Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «Проблема тревожности в младшем подростковом возрасте» »
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«Проблема тревожности в младшем
подростковом возрасте»
Проблема
Младший подросток 11 лет, женского пола проявляет чрезмерную осторожность в общении со сверстниками и учителями: мало говорит, на вопросы чаще отвечает односложно; девочка объясняет это тем, что она «боится сказать что-нибудь не то», и никому «на самом деле не интересно», что она думает. Во время ответов у доски перед всем классом у неё «сердце выпрыгивает, и ком в горле стоит», поэтому ответить она не может, даже если хорошо приготовилась; зная эту особенность, учителя её редко опрашивают устно. Учится девочка хорошо, но учителя считают, что могла бы и лучше, т.к. «она девочка способная, но боится трудностей». Девочка очень худенькая и, по её словам, она очень устаёт от школы (напряженность, эмоциональный дискомфорт становятся причиной повышенной утомляемости). Во время предварительной беседы с психологом, не переставая, вертела лямку от сумки и отказалась от работы в группе. После проведения индивидуальной работы девочке будет вновь предложено поучаствовать в групповой. Гипотезы:
существенное повышение уровня тревожности связано с формированием психастенической акцентуации характера;
тревожность как следствие неблагоприятного психологического климата в семье (родители сами очень тревожны; нарушены детско-родительские отношения);
тревожность в следствии внутриличностного конфликта, вызванного либо негативными, либо неадекватными, либо противоречивыми требованиями родителей, школы.
Подбор методик:
методика определения уровня реактивной и личностной тревожности по Спилбергу-Ханину, самооценка по Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, опросник Г. Шмишека (акцентуации характера), проективная методика «Несуществующее животное», тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варг, В. В. Столин).
Форма: индивидуальная работа.
Цель: адаптировать младшего подростка к условиям и ситуациям, вызывающим
Развивающая: способствование развитию адекватной самооценки у подростка;
Профилактическая: формировать у младшего подростка навыки самоконтроля в психотравмирующих ситуациях.
Занятие № 1 (продолжительность 1 час) 1 часть - Разогрев
Упражнение «Надувная кукла»
Цель: преодоление скованности и напряженности, тренировка мышечного расслабления.
Психолог играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Подросток сначала расслабленно сидит в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: ребёнок распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и в конце концов встаёт в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает пробку» у «куклы», и игрок с шипением расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Рисунок «Мои достижения на занятии» Цель: вербализации личных целей участия в коррекции.
«Представь себе, что наши занятия уже закончились. Нарисуй, пожалуйста, себя по окончанию занятий» (желательно, чтобы процесс рисования происходил под музыку). Психологу вместе с подростком надо разобраться и проговорить, к чему стремится изображенный здесь персонаж.
2 часть - Основная
Упражнение «Кораблик успехов»
Цель: повышения самооценки через самоанализ достоинств.
Предлагается нарисовать корабль с тем условием, чтобы каждая проведенная
участником линия означала какое-то его положительное качество. По завершении
рисунок остается на стене в помещении, где проводится занятие. Обсуждаются
впечатления от упражнения. В случае затруднений подростку можно предложить
варианты положительных качеств.
Беседа «Что такое самооценка»
Цель: получение теоретических знаний, повышение мотивации на работу с проблемой.
Обсуждаются следующие вопросы:
Что такое самооценка?
Какая самооценка обычно у тревожных людей?
Что такое принятие себя? Зачем оно нужно? Упражнение «Прогулка слепых»
Цель: создать условия для анализа подростком своих чувств относительно контакта с малознакомым человеком, и относительно его способности доверять окружающим.
Подросток закрывает глаза повязкой. Психолог сообщает: «Мы собираемся в
путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш
взгляд. Возьми мою руку и мы медленно начнём путешествие: будем залезать на
пеньки и возвышенности, пролезать под низко нависшими деревьями и ветками,
протискиваться между деревьями». Упражнение выполняется в полном молчании,
подростку даётся возможность прислушаться к своим ощущениям. Возможна
смена ролей, если девочка заинтересуется.
Обсуждение:
Как себя чувствовала в роли «слепого», «поводыря»?
В какой роли тебе было комфортнее?
Чувствовала ли ты, что поводырь ведёт тебя максимально бережно? Что он мог бы ещё сделать для твоего спокойствия?
Что делала ты, чтобы укрепить доверие «слепого»? Упражнение «Фантом» Цель: создание условий для закрепления позитивного опыта эмоционального самоконтроля.
Подросток получает бланк для упражнения, на нём изображен человеческий силуэт. Девочке предлагается отметить штриховкой те части тела, на которых отражается тревожность («Как ты чувствуешь, что тебе беспокойно», «Вспомни ощущение тревоги во время прогулки в слепую в прошлом упражнении»).
3 часть - Завершающая
Медитация «Полет на ковре-самолете».
Подростку предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем будет говорить психолог. Он предупреждает, что не нужно изо всех сил стараться следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Если образы, о которых он станет говорить, появятся без особых усилий со стороны участников и им легко будет следовать - замечательно. Если возникнут другие картинки - ничего страшного, можно смотреть на них. Если вообще ничего не возникнет - можно просто думать, что где-то есть то, о чем говорится.
«Представь себе, что у тебя есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Ты садится на свой волшебный ковер-самолет и поднимаешься в воздух. Тебе хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает тебя и несет туда, куда хочется. Ты поднимаешься над городом, летишь над лесами, полями, реками... Вдруг ты видишь замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее тебя. Ты опускаешь ковер на это место. Что ты там видишь? Что тебя окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудь в этом месте столько, сколько захочешь. Затем ты снова садишься на ковер-самолет и возвращаешься обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного места остается с тобой». После завершения упражнения подростку предлагается поделиться своим опытом и ощущениями, можно предложить нарисовать найденное безопасное место. Получение обратной связи Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»
Занятие № 2 (продолжительность 1 час)
1 часть - Разогрев Релаксация «Игра с песком»
Цель: снизить напряжение.
Психолог: «Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представь, что ты на берегу реки. Ты идёшь по берегу. Песок прохладный, сыпучий. Набери в руки песок. (Вдох). Сильно сожми пальцы в кулак, удержи песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Руки обессилены, урони их вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками». (Упражнение повторить 2-3 раза).
2 часть - Основная
Упражнение «Что мне нравится в себе?» Цель: формирование принятия своего физического «Я».
Подросток письменно отвечает на вопрос: «Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?», затем зачитывает список вслух. Обсуждение:
Кто бы из твоих близких, друзей и знакомых согласился с перечисленным?
Почему ты не указала ... (психолог дополнительно предлагает своё видение достоинств)?
Всегда ли люди, нас оценивающие, правы и говорят искренне? Стоит ли
слепо доверять всему сказанному? Беседа о проблеме непринятия себя
Цель: осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки. Психолог говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хорош(а)». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети (любят себя такими, какие есть; принимают себя)? Для определения источников проблемы «Я недостаточно хорош(а)», психолог предлагает ответить на вопрос: «Кто говорил вам об этом?» (важно вспомнить конкретные случаи и высказаться с позиции настоящего).
Подросток получает карточки, на каждой из которых зафиксировано какое-либо
одобряемое окружающими действие, девочка должна «озвучить» карточки. Причем, начав словами «Однажды я...». Например: «однажды я помогла товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнила домашнее задание» и т. д. Будет хорошо, если психолог предварительно пообщается с одноклассниками, учителями, родителями (или с кем-то из них), и те сами расскажут о достижениях девочки. Эти хорошие поступки записываются на карточку и предлагаются в игре вперемешку с другими. Подростку по окончании говорится, что среди высказываний есть и мнения близких, и предлагается подумать и догадаться, кем же это было сказано.
Ролевая игра «Кошмарный учитель»
Цель: создание условий, способствующих проработке школьной тревожности
путем ее проигрывания «в чужой роли».
Рассказываю о том, что один из способов разрядить свой страх - побыть в роли
того, кого ты боишься. Подростку предоставляется такая возможность. Ему
предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Психолог в роли ученика «пугается».
3 часть - Завершающая
Медитация «Я уникальный»
Цель: снятие мышечного напряжения и осознание своей уникальности и неповторимости. Сидя на полу или стуле, чтобы было удобно, с закрытыми глазами (можно включить тихую, спокойную музыку) подростку читаются слова. Какие самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе, что ты уникальный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: «Ты уникальный человек!»? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.
Ты знаешь о том, что в глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звёзды отличаются друг от друга по цвету, некоторые - по величине. Но каждый из нас несёт в душе эту звезду, которая делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.
Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она
скрывается в твоём сердце, животе или где-то ещё. Как только ты обнаружишь
свою чудесную звезду, тихонько подними руку.
Прекрасно! Ты нашёл свою звезду. Посмотри на неё повнимательнее. Какого она
цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное
лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всём её лице? А, может
быть, ты видишь тихую, маленькую улыбку?
Твоя звезда сме ётся или улыбается, потому что она знает одну большую и
важную тайну. Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси её к
уху и внимательно послушай. Что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет
тебе благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек.
Теперь ты знаешь почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь
аккуратно погрузи звезду глубоко-глубоко на дно своей души, туда, где ты и
разыскал её.
Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности.
Тихо-тихо скажи самому себе: «Я неповторимый и уникальный человек!»
А теперь можешь потянуться, поочерёдно напрягая и расслабляя мышцы своего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на окружающих тебя детей и возвращайся к нам. Получение обратной связи Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»
Занятие № 3 (продолжительность 1 час)
1 часть - Разогрев Игра «Скульптура»
Целы развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение
мышечного напряжения.
Психолог и подросток образуют пару. Один из них - скульптор, другой -
скульптура (чередовать позиции в каждом задании). Скульптор лепит из «глины»
скульптуру:
человека, который выполнил сложное задание;
человека, который всем доволен;
человека, который ничего не боится; Подросток тоже может выбирать тему для лепки. Обсуждение:
что девочка чувствовало в роли скульптора, скульптуры?
какую фигуру приятно было изображать, какую - нет?
2 часть - Основная
Игра «Волшебный магазинчик страхов»
Цель: вербализация переживания тревоги и выявление субъективных для подростка причин удобности тревожного реагирования на ситуации. Рассказывается сказка Д. Соколова «Дед, внучка и боюськи».
ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСЬКИ
Жили-были дед с внучкой. Хороша внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка - она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь. Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий
она с утречка и отправилась. Деда ведь своего все же любила! На базаре - толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав:
Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже? Он спрашивает:
А что у тебя есть?
Да ничего нет.
А что умеешь делать? Тут она заплакала:
Да ничего не умею, я всего боюсь!
Хм, - говорит дядька, - так ты боюськи и продавай.
А возьмут? - не верит дивчина.
А ты попробуй!
И вдруг как закричал дядька:
Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами! Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и мелкого рогатого скота. А девчонка говорит:
И курей с петухами.
Что для курей? - подлезает бабка.
А вот бегают твои куры далеко от дома? - спрашивает посредник.
Ох, бегают, проклятые, - соглашается бабка.
— А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая? спрашивает у девчонки.
Еще как, - солидно говорит она.
Вам на целый птичий двор?
Уж пожалуйста, - говорит бабка.
Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы
они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, и для того дядьки, который ей помог, праздничную рубашку, и для себя леденец. Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. От радости он и без лекарств выздоровел. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь оба, и на ярмарку вместе ездили. Найти бы и нам такое счастье.
Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Там и валяется. Кто интересуется - подходи, выбирай, мне не жалко. Только чур - не для малых ребятишек!
КОНЕЦ
Девочке предлагается представить, что она приходит в волшебный магазинчик, где может выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ролевая игра «Ответ у доски»
Цель: отработка приёмов саморегуляции в психотравмирующей для подростка ситуации.
Подростку предлагается поиграть в школу, где девочка будет ученицей, а психолог - учителем.
вариант: добрый учитель (спрашивает с места, хвалит).
вариант: строгий учитель (задаёт много дополнительных вопросов, вызывает к доске).
Психолог задаёт элементарные задачи, девочка отвечает устно. Прежде, чем она начнёт отвечать ей предлагается при ответе опробовать один из приёмов саморегуляции (по очереди). Приёмы саморегуляции:
«Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как
можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
«Использование роли». Школьнику предлагается ярко представить себе
образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».
Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние -успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
«Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Самовнушение («я - лучший в мире математик», «я легко справлюсь с этой задачей»).
Обсуждается:
какой приём оказался наиболее эффективным и удобным для девочки?
можно ли их привносить в настоящую школьную жизнь и как?
3 часть - Завершающая
Упражнение «Чего я достиг»
Цель: способствовать осознанию личных достижений.
Подросток рисует рисунок «Мои достижения на занятии», затем сравнивает его с
рисунком, нарисованным на занятии 1, при обсуждении рассказывает о своих
достижениях.
Упражнение «Поделись с ближним»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Сядь поудобнее, закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что ты находишься на чудесной игровой площадке. Оглянись
вокруг и посмотри, что делают другие ребята. Одни играют в мяч, другие в
салочки. Ты слышишь, как они смеются и от души веселятся. Тебе тоже хочется
повеселиться ...(10 секунд)
Теперь ты подходишь к стоящим на краю площадки качелям. Сядь на качели
начинай раскачиваться. Почувствуй, как ты летишь вперёд, потом назад. Раскачивайся сильнее! Ты поднимаешься на качелях всё выше и выше. Почувствуй, как воздух развивает твои волосы, когда ты летишь то вверх, то вниз на качелях. Ощути лёгкость во всём своём теле. Чувствуешь ли ты себя подобно птице, летящей по небу? Несясь вперёд, ты можешь улыбаться и представлять себе, что достанешь сейчас пальцами до неба. Это у тебя хорошо получается.... Проносясь над землёй, ты чувствуешь себя совершенно легко и радостно. Ты чувствуешь себя абсолютно свободным и счастливым...(10 секунд) А теперь ты видишь как другой мальчик или девочка подходит к качелям и становится рядом с ними. Он смотрит на тебя и ждёт своей очереди... Ты хочешь, чтобы он радовался так же, как и ты, взлетая то вверх, то вниз на этих замечательных качелях.
Ты перестаешь раскачиваться и ждешь, когда качели остановятся. Вот ты тормозишь ногами и слышишь, как шаркают по песку твои ботинки. А теперь останови качели. Тебе было так здорово качаться, что ты хочешь, чтобы и другой ребёнок получил такое же удовольствие. Ты спрыгиваешь с качелей и смотришь на него, улыбаешься и говоришь: «Теперь твоя очередь. Я с радостью меняюсь с тобой местами. Это доставляет мне удовольствие».
Смотри как этот мальчик или девочка садит ся на качели и начинает раскачиваться. Тебе хорошо от сознания того, что ты уже достаточно большой для того, чтобы делиться удовольствием с другими. Теперь попрощайся с качающимся на качелях человеком и возвращайся мысленно назад в комнату. Немного потянись, выпрямись, сильно выдохни и открой глаза. Получение обратной связи Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»
Литература:
Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2004. - 224с.
Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 190 с.