Консультация "Работа с детьми в период адаптации к ДОО"
Консультация "Работа с детьми в период адаптации к ДОО"
Из опыта работы по адаптации детей к детскому саду: роль воспитателя в успешной адаптации малыша к детскому учреждению и о возможности эффективной помощи им со стороны взрослых.
Целью данной консультации является расширение и структурирование имеющихся у педагогов знаний в работе с детьми 2 - 3 лет в период адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Работа с детьми в период адаптации к ДОО" »
Консультация для педагогов-психологов,
воспитателей ясельной и 1-ой младшей группы
«Работа с детьми в период адаптации к ДОО»
Цель — расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2—3 лет в период адаптации.
Материалы: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска, мел, собачка, мяч, бумага, ручки, бейджики.
Ход: Добрый день, дорогие коллеги! Я очень рада вас всех здесь видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём время.
Посмотрите, какой сегодня день. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе! Что мы можем пожелать сегодня друг другу? Вдохните глубоко и со вдохом забудьте обиды, злобу, беспокойство. Выдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
А что вы хотите пожелать мне? (Ответы участников.)
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Да и воспитатели групп не всегда оказывают вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
Между тем период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов и психологов ДОУ.
Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы сами иногда будем становиться детьми. Придумайте себе такое имя, каким бы вы хотели называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите своё новое имя на бейджике. (Бейджики-листочки лежат на столах у каждого участника). А я буду иногда играть роль воспитателя — Анны Ивановны
Давайте поиграем
Игры в период адаптации
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Упражнение «Возвращение в детство»
Цель — активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2—3 лет.
А теперь сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в детстве, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.
Обсуждение: Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства (записывать можно в тетрадях или на доске).
Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель — прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.
Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку... А мамы нет...
Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
Игра «Иди ко мне»
Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.
Ведущий: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?
Упражнение «Мягкие шарики»
Цель — прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:
ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой», «а мама придёт?»;
незнакомую обстановку;
незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
сильную привязанность к взрослому;
отсутствие опыта разлуки с близкими;
неумение самостоятельно занять себя;
избирательное отношение к взрослому/детям;
новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
Друзья, давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Отрицательные эмоции — неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
Слезы. Малыш часто плачет — от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.
Страх. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей — воспитателей, порой и сверстников. А больше всего боится, что мама не придет за ним и не заберет его обратно домой. И страхи эти служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.
Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенном для этого месте, — напрочь забывает о своих возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.
Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия...
Познавательная активность и обучаемость новым знаниям затормаживаются: лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.
Что уж говорить о коммуникабельности.. Даже если ребенок ранее легко сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он станет привыкать к своему новому кругу общения — налаживать новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Привыкание к детскому саду — процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей Инициатором игр всегда выступает взрослый.
Упражнение «Тополиный пух»
Цель: снятие беспокойства, тревоги.
Ведущий: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль
воспитателя, другой – ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?
Что понравилось?
О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.
Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
«Игра «Позови»
Ведущий: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка,
иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)
В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.
Игра «Собачка»
Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:
Гав-гав!
Кто там?
Это песик в гости к нам.
(показывает собачку).
Я собачку ставлю а пол.
Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!
Комментарий ведущего: при проведении этой игры собачка прячется и игра повторяется.
При проведении игр с детьми важно уделять внимание
формированию интереса к сверстнику. Переходить к таким играм нужно постепенно, когда дети уже освоились в игровой комнате, проявляют интерес к игрушкам, доверительно относятся к воспитателю.
В группе нужно создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.
Необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в детский сад , нужно «одомашнить» группу:
- хорошо, если в группе будет «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок уединения);
- желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
- в группе необходим и спортивный уголок, который бы удовлетворил их потребность в движении;
- изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества поможет решить эту проблему (фломастеры-маркеры вызывают интерес ребенка) либо стена творчества;
- игры с песком и водой;
- по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама. Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть самому);
- необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности; не игнорировать вопросы детей);
- проводить интересные игры, занятия;
- создание в группах уголков психологической разгрузки. Для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи; для детей постарше – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном ли светлом фоне.
Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Как вы себя чувствуете? Расскажите, что было для вас особенно полезным? (Рассказы педагогов.)
Надеюсь, что наши старания и совместная работа не пройдут даром, найдут
Братчикова Н. Ф. Адаптация детей раннего возраста. Из опыта работы. — Новосибирск, 2006.
Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. — № 9.
Кевбриш М. Без таблеток и микстур // Школьный психолог — 2000. — № 15.
Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
Пикулева Н. Потешки, игры и журилки для плачущего малыша // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 8.