Просмотр содержимого документа
«Коррекция страхов методами арт-терапии»
СТРАХ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ Коррекция страхов методами арт-терапии
Шла Чума из города в город и убивала в каждом из них только половину населения. Она знала: остальные и сами умрут. От страха.
Из притчи
Не рисуй на стене черта, а не то он, в самом деле, появится.
Народная мудрость
Принято считать, что страхи — эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.
Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов — показатель преневротического состояния. В случае патологических страхов, нарушающих развитие личности, препятствующих общению, показаны специальная коррекционная работа и оздоровительная психотерапия.
Описанная ниже арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов; может быть адаптирована для работы с одним учеником. Эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между взрослым и детьми, усиливают ожидаемый результат.
МАТЕРИАЛЫ
Соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.
ПЕРВЫЙ ЭТАП — НАСТРОЙ (РАЗОГРЕВ)
Ведущий. Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению. Далее каждому предлагается ответить на вопросы: какой ты представил цвет? Какая это краска? Какой звук? Показать свой цвет движением.
ВТОРОЙ ЭТАП — АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИИ СТРАХА
— Каждому человеку — и взрослому, и ребенку — иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах. Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Помните, ребенка нельзя принуждать, если он отказывается говорить!
Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.
ТРЕТИЙ ЭТАП — ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
— Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом. После того как дети расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция. — Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу — фон. Ножницами пользоваться нельзя.
Это упражнение способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это — бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания ребенком аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Дети работают в микрогруппах по 5—7 человек, — это так называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха. — Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Материалы выбираются по желанию «художников».
Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал маску. Замечу, что многие дети и невротизированные взрослые категорически отказываются надеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к ведущему.
В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшные, а жалкие и смешные. Тем не менее иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные «картины», чтобы страхи не могли возродиться.
ПЯТЫЙ ЭТАП — РЕФЛЕКСИЯ
В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на вопросы типа: что чувствовал, когда работал один, с группой? Что чувствуешь сейчас? Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия и т.д.? Как можно помочь себе, если вдруг станет страшно?
Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха? Замечу, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Следует иметь в виду, что рисунки страхов, выполненные на этапе индивидуальной работы, обычно никому не показывают. Ведущий должен быть предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящего. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.
Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и другие элементы. В технике масок дети, придумывая и рассказывая «страшные» истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию (мортидо, по Э. Берну). Сделав маску, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). Перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Таким образом, независимо от вида, причин, количества и разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психологов, учителей, родителей.
СЛУЧАЙ С НИКИТОЙ
Никите 9 лет. Родители привели его лечиться от страха. Им показалось, что мальчик изменился после смерти дедушки, на похоронах которого он присутствовал. То есть Никита из жизнерадостного, подвижного, общительного ребенка неожиданно стал молчаливым, замкнутым. Подолгу задумчиво сидел у окна, грустил, иногда тихонько плакал. В общении с психологом Никита рассказывал, что не боится темноты, спокойно остается дома один, играет в компьютерные «страшилки». Про смерть человека пытался говорить по-взрослому, «философствовал». На арт-терапевтическом занятии он долго рисовал дерево в нижней части листа обычным простым карандашом, еле-еле прикасаясь к бумаге. Листочки прорисовывал тщательно, будто с любовью. Казалось, что рисунок дерева напоминает образ человека. Но рассказ был про другое. Никита назвал его «Жизнь». «Вообще-то я деревья рисую не так. Не знаю, почему таким получилось. Наверное, видел в лесу весной, когда мы с мамой, папой и собакой Витой гуляли. Учительница говорит, что деревья могут погибнуть, если кору съедят гусеницы. Это дерево точно погибнет. Ему ничем не помочь. Я сам виноват». История была необычной и очень грустной. Ребята старались помочь Никите и его дереву. Задавали вопросы, предлагали разные способы лечения. С одним из них мальчик согласился. Он решил дорисовать на стволе ремешок. Сказал, что дереву от этого, наверное, станет лучше. «Знаете, раньше богатыри такие пояса носили и силы у них было немерено. Никто не мог их победить». Далее выяснилось, что Вита — спаниель. И стало видно, что дерево напоминает собаку с длинными ушами. Позже мама Никиты, только взглянув на рисунок сына, сразу заметила: «Так это же наша Вита»! В жизни мальчика произошло следующее. В лесу собаку отпустили побегать. Ее поводок привязали на талию Никиты. Собака уже болела, и надежды на выздоровление почти не оставалось. Мальчику об этом не говорили. Вита часто отдыхала, прислонившись к дереву. Никита пытался играть с ней и незаметно потерял поводок. Когда это выяснилось, мама с горечью сказала, что теперь Вита обязательно умрет, есть такая примета (действительно, вскоре собаки не стало). Эти слова не были укором, просто — мысли вслух. Однако чувство вины надолго поселилось в душе ребенка. Так взрослые, сами того не желая, могут стать причиной невротических отклонений у детей. Нередко эмоциональные состояния и оценочные суждения родителей как бы «заражают» ребенка опасениями, страхами. Например: «Не подходи к собаке — укусит!», «Не подходи к воде — утонешь». «Как только отведу ребенка в детский сад, так на следующий день обязательно заболеет», — говорит мать в присутствии малыша. «Не будешь есть суп — пойдем к врачу делать укол!» Постепенно ребенок начинает бояться детского сада, врачей, уколов, всего на свете. Обсуждение различных опасностей, разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отрицательно влияют на психику маленького человека. Взрослому необходимо правильно выбирать интонацию, мимику, слова, чтобы передать ему уверенность и спокойствие. Например, ребенку, который увидел мышь, можно сказать: «Она такая маленькая и сама нас боится». Приведу случай из жизни. В парке очень большая собака неожиданно подбежала к малышу, понюхала, а потом лизнула в щеку. Ребенок замер, сморщил носик и только собрался громко зареветь, как увидел добрую улыбку на лице мамы. Она протягивала руку к морде собаки. Мальчик подождал, пока сенбернар вернулся к хозяину, подошел к маме и с гордостью заявил: «А меня собака на вкус попробовала!» Как правило, уговоры, обращенные к разуму ребенка, не способствуют решению проблемы, поскольку страх — иррациональное явление. Лучше помогают «охранительные» советы (по аналогии с ситуацией в произведении Н.В. Гоголя «Вий» — очерченный мелом круг). Дети обычно и сами придумывают счастливые талисманы: монетки, цветные стеклышки, мягкие игрушки и др., которые оберегают их от несчастья, неприятностей, потерь. Страхи зачастую появляются как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. Среди многообразия причин этого явления — конфликтные семьи, асоциальное поведение кого-нибудь из близких родственников, неприятие ребенка, излишняя требовательность, критические замечания, обещание наказаний, угрозы, запугивание или, наоборот, гиперопека (сверхзаботливое отношение).
СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ
Детские страхи — очень серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания. А узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Чепуха, разве этого можно бояться?», «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги, но и порождают дополнительный страх — страх откровенности со взрослыми. В этом случае нужно рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет. Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта (если он боится). Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, то есть формировать устойчивое чувство защищенности. Словом, важно беречь детей от психотравмирующих ситуаций. Нельзя запугивать ребенка разными страшными обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик. Надо стараться понять скрытый смысл вопросов, которые задают дети в тревожащих их ситуациях. Приведу пример, описанный Джайноттом (Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986). Мама впервые привела мальчика в детский сад. Он очень боялся остаться в незнакомой обстановке, крепко держался за мамину руку и задавал бесконечные вопросы. Ответы позволяли получить необходимую информацию о том, как поступит воспитательница, если мальчик сделает что-нибудь не так. — Кто сломал пожарную машину? — поинтересовался Брюс у воспитательницы. — Зачем об этом спрашивать, ведь ты никого из детей еще не знаешь! — рассердилась и одновременно смутилась от бестактности сына мама. Однако воспитательница поняла скрытый смысл вопроса. — Игрушки для того и сделаны, чтобы ими играть. Иногда они ломаются. Бывает... Брюс был доволен. Воспитательница хорошая. Она не станет злиться, если случайно сломается игрушка. Бояться нечего, можно спокойно остаться в детском саду. Нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна. Родители зачастую «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом маминого или папиного отсутствия, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает... Иногда считает, что его обманули, бросили, предали. Х.Дж. Джайнотт описывает игру, которую организовала мама с дочерью, перед тем как лечь на операцию. Она устроила кукольную больницу. Показала, как доктор хорошо лечит куклу-маму. Вскоре та выздоравливает и возвращается домой на радость дочери. «Драма» разлуки была проиграна несколько раз. Дочь поручила кукле-доктору хорошенько присматривать за мамой, уговаривала куклу-маму не бояться и обещала спокойно ждать. Фотография напоминала девочке о маминой любви. Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное и к тому же во всем виноват ребенок. Вот если бы он не заболел, не сломал игрушку, то все было бы иначе. Таким образом, бережное, терпеливое, доброе отношение к детям — вот основной совет для воспитания счастливых, здоровых и успешных людей.