Методические рекомендации по работе воспитателя с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Разработчик: воспитатель общежития
Храпова Е.Н.
Рассмотрено на заседании ЦМК
воспитателей и преподавателей доп. обр.
пр. № от « » октября 2018 года
руководитель ЦМК _________ Порошина О.Н.
г. Сергиев Посад
2018 г.
АННОТАЦИЯ………………………………………………………стр.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….стр.1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..стр.3
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, классификации……………………………………………………… стр.3
2.Методические рекомендации по организации воспитательной
работы общежитии………………………………………………….стр.9
3.Организация коррекционно –развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения…………………………………………………………..стр.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...стр.27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………стр.30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..стр.31
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке мы рассматриваем необходимые условия организации успешного обучения и воспитания, изучаем психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях . Материалы могут быть использованы воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества .
Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Проблема образования детей с ОВЗ здоровья не теряет своей актуальности, так как еще совсем недавно эта категория была практически полностью изолирована от общества, дети с ОВЗ получали образование только в специальных учреждениях, отдельно от здоровых сверстников, а некоторые и вовсе был лишены возможности посещать детские сады и школы. К счастью, такой подход признан в корне неправильным, ведь маленькие дети очень открыты и они в первую очередь просто нуждаются в общении. Сегодня дети с ОВЗ могут учиться в любом образовательном учреждении, которое имеет соответствующие возможности дать образование такому ребенку. Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное обучение воспитание детей с ОВЗ как в условиях специальной группы (класса), так и среди сверстников в общеобразовательной группе или классе. Конечно, педагогам, работающим с такой особенной категорией детей, приходится нелегко, ведь необходимо обеспечивать не только индивидуальный подход к каждому ребенку, но одновременно и реализовывать задачи специального коррекционного обучения. С другой стороны, такие непростые задачи подстегивают педагогов к поиску новых, нестандартных решений в профессиональной деятельности. Многие из этих решений оказываются весьма эффективными не только в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, но и способствуют благополучной адаптации детей с теми или иными особенностями развития в общество сверстников и полноценной жизни в дальнейшем.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, классификации
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .
Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, они установили, что психика человека, в отличие от индивидуального развития психики животного в онтогенезе, имеет свои специфические особенности и условия развития. В процессе развития психики животного основное значение имеет проявление двух форм опыта: видового — передаваемого генетически и индивидуального — приобретаемого на основе научения. В развитии психики ребенка, наряду с названными видами опыта, возникает и начинает играть ведущую роль особая форма опыта — социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. [15].
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении .
Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.
Использование термина «дети с особенностями развития» основано на абстрагировании от человека — от конкретного индивида с некоторыми особенностями, присущими только ему, от особенного человека (тогда как говоря об отклонениях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в ряде случаев условно и относительно). Данные понятия, кроме того, определяют личностно-ориентированное направление реабилитации, при которой особенности могут перерасти в своеобразие и неповторимость конкретного человека. Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [19].
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным .
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [8].
Таким образом, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной систем .
Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении .
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
· причины нарушений;
· виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: [14].
· глухие;
· слабослышащие;
· позднооглохшие;
· незрячие;
· слабовидящие;
· лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
· лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
· лица с нарушением интеллекта;
· дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
· лица с тяжелыми нарушениями речи;
· лица со сложными недостатками развития .
Т.В. Егорова дает более обобщенную классификацию, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: [8].
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения) .
М. Варнок предложил классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии [16].
Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.
К основным категориям детей, имеющим психическую патологию, относят:
- детей с умственной отсталостью;
- детей с эндогенными психическими заболеваниями;
- детей с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;
- детей с признаками задержки психического развития;
- детей с признаками психопатии.
Названные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности .
Т А. Власова и М.С. Певзнер представляют следующие категорию:
1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;
2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;
3) дети с отклонениями в связи с депривационными ситуациями .
Еще одна классификация предложена В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым:
1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);
2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;
6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием .
Г.Н. Коберник и В.Н. Синев выделяют похожую классификацию, выделяя следующие группы:
1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями;
5) дети с комплексными расстройствами;
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с задержкой психического развития;
8) дети с психопатическими формами поведения .
Как видно из приведенных примеров, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.
В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.
1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д.
3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.
4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.
6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного видадезонтогенеза могут быть различные формы психопатий .
Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей [15].
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
2. Методические рекомендации по организации
воспитательной работы в общежитии.
Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителями, советами самоуправления. Общая задача - находить новые формы организации досуга учащейся молодежи, которые бы удовлетворяли запросы современного студента. И как важно, чтобы рядом находился воспитатель, обладающий общей и педагогической культурой. В пространстве отношений «Воспитатель» и «студент» именно общая культура воспитателя общежития является основой и условием формирования общечеловеческой культуры студентов.
Высокий уровень развития педагогической культуры воспитателя общежития обеспечивает эффективность воспитательного процесса в общежитии и создания культурной среды.
Деятельность воспитателя общежития направлена на:
-изучение индивидуальных особенностей студентов;
-воспитание в коллективе;
-организация досуговой деятельности студентов общежития;
-создание благоприятного климата.
Внимание каждому человеку, вовлечение его в организованные формы досуга могут повысить качество учебы студентов, уровень культуры, активность, создать доверительные отношения между студентами. Очень важно воспитателю суметь помочь студентам организовать их свободное время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому проживающему в общежитии, учитывать его способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности, научит жить более интересно.
Для студентов пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников, где все равны. Организация жизнедеятельности в условиях общежития сложна для обучающихся, испытывающих значительное психическое и физическое напряжения в силу учебных и бытовых трудностей[10].
Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с воспитателем.
Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения. Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого время провождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени. Проживая в общежитии, общаясь со сверстниками происходитформирование личности; развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как важнейшей нравственной черты личности. [17].
Принципы деятельности воспитателя:
Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов.
Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе.
Принцип целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива.
Принцип гуманистической направленности: в центре внимания воспитателя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).
Принцип коллегиальности в воспитательной работе включает в себя взаимодействие воспитателя:
с классными руководителями:
совместно вырабатываются общие педагогические требования и подходы к учащимся в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
составляются ведомости текущей успеваемости и посещаемости студентов группы с подписью классного руководителя;
контроль неуспевающих студентов.
с педагогом-организатором:
согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;
привлекает педагога-организатора к проведению мероприятий, организуя участие обучающихся;
активное взаимодействие сторон по вопросам организации досуговых мероприятиях;
при поддержке педагога-организатора привлекает к своей работе представителей культуры, спорта, общественность.
с социальным педагогом:
социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса обучающегося;
участвует в организуемой социальным педагогом деятельности молодежи, направленной на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
с педагогом-психологом:
изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро и макросоциум;
координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива студентов, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
с педагогами дополнительного образования:
способствует включению воспитанников в различные творческие объединения по интересам (секции, клубы), действующие как в образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.
с библиотекарем:
расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы,
совместно с библиотекарем организуются встречи студентов с представителями духовенства.
с медицинскими работниками образовательного учреждения:
заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.
с семьей:
работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах воспитанника;
формирование общих подходов к воспитанию;
совместное изучение личности студента, его психофизиологических особенностей;
организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина.
привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию психологического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреждения и за его пределами;
координирует усилия по образованию и самообразованию воспитанника, изучая информацию об его наклонностях, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требований родителей к обучению и воспитанию;
организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей.
Родительское собрание.
Собрание организуется в начале учебного года, где обсуждаются вопросы заселения студентов, правила проживания в общежитии. На встрече важно согласовать график дежурства проживающих на учебный год, ознакомить с обязанностями студентов из студенческого совета общежития. . Во время заселения студенты подписывают договор о выполнении правил проживания в общежитии.
Правила общения с родителями:
Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением воспитанников или с необходимостью развития личностных качеств.
Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер».
Воспитатель не должен делать замечания родителям за «неуспехи» их ребенка. Только наедине, корректно, не оценивая родителей, можно сообщать родственникам результаты психодиагностики воспитанника, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
Воспитатель не должен вторгаться в частную жизнь семей своих воспитанников, сравнивать семьи, предлагать обмениваться семейным «опытом» воспитания.
Для создания благоприятных условий в общежитии, для развития, саморазвития личности студента планирование воспитательной работы имеет большое значение. Поэтому очень важно воспитателю четко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогическую функцию.
Воспитатель общежития ведет следующую документацию:
1.План воспитательной работы в общежитии.
2.План студенческого совета общежития.
3.План работы на месяц.
4.Протокола собраний.
5.План проведения мероприятия.
6.Положение о проведении мероприятия.
7.Отчет воспитателя общежития за семестр.
8.Анализ воспитательной работы за учебный год.
План - важнейший документ воспитателя, должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы воспитателя.
Главная цель деятельности - в соответствии с планом оказать оперативную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии социальных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, карьерным, этическим выбором.
План воспитательной работы, являясь программой действий участников воспитательного процесса - основа деятельности учебного заведения. За его составление и выполнение педагог любого уровня (воспитатель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе) несет персональную ответственность. План предшествует практической деятельности и должен отразить:
программу действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;
реальные сроки реализации намеченного;
ответственных за выполнение конкретных дел.
Положения, которыми должны руководствоваться при планировании воспитательной работы сотрудники учебного заведения:
системность работы, единство учебно-воспитательного процесса, когда воспитание и обучение тесно связаны и взаимно обогащают друг друга;
воспитатель и студент - главные субъекты воспитательного процесса;
выразительность, яркость, красочность каждого воспитательного мероприятия, его связь с учебной и профессиональной деятельностью;
утверждение самоценности человеческой личности, его жизни, формирование негативного отношения к насилию;
создание здоровой и гуманной среды воспитания.
При составлении планов определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования.
Критерии планов воспитательной работы.
Соответствие содержания плана положениям основных нормативных документов(закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения и т.д.).
Актуальность планапредусматривает отражение в нем важных событий в жизни государства и общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы.
Развитость направлений и форм планапредполагает, что в него включены основные направления содержания воспитания и при составлении предусмотрено разумное соотношение словесных и практических дел.
Целесообразность планапредлагает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится тоили иное дело, как учтены особенности развития коллектива, еготрадиции.
Конкретность планаозначает, что в него включены практические дела, за которые персональную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки.
Реальность планапредусматривает правильный отбор и равномерное по времени распределение дел, необходимых и достаточных для решения воспитательных задач.
Календарнаяпоследовательность плана предусматривает, что все воспитательные мероприятия должны планироваться в хронологической последовательности.
Оформление плана- один из показателей культуры труда педагога. Записи следует вести грамотно, аккуратно.
Все эти требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, воспитатель определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, родители студентов, педагоги, а также какую роль сыграют культурно-просветительные учреждения города в развитии личностных качеств. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности.
Примерный план воспитательной работы
в общежитии на новый учебный год.
№
Направления, мероприятия
Сроки
выпол.-я
1.Ответст.- й
2.Испол-ль.
Ожидаемые
результаты
Важ
ность
%вы
полнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Организационная и жилищно-бытовая работа.
Духовно-нравственное воспитание.
Сохранение и укрепление здоровья студентов.
Деятельность по повышению качества учебы.
Организация деятельности
студенческого совета.
Работа с родителями.
Анализ воспитательной работы.
Анализ - исследование сущности предмета и ценностных характеристик. Важно знать результативность своей профессиональной работы, важно проверить собственную работу и убедиться в продуктивности своей профессиональной деятельности.
Анализ воспитательной работы - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Дело в том, что результаты и эффективность воспитательного процесса зависят не только от условий образовательного учреждения, но и внешней по отношению к нему среды. При изучении эффективности воспитательного процесса, общий вывод следует делать на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами. Изучение эффективности воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы. Эффективность воспитательной работы изучается для того, чтобы педагоги и организаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса, дающий возможность раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, применить новые методики, определить необходимые средства, ориентирован на воспитанника как главного продукта данного процесса. А это должно способствовать продуктивности воспитывающей деятельности образовательного учреждения.
Студенческий совет.
В рамках самоуправления создан Совет общежития.
Цель: создание условий для формирования сплоченного и организованного коллектива.
Задачи:
1.Развитие общественной активности, самостоятельности и инициативы студентов.
4.Организация самообразовательной деятельности студентов.
5.Организация досуга студентов.
Самоуправление -это совместная деятельность всех членов коллектива в решении вопросов воспитания в общежитии. Студенческий совет оказывает значительную помощь в поддержке дисциплины и порядка. Правильно организованное студенческое самоуправление стимулирует личный рост студентов, помогая им осваивать демократические отношения со студентами, с воспитателем, преподавателями, администрацией. Имеется перспективный план работы Совета общежития. Регулярно проводятся заседания, на которых обсуждаются вопросы успеваемости, дисциплины, проведения вечеров отдыха. Проводятся рейды по проверке санитарного состояния комнат, сохранности имущества. Проводятся профилактические беседы с проживающими обучающимися, нарушающими правила внутреннего распорядка общежития.
Является выборным коллективным органом общежития. Избирается общим собранием студентов сроком на один год. В состав студенческого совета могут быть избраны студенты любого курса.
Председатель студенческого совета:
-организует студенческое самоуправление в общежитии и проведение мероприятий, предусматриваемых перспективным планом работы;
-обеспечивает постоянную связь с заместителем директора по воспитательной работе;
-готовит и проводит общие собрания проживающих в общежитии;
-организовывает смотр-конкурс на звание «Лучшая комната»;
-содействует организации и проведению смотра-конкурса на звание «Лучшее общежитие»;
-курирует все виды культурно-массовой и спортивной работы;
-направляет и контролирует работу студ.совета;
-осуществляет рейды-проверки общежития;
-рассматривает на заседании студ.совета все случаи нарушения Правил внутреннего распорядка общежития;
-отчитывается о работе студ.совета на общем собрании.
Члены студенческого совета возглавляют следующие сектора:
1.Учебно-производственный сектор:
-занимается вопросами успеваемости и посещаемости, анализом результатов учебы и выявлением причин неуспеваемости по ежемесячной аттестации;
-готовит материал по отстающим студентам для рассмотрения на студенческом совете общежития;
-сбор данных по успеваемости с групп каждый месяц (Приложение №3);
-составление отчета по успеваемости за полугодие.
2.Информационно-просветительный сектор:
-организует проведение общих собраний студентов, проживающих в общежитии;
-ведет делопроизводство студ.совета;
-организует лекции, беседы, диспуты;
-оформляет, пополняет и обновляет наглядную агитацию в общежитии;
-организует выпуск стенной печати общежития.
В общежитии имеется:
- «Уголок здоровья»;
- стенд «Студенческая жизнь»;
- «Наркопост»;
- «Уголок пожарной безопасности»;
- стенд – выставка работ обучающихся по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;
-творческая выставка картин.
3.Спортивно-оздоровительный сектор:
-организует работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
-организует в общежитии совместно с воспитателем проведение мероприятий по различным видам спорта;
-информирует студентов о проводимой в общежитии физкультурно-оздоровительной работе;
-организует оформление и работу тренажерного зала;
-отвечает за сохранность спортивного инвентаря.
В общежитии имеется спортивная комната со следующим оборудованием:
- многофукциональный силовой тренажер;
- гири;
- гантели;
-маты для физических упражнений.
Традиционными стали соревнования по настольному теннису, шахматам, шашкам. Студенты становятся участниками чемпионатов РБ, России. Проводятся мастер-классы по данным видам спорта.
4.Культурно-массовый сектор:
-совместно с воспитателем организует внеучебную деятельность студентов и проведение культурно-массовых мероприятий: вечера отдыха, встречи ч интересными людьми, культпоходы в кино, театры, на концерты, выставки, экскурсии;
-организует художественную самодеятельность проживающих в общежитии;
-привлекает студентов к участию в мероприятиях, проводимых в колледже, смотрах, конкурсах.
Ежемесячно проводятся вечера отдыха посвященные традиционным календарным праздникам:
- «День студента», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Святого Валентина», «9 Мая – День Победы».
В телевизионной комнате организуются коллективные просмотры видеофильмов, как художественных, так и документально – познавательных на различную тематику.
5.Жилищно-бытовой сектор:
- организует единые санитарные дни;
-организует самообслуживание;
-следит за культурой быта в жилых комнатах и помещениях общего назначения;
-проводит в общежитии смотры-конкурсы на звание «Лучшая комната», «Лучший этаж»;
-организует систематический контроль за санитарным состоянием комнат и мест общего пользования;
-организует мероприятия по благоустройству и озеленению территории, прилегающей к общежитию.
На прилегающей территории общежития в рамках деятельности кружка «Мир вокруг нас» устроены цветочные клумбы. Для оформления интерьера общежития собрано более 20видов растений. Выращивается цветочная рассада для дальнейшей посадки в цветники. В весеннее-летний период организуется перекопка почвы, удалении сорняков, ежедневный полив цветников. Для растений комнатных, клумбовых созданы наиболее благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Традиционным стал конкурс «Лучшая комната». Критериями для подведения итогов являются:
- чистота в течение всего конкурсного периода;
- количество дисциплинарных взысканий, полученных жильцами комнат;
- участие в общественной жизни;
- коэффициент трудового участия в жизни училища и общежития;
6.Правовой сектор:
-контролирует соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности при пользовании электроприборами;
-организует порядок во время проведения массовых мероприятий в общежитии;
-проводит профилактическую работу со студентами, склонными к правонарушениям.
Основные показатели работы студ.совета:
-количество проведенных заседаний студ.совета;
-количество проведенных смотров-конкурсов;
-количество проведенных мероприятий по благоустройству общежития и прилегающей к нему территории;
-качество контроля за санитарным состоянием комнат и мест общего пользования;
-количество совершенных правонарушений студентами, проживающими в общежитии;
-количество взысканий , наложенных на студентов, проживающих в общежитии за нарушение Правил внутреннего распорядка в общежитии.
Формы работы воспитателя:
От способов организации воспитательного дела зависит результат и взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть: литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
2.Встречи с представителями правоохранительных органов, духовенства.
3. Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
4. Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:
торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;
концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.
При проведении массовых мероприятий, необходимо строго выполнять требования безопасности. (Приложение №4)
5.Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.
6. Спортивная игра - соревнование, состязание между студентами по заранее согласованным и определенным правилам.
7.Дискотека - методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.
8. Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
9.Мастер –классы (приготовления блюд национальной кухни, спортивные мастер-классы…)
10. Чтение художественной литературы, периодической печати.
11.Коллективный просмотр телепередач, художественных, документальных фильмов и т.д.
12.Культпоходы в кинотеатры, спектакли, концерты.
13.Устные журналы являются действенной формой воспитания молодежи. Устный журнал состоит из страниц-разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диапозитивами, диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов, профессиональных артистов.
14. Лекции – здесь необходимо продумать не только о ее содержании, форме подачи, но и о выборе вопросов, которые будут интересны молодежи, вызовут отклики, принесут пользу. Лекции в общежитии можно провести с привлечением квалифицированных лекторов, планировать с учетом пожеланий студентов.
С целью выявления степени удовлетворенности студентов в общежитии их жилищно-коммунальными условиями, деятельностью структур общежития, качеством предоставляемых услуг, положительных и отрицательных введений в жизнь студентов общежития, используются анкетные опросы:
1. Какие мероприятия вы любите?
2. Как часто вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?
3. С людьми, каких профессий вы хотели бы встретиться в общежитии?
4. Какие виды искусства вы любите?
5. Хотели бы вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?
6. Как вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?
7. Напишите ваши предложения по улучшению досуга молодёжи в общежитии.
При заселении в общежитиена каждого студента заполняются личные карточки на проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы:
-что вы умеете делать: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, мастерить, шить, вязать (другое - подчеркнуть)?;
- в каких кружках с целью реализации ваших возможностей и способностей вы хотели бы участвовать?;
- в каких секциях, кружках вы хотели бы участвовать?
Цель такого опроса - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.
Для определения уровня и характера толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления, предлагается анкета «Климат в коллективе» .
С целью выявить удовлетворенность студентов условиями проживания в общежитии, заполняется анкета в соответствии с требованиями международного стандарта «Удовлетворенность обучающихся условиями проживания в общежитии».
Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.
Педагогическая деятельность воспитателя должна проводиться в системе, благодаря которой будет обеспечена целесообразность, последовательность и совокупность взаимосвязанных мероприятий, вытекающих из цели и задач воспитания.
При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путем массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Заповеди общежития:
-Общежитие-это наш дом.
-Общежитие-это дом, где есть соседи, с которыми надо считаться и уважать.
-Общежитие -это дом, где друзья становятся родными.
-Общежитие -это дом, где ты постигаешь смысл жизни, создаешь традиции, учишься общению, доброжелательности, жизнелюбию.
-Общежитие -это дом, где личность воспитывается личностью.
-Общежитие –это дом доверия.
-Общежитие - это дом творческого поиска.
-Общежитие -это дом, где чтут, уважают самобытность культур России, Башкортостана и других национальностей.
-Общежитие -это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты друзей.
-Общежитие -это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной, эстетической.
3. Организация коррекционно–развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.
Содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями развития построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач.
Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д.
Цели, которые стоят перед учреждением, — включение детей подросткового возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития.
Исходя из этой цели, можно определить следующие конкретные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми этой категории в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения:
- тщательное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с учетом клинико-этиологических данных и диагноза;
- организация сотрудничества с родителями детей по совместно разработанному индивидуальному плану для каждого ребенка;
- сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья;
-развитие положительной эмоциональной контактности, коммуникативности, собственной активности детей, их интереса к окружающему;
- формирование навыков адекватного поведения и общения со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. Привитие первых навыков личной и коллективной организованности;
- физическое воспитание ребенка, развитие общей моторики (развитие психомоторики, движений рук; коррекция недостатков двигательной сферы);
- привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания;
- поэтапное формирование элементарной предметной деятельности. (сенсорное воспитание; формирование целенаправленной деятельности как интегративного показателя психического развития);
- расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи;
- формирование игровой деятельности;
- развитие эмоционально-эстетических и творческих возможностей детей средствами искусства (музыка, изобразительная деятельность, ручное творчество, арттерапия) .
При проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать различия между детьми по уровню личностного и речевого развития. Различна обучаемость этих детей — от почти полного ее отсутствия до возможности значительного продвижения, позволяющего ставить вопрос об изменении диагноза[20].
При изучении маленького ребенка с тяжелым нарушением развития необходимо обратить внимание на следующие стороны его состояния:
- сохранность эмоциональной сферы;
- правильность восприятия интонаций речи взрослого и дифференцирование близких;
- поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь, жесты);
- состояние двигательной сферы;
- игру;
- возможность включения в целенаправленную деятельность и уровень развития разных видов деятельности (предметной, изобразительной, конструктивной и др.);
- состояние речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание и выполнение ряда несложных инструкций;
в) активная речь (содержание, произношение);
-уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире;
- владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания, опрятности;
- состояние пространственных и временных ориентировок.
В дальнейшем эти сведения пополняются наблюдениями за состоянием внимания, работоспособностью и истощаемостью ребенка, его памятью, свойствами его характера и интересами .
Вся развивающая работа с ребенком, наблюдения и изучение его в повседневной жизни и на организованных занятиях дают возможность сделать обоснованные выводы о степени его обучаемости и о дальнейших перспективах, формах и методах работы с ним .
В подростковом возрасте у ребенка в норме ведущей деятельностью является игра. Но у детей с тяжелой умственной отсталостью она не может развиваться в этом возрасте, если своевременно у них не была сформирована предметная деятельность. У таких детей главными коррекционно-воспитательными задачами становятся в это время формирование предметной деятельности, формирование предпосылок к игре и целенаправленное обучение предметно-игровым действиям.
Деятельность педагогов, по развитию предметных действий в условиях образовательного учреждения , осуществляется на занятиях по привитию санитарно-гигиенических навыков и самообслуживания, на которых детей учат одеваться, умываться, есть и т.д., на занятиях по развитию движений, где используются мячи, воздушные шары, обручи, флажки и т.д., на занятиях рисованием в действиях с мелом, краской, карандашом, бумагой и т.п..
Специальная работа по развитию предметных действий проводится на занятиях предметно-практической деятельностью по программе, в которой предусмотрено выполнение постепенно усложняющихся заданий с использованием разнообразных предметов.
Формирование игровых возможностей детей осуществляется на специальных занятиях по обучению игре, используются также игровые моменты на всех других занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию движений на музыкально-ритмических занятиях.
Важнейшее значение в работе с аномальными студентами в образовательном учреждении имеет также организация общения детей со взрослым. Значительное снижение адаптационных возможностей умственно отсталых детей, несформированность их эмоционально-волевой сферы делает необходимым проведение такой работы [19].
Все психическое развитие ребенка — это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии с взрослым человеком. Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся ребенку. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в силу несформированности познавательного интереса такое стремление неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с этими детьми — побуждение их к общению со взрослыми (педагогом, воспитателем, родителями), формирование положительного эмоционального отношения ко взрослым, стремление к контакту с ними.
Важно, чтобы общение со взрослым приносило ребенку радость, было приятно ему, вызывало положительные эмоции, педагогу же следует даже самый незначительный успех отмечать похвалой. Работа по развитию способности к общению со взрослым должна осуществляться в обыденной обстановке, на протяжении всего дня, эту работу рекомендуется проводить также и в специально организованных ситуациях. Побуждать детей к контакту со взрослым надо ласково, поощряя, одобряя ребенка, легонько прикасаясь к нему, обнимая.
Организация общения со взрослым не является отдельным разделом обучения. Оно происходит в повседневной жизни детей, в учреждении и в семье. Вместе с тем независимо от особенностей и возможностей ребенка в специальном учреждении воспитатель должен находить время для индивидуальной работы по установлению эмоционального контакта с ним.
Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка .
Обучение и развитие детей ведется на протяжении всего времени бодрствования: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях [14].
Внимание педагогов в первую очередь должно быть обращено на организацию быта детей, соблюдение охранительного режима, сохранение спокойного, доброжелательного тона, максимальной внимательности к каждому ребенку, использование любой ситуации для общения с ребенком и оказания ему помощи. Воспитатель, проводя все режимные моменты с детьми, прививая им санитарно-гигиенические навыки, организуя игры детей, их досуг, кроме того, проводит занятия по расписанию, закрепляет материал, который дают педагог-психолог, социальный педагог. Эти специалисты проводят занятия с детьми по подгруппам и индивидуально.
Успех воспитательного процесса зависит не только от занятий, на которых применяются специальные методы, но и от умелого построения дня, от рационального сочетания различных видов занятий.
Студенты с тяжелой умственной отсталостью по своим психофизическим возможностям не могут долго заниматься одним и тем же видом деятельности. Однако режимные моменты, свободные (организуемые) игры, занятия, прогулки в течение дня воспитатель использует для непрерывного воспитания и обучения детей.
В каждую конкретную деятельность (игру, лепку, рисование и др.) ребенок с выраженной умственной отсталостью должен включаться не под давлением педагога, а только по желанию ему подражать, под воздействием собственных импульсов к деятельности.
Очень часто негативизм ребенка объясняется его неготовностью принять задачи взрослого. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы, с одной стороны, ребенок свободно действовал по своему желанию, с другой — чтобы педагог мог умело направлять эти желания и включать детей в организованную им деятельность.
После дневного сна и часов самоподготовки планируется проведение игр, занятий по формированию навыков самообслуживания, досуговых мероприятий (показ кукольного театра, пение и танцы с воспитателем и др. занятий по интересам).
У детей с тяжелыми нарушениями развития почти отсутствуют активность, интерес и внимание к окружающему. Следствием этого является и отсутствие таких не обходимых условий для обучения, как положительное отношение к заданию, принятие задачи.
У детей с тяжелым нарушением интеллекта основные трудности при решении умственных задач заключаются в том, что они не могут правильно организовать свои действия, т.е. последовательно переходить от действия к действию, осуществляя связь между ними .
Таким образом, содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья развития в образовательном учреждении должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Необходимо включение детей подросткового и более старшего возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы живем в динамичную, насыщенную событиями эпоху, которую характеризует глобальный прорыв во многих областях деятельности человека. Но одной из характеристик нашего времени и платой за совершенство технологий является ухудшение здоровья населения, и в первую очередь это касается самой уязвимой категории – наших детей. Многие дети подвержены ряду хронических заболеваний, имеют нарушения развития, эмоциональные или психические расстройства, у некоторых диагностируется отставание в умственном и физическом развитии, инвалидность, и, к сожалению, эта тенденция не снижается. Печальная статистика свидетельствует, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Среди неуспевающих в обучении детей 85-90% отстают не из-за лени или нежелания учиться, а вследствие плохого состояния здоровья.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ, рассчитанных на их сверстников, развивающихся согласно физиологическим нормам. Стоит отметить, что эта категория весьма неоднородна, в нее входят дети с разными типами нарушения развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определяем, что дети с ОВЗ – это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей [8].
Изучив и проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально - бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
Характеризуя специфику организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отметим, что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья развития в образовательном учреждении должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Необходимо включение детей подросткового возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2010. – 368 с.
Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 451 с.
Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2011. – 247 с.
Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 2011. –349 с.
Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2014. – 213 с.
Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2015. – 247 с.
Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2015. – 210 с.
Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2015. – 280 с.
Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2014. – 306 с.
Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 2010. – 208 с.
Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.
Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 408 с.
Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2015. – 180 с.
Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с.
Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2009. – 216 с.
Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2014. – 80 с.
Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top
3. Где вы обычно разряжаетесь (снимаете напряжение):
дома,
в учебном заведении,
на прохожих,
в транспорте,
где еще.
4. Часто ли вы болеете:
1 раз в месяц,
1 раз в семестр,
чаще,
болею редко.
5. Как вы считаете: у вас сплоченный коллектив?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
6. Раздражает ли вас характер и тональность критики со стороны педагогов,
воспитателя, администрации?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
7. Принимали ли вы участие в разработке программы развития вашего учебного
заведения или каких-либо других частных программ?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
8. Чувствуете ли вы наличие в учебном заведении творческой атмосферы?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
9. Устраивает ли вас характер общения, сложившийся в коллективе?
да,
нет,
10. Есть ли в коллективе люди, с которыми вам не хочется общаться?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
11. Испытываете ли вы гордость оттого, что учитесь в этом коллективе?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
12. Есть ли в учебном заведении традиции, которые для вас очень значимы?
да (какие)__________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
13. Замечает ли администрация, педагоги студенты ваши достижения?
да (какие)__________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
14.Вы считаете, что между членами коллектива сложилось взаимопонимание?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
15. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга?
да,
нет,
__________________________(иное мнение)
16. Успехи и неудачи каждого находят заинтересованную поддержку членов коллектива?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
17. Текущие конфликты в коллективе не бывают затяжными:
да _________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
18. Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, занимаетесь
общественно-полезной деятельностью?
да ( в каких)__________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
1
9. Когда вы сталкиваетесь с недостатками, вы прямо говорите об этом?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
20. Любите ли вы шутить?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
21. Вас раздражает музыка?
да (какая)__________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
22. Вы обычно перебиваете собеседника в разговоре?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
23. В коллективе есть люди, которые вам:
симпатичны,
безразличны,
антипатичны.
24. Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе?
да (какие)__________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
25. Вы с удовольствием приходите и уходите из учебного заведения?
да __________________________
нет,
__________________________(иное мнение)
Анкета позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления.
Приложение № 4
Анкета
«Удовлетворенность обучающихся условиями проживания в общежитии»
Октябрьский нефтяной колледж им.С.И. Кувыкина внедрил и реализует систему менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008. Цель анкетирования: выявить удовлетворенность обучающихся условиями проживания в общежитии.
Степень
Важности для Вас данной
характеристики
Характеристики
Степень Вашей
удовлетворенности
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1.Удовлетворены ли Вы бытовыми условиями:
- тепло
-освещение
-работа сан.техники
2.Удовлетворены ли Вы оснащенностью:
-кровать
-стул
-стол
-тумбочка
-зеркало
3.Удовлетворены ли вы проводимыми мероприятиями:
-дискотеки
-вечера
-лекции
Дополнительные отзывы __________________________________
Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156
"О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"
(Извлечение)
В целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики постановляю:
1. Установить, что не допускаются: проектирование застройки городов и других поселении, разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требовании доступности их для инвалидов, разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, -- с момента вступления в силу настоящего Указа;
застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности их для инвалидов, а также серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, -- с 1 января 1994 года.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конституция Российской Федерации ст. 15, ч. 4
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
(Извлечение)
Статья 22.
Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
(Извлечение)
Статья 5.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.
(Извлечение)
1. Выражение "Инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических, или умственных способностей.
2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения, или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как, можно более нормальной и полнокровной.
4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица: Пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.
5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
6 Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.
7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.
8. инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ре возраста.
10.Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.
11.Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.
12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.
13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся о настоящей Декларации.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
(Извлечение)
Статья 23.
1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу, поощряющую и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средства отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического и функционального лечения неполноценных детей включая распространение информации о методах реабилитации общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем, чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.09г.
ПРИЛОЖЕНИЕ№6
Тезаурус
Адаптация — приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная.
Ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущий тип общения – преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
Временная интеграция – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.
Детство – период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Детство охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».
Дети с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».
Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
Дефектология – область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера.
Задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций.
Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Инстинкт – врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта.
Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.
Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.
Научение – процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.
Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимися знаний, умений и навыков.
Обучаемость – способность человека к научению.
Психолого-педагогическое сопровождение – психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.
Сегрегация – это включение учащихся со специальными нуждами в учебный процесс отдельно, изолированно от других детей того же возраста (специальные школы, специальные классы в массовых школах).
Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, и правил поведения, формирование мировоззрения.
Социальная интеграция – предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется (учащиеся со специальными нуждами, обучающиеся в специальных классах, смешиваются с учениками обычных классов для выполнения разных видов деятельности, получая таким образом возможность общения со сверстниками).
Среда – совокупность внешний условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Тип): - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Система специального образования – система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество.
Эмпатия – способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.
Этиология — причины возникновения нарушений.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!».
Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее; б) хорошее; в) нормальное; г) плохое.
2. Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?
а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.
3. Когда в последний раз Вы проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году; г) более года назад; д) не помню.
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребёнка?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году.
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно; б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.
6. Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?
а) да; б) нет.
7. Если посещает, то какую? ________________________
8. Если не посещает, то хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал секцию? __________
9. Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да; б) нет.
Если есть, то какие? _________________________________________________________
Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?
18. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да; б) затрудняюсь ответить.
Подпись _________________________
Буклет для родителей
1. «Формула здоровья: сон – движение – отдых - питание».
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша.
Основными принципами организации рационального питания детей в дошкольных учреждениях являются обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма. Главным строительным материалом для растущего организма является белок.
Источники белка: мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукт.
Жировой компонент питания состоит: из сливочного масла, сметаны, растительных жиров (подсолнечное, кукурузное масло).
Растущему организму необходимы и углеводы. Богаты углеводами: сахар, варенье, кондитерские изделия. Основными источниками углеводов должны быть: хлеб, макаронные изделия, овощи и фрукты. Овощи фрукты особенно желательны ребёнку, так как содержат витамины, минеральные соли, пектины, клетчатку, эфирные масла, усиливающих выработку пищеварительных соков, возбуждающих аппетит.
2. Семь великих и обязательных «Не».
1. Не принуждать ребёнка к еде.
Пищевое – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, приносит вред физический и психический.
2. Не навязывать. Уговоры и убеждения – насилие в мягкой форме.
3. Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не наслаждения, она средство жить.
4. Не торопись. Еда не тушение пожара, темп еды дело сугубо личное, спешка всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове.
5. Не отвлекать. Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана.
6. Не потакать. Нельзя позволять ребёнку есть что попало и в каком угодно количестве ( например, неограниченные дозы варенья, конфет и мороженого).
7. Не тревожиться, поел ли ребёнок, вовремя ли и сколько, следите только за качеством пищи.