?)
Могу ли я? (А. Посмотреть на факты; Б.Дать остыть эмоциям; В. Поделиться своими чувствами).
Что я хочу изменить? (Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему).
Какие новые возможности открываются передо мной? (Смотри плюсы, а не минусы).
Как бы я чувствовал себя в их шкуре? (Дай знать, что ты понимаешь их).
Нужен ли нам нейтральный посредник? (Поможет ли это нам лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемым решениям?)
Как мы можем выиграть? (Ищите решения, учитывающие нужды всех участников).
Самостоятельная работа
Вспомните всех, кого Вы когда то обидели. Если есть возможность, попросите у них прощения. Если такой возможности нет – представьте себе мысленный диалог с этими людьми и попросите у них прощения.
Вспомните строки из популярных песен, романсов, стихов, где речь идет о прощении. Запишите эти строки в тетрадь.
Прокомментируйте мысли.
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним, в здравости своих суждений, кто уверен, что его ничуть не взволнует, если люди не примут его идей, не воспользуются ими. Другими словами, критику нужны дар ясного восприятия мира и безграничная терпимость (М.Ганди).
Боже, помоги мне смириться с тем, что я не в силах уразуметь. Боже, помоги мне уразуметь то, с чем я не в силах смириться. Упаси меня, Боже, препутать одно с другим (Старинная испанская молитва).
Игровой тренинг «Учимся торантности».
Цель:
Формирование у воспитанников готовности принимать, понимать, относиться к другим людям и взаимодействовать с ними на основе сопереживания, сочувствия. Формировать способность видеть в людях хорошее; настроить детей на доброжелательность во взаимоотношениях. Создать условия для приобретения опыта толерантного поведения.
Оформление и оборудование: эпиграф «Жить в современном обществе, не научившись толерантности - невозможно». С.В. Баныкина. Свеча, фонограмма спокойной музыки, листы ватмана, фломастеры. Листочки бумаги разных цветов.
Ход тренинга
Вводное слово ведущего
«Когда мы говорим о толерантности как о качестве личности, то имеем ввиду толерантность к себе и толерантность к другим».
Сегодня я предлагаю Вам ряд игр, которые займут все занятие. Эти игры помогут вам приобрести опыт толерантного поведения. А о ваших впечатлениях мы узнаем в процессе рефлексии после окончания тренинга.
Содержание игр и процедура их организации:
Игра «Исповедь».
Реквизит: свеча, фонограмма спокойной музыки.
Для начала сядем, закроем глаза и глубоко задумаемся. Задумаемся над своими недостатками, задумаемся о своих нерешенных проблемах, задумаемся о том, что мешало вам до сих пор достичь совершенства, в чем ваши основные промахи, в чем особенно требуется ваше самосовершенствование. Итак, займите удобное положение, закройте глаза, погрузитесь в размышления в течение минуты о наиболее несовершенных сторонах вашей сущности. Пожалуйста. (Гонг). Доверьте своему разуму те чувства, которые сами собой всплывают при воспоминаниях о наиболее неудачных ваших поступках. Побудьте еще некоторое время во власти воспоминаний и грез. (Гонг). Продолжим воспоминания... пусть самое сокровенное останется в вашей памяти и сознании. Но, возможно, какими-то сокровенными воспоминаниями вы хотели с кем-то поделиться. Есть воспоминания, которые тяготят душу, если ими не поделиться с кем-то... Пожалуйста, кто-нибудь откройте глаза и зажгите свечу. (Гонг). Теперь можете все приоткрывать глаза и направить свой взгляд на горящую свечу. Доверьте огню ваши сокровенные мысли. Попробуйте облегчить свою душу, мысленно направив свою исповедь живому огню горящей свечи. Пожалуйста. (Гонг, пауза 30 сек.). Может быть, заметно, как во время мысленной исповеди становится легче на душе. Возможно, кому-то захочется поделиться своими сокровенными признаниями с кем-то из здесь присутствующих.
Можете выбрать напарника, того человека, с которым вас хотелось бы поделиться своими чувствами, может быть, получить совет или услышать доброе слово в ответ на откровенные признания. Можно подойти к избранному партнеру и уединиться с ним где-то в стороне от всех. Итак, желающие могут выбрать для своей исповеди кого-то из присутствующих здесь. Пожалуйста. (Гонг). При трепетном свете огня свечи и спокойной музыки, располагающей к откровению, у кого-то появится желание поделиться своим сокровенным наедине друг с другом. При этом годится не только язык слов, но и язык эмоций, просто понимание без слов находящегося рядом человека. Кому-то удобнее продолжить самосозерцание и направить исповедь огню зажженной свечи. (Гонг. Спокойная музыка). Возможно многие уже облегчили душу, сняли с себя гнетущее чувство – результат своего былого несовершенства. Возможно, кто-то ощутил пользу самосозерцания и размышлений при свете огня свечи. Все желающие могут поделиться своими впечатлениями.
Игра «Ладонь в ладонь».
Группа разбивается на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигается по воображаемому пути препятствий, необходимо выполнять все инструкции ведущего, не размыкая ладоней.
Ведущий. Вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как у вас ладони как бы приклеились друг к другу, и вы не можете их разъединить. По дороге к вам попадается большая яма, которую необходимо преодолеть, а вот справа от вас коряга, которая не пускает вперед и обойти ее невозможно, вы сообща пытаетесь ее обогнуть и помочь друг другу пройти мимо нее. Внимание, перед вами мостик, он очень низкий. Но вам предстоит по нему пройти, дощечки узкие. И необходимо аккуратно идти по нему. Перила давно прогнили, будьте внимательны. Тропинка ведет к реке. Река, только энергичными, совместными махами руками, как в стиле «король, вы можете ее преодолеть». И вот вы переплыли реку, поляна, здесь вы можете отдохнуть в тени деревьев, но для этого вам надо присесть... теперь пора возвращаться. И первое, что вы делаете, встаете, помогая друг другу, на вашем пути река..., тропинка..., мостик..., снова коряга..., и яма. Вот вы снова здесь. Сейчас можно опустить руки и сесть на свои места.
Рефлексия чувств.
Особое внимание уделяет ведущий тому, насколько легко или трудно было преодолевать те или иные препятствия сообща.
В конце рефлексивного круга ведущий предлагает участникам поблагодарить друг друга кивком головы.
Игра «В тесноте, да не в обиде».
В кругу на 4-х стульях располагаются члены команды. Должны вместиться все. Затем остается 3 стула. Затем 2. Но поместиться должна вся команда.
Рефлексия. Боялись ли остаться без мест? Как действовали вы и ваши товарищи?
Игра «Светский прием».
Инструкция.
Ведущий: Сегодня мы попытаемся организовать светский прием. Вы сможете свободно передвигаться по комнате, подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества собеседников, которые вы видите в них и цените больше всего. Желательно, чтобы каждый смог обратиться ко всем поочередно.
Комментарий. Действие должно предварять краткий рассказ о том, что такое светский прием. Педагог – непременный участник упражнения. Целесообразно для этого упражнения использовать музыкальное сопровождение.
Рефлексия чувств. Приятно ли было получать комплименты?
Игра «Белая ворона».
Попросить ребят встать в круг спиной к центру.
Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов. Пусть будет по 5-6 цветных листочков одного цвета и только один листик будет белым (прикрепить этот листок нужно более независимому ученику, сильному и авторитетному в группе, чтобы не спровоцировать обратный эффект).
Все поворачиваются лицом в круг и начинают искать других, похожих на себя, причем подглядывать нельзя. Надо ка-то договориться.
После того. Как все группы сформировались, подходим и берем за руку одинокого «белого».
Обязательно нужно спросить о его чувствах:
что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один и нет такой же группы?
попадал ли ты в подобную ситуацию в жизни?
похожие ли чувства ты испытывал в той ситуации?
Спрашиваем о чувствах и ребят из других команд:
каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?
как вы нашли друг друга?
что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
хотели ли бы вы оказаться на его месте? Почему?
Говорим о том, что в жизни часто встречаются ситуации, и не всегда мы ставим себя на место того, кто отвергнут, остался один. Надо помнить об этом!
Игра «Пустите меня в круг».
Ведущий говорит о том, что теперь будет своеобразный практикум по толерантности. Из группы выбирается человек (желательно лидер, всеобщий любимец). Ему сообщают. Что он должен любым способом – хитростью. Лестью, подкупом, обманом, силой, а может быть, используя дружеские связи, пробраться в круг. Группа в это время берется за руки, образуя замкнутый круг. Ребята не должны пускать в круг выбранного человека. Игра продолжается до тех пор, пока выбранный не проберется в круг, или не исчерпает все свои попытки.
После того проводится обязательно рефлексия. Для этого ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:
Как чувствовал себя выбранный?
Тяжело ли было ему находиться вне круга? Почему?
Какой способ ему казался самым действенным? Почему?
Если бы игра начиналась сначала. «согласился» бы он вновь находиться вне круга?
Какие чувства испытывали ребята в кругу?Почему?
Хотелось ли побывать на его месте?
Бывают ли подобные ситуации в реальной жизни?
Как они возникают и что с ними можно сделать?
Почему вы послушались ведущего (не пускали товарища в круг)?
Как вы думаете, зачем мы провели эту игру?
Упражнение «Послание миру».
Делимся на команды.
Первый этап. Каждая команда обсуждает символ, эмблему, выражающую толерантность. Изображение эмблемы переносится на большой ватман.
Второй этап. Группы строятся по кругу, и каждая представляет свою эмблему, объясняя ее.
Заключительное упражнение «Мы один цветок».
Участники, стоя в кругу, кладут свои ладони на ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем медленно опускаются вниз, как будто бутон раскрывается.
Ведущий: Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих ощущений, чувств от проделанной работы, мыслей.
Рефлексия после тренинга:
Какие чувства возникали у вас в процессе игр?
Что вам больше всего понравилось?
Что вы взяли для себя из этого цикла игр?
Что бы вы хотели пожелать ведущему?
Список использованной литературы
Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана « Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.- http://www.akorda.kz
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. Мемориал. 2001,№24,с.61-63.
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Семья и школа.2001г. №№11-12,с.36-40.
Степанов П. как воспитать толерантность? Народное образование.2001 №9, 2002 №1.
Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001г.