kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс профессионального мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс среди студентов дошкольного воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс профессионального мастерства»

Ведущий: Если Вам показалось: проигран бой, –

Значит, так оно, в общем, и есть.

Если кто не уверен в самом себе,

Синяков ему не перечесть.

Если Вам показалось, что навсегда

Вы потеряны и для всех, –

Значит, так и будет. Ведь в нас самих

Заключается наш успех.

Если Вам показалось, что Вам – дано,

Вы должны быть уверены в том.

Обязательно надо поверить в себя,

И победа придет потом.

Может, Вам не придется вступать в борьбу,

В поединок с судьбой – никогда,

Но упрямый чудак на вопрос «Я смогу?»

Отвечает уверенно: «Да!»

Добрый день. Начинаем конкурс профессионального мастерства среди студентов 35 группы. Они продемонстрируют свои знания по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии. Наш конкурс состоит из трех этапов.

В данной дисциплине используется очень большое количество профессиональных терминов, которые связаны с работой воспитателя. Поэтому 1 этап называется – Я знаю – это….

Вам предстоит за 5 минут дать наибольшее количество ответов на вопросы. Если вы не знаете ответа, то пропускаете, дополнить могут другие участники. Полный ответ – 2 балла, частичный – 1 балл. Выберите порядок выступления. Вас 4 команды. Отвечают по очереди

Вопросы на экране. Приступаем

Итак, 1 вопрос для 1 команды

Для второй и т.д

Спасибо, Жюри подведет итоги, а у нас Конкурс 2. Он называется – реши задачу

Капитаны команд выбирайте задания, где изложена ситуация, вам предлагается решить ее с профессиональной точки, сделать выводы, ответить на вопросы, дать рекомендации. Время выполнения 7 мин. Приступайте.

Пока идет подготовка, группе 25 предлагается проявить себя и ответить на вопросы:

  1. Скажите, что означает термин – психология

  2. Что изучает психология?

  3. Что означает термин темперамент

  4. Что означает термин характер

  5. Что означает термин личность

  6. Что означает термины эмоции и чувства

  7. Назовите ведущих ученых, изучающих психологию

  8. функции психики

Спасибо, вы продемонстрировали хорошие знания, а мы вернемся к нашим конкурсантам. Давайте выслушаем их ответы. Пожалуйста!

Спасибо, мы выслушали все ответы, жюри их оценит, а мы преступаем к третьему, заключительному этапу. Вам предстоит раскрыть нарушение в развитии ребенка, дать характеристику и психолого-педагогическое сопровождение детей с различными видами ограниченными возможностями здоровья. Время подготовки 10 минут

Конкурсанты готовятся, а у нас задания на внимание и логику. Посмотрите на экран

Решение ребусов

Спасибо, жюри оценили работу конкурсантов, и готовы огласить результаты. Пожалуйста

А теперь приступаем к завершающему этапу, приглашаем 1 группу

Мы выслушали все ответы конкурсантов, жюри подведет итоги, а мы посмотрим на экран, и

Как можно понять пословицы:

"человека видим, а душу его не видим";

"сердце без тайности - пустая грамота";

"чужая душа - потемки";

"нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав".

Жюри подвели итоги, конкурсанты волнуются, все в ожидании. Пожалуйста.

(Награждение)

Закончился конкурс, но грусти не будет.

Ведь эти минуты никто не забудет.

Восторг, восхищенье, вопросы, ответы.

И были все речи сердцами согреты.

И в этом торжественном праздничном зале

Участницам всем мы победы желали.

Поздравляем победителей, всех участников, всем большое спасибо, творите, дерзайте. Всем успехов!








Итоговый протокол конкурса «Профессионального мастерства» среди студентов 35группы

№ Группа

1 этап (2 балла за правильный вопрос)

2 этап (мак. 10 баллов)

3 этап ( мак. 20 баллов)

итого

место

1






2






3






4







Задание 1 Раскройте понятие, причины, последствия задержки психического развития. Проведите диагностику, разработайте рекомендации по коррекции ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой состояние, которое характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста.

.Причинами ЗПР являются органическое поражение центральной нервной системы или ее функциональная незрелость.

Поражение центральной нервной системы может быть связано с воздействием различных факторов:

- пороки внутриутробного развития;

- перинатальная патология плода с 28 недели беременности, во время родов, в первую неделю жизни (воздействие инфекций);

- интоксикация плода;

- травмы плода.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых Наследственные факторы при ЗПР не имеют значительного влияния.

Задержка психического развития, как вариант аномального развития в нашей стране изучается с 60-х годов XX века. Исследования школьной неуспеваемости показали, что около 50% детей не успевают учиться в младших классах - это дети с ЗПР. Инициаторами этих исследований стали Т.А. Власова и М.С. Певзнер.



классификация Клары Самойловны Лебединской, она выделяет:

1. ЗПР конституционального генеза. Возникает в связи с генетическими особенностями физического и психического развития. На первый план выступает эмоционально-личностная незрелость, которая может сочетаться с физическим недоразвитием.


2. ЗПР соматогенного генеза. Возникает у детей с различными хроническими заболеваниями (болезни сердца, легких, эндокринной системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания и т.д.). На первом плане проявляется астения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость.

3. ЗПР психогенного генеза. Возникает под влиянием длительно действующей психотравмирующей ситуации. У детей отмечают нарушения эмоциональной сферы, поведения, трудности произвольной регуляции деятельности.

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Это самая тяжелая задержка психического развития.

При всех вариантах ЗПР в структуре дефекта отмечаются недостатки эмоционально-волевой и познавательной деятельности, при церебрально-органической задержке страдает память.

Диагностика

Диагностика задержки психического развития проводится комплексно, т.е. участвует в ней несколько специалистов: психиатр, невролог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед и т.д.


Проводятся следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза, выявление особенностей течения беременности и постнатального периода;

  • электроэнцефалограмма, МРТ или КТ для выявления физиологических причин ЗПР;

  • психолого-педагогическое обследование ребенка: диагностика мышления, внимания, памяти, игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы;

  • диагностическое обследование речи.

Тест Д. Векслера
  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;

  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

К вербальным относятся:

  • арифметика;

  • нахождение сходства;

  • общая осведомленность;

  • понимание;

  • словарный запас;

  • запоминание цифр.

Шкала действий (невербальная) состоит из:

  • недостающие детали;

  • шифровки;

  • последовательные картинки;

  • конструирование блока;

  • сборка объекта.

Тест на способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить

.

Тест М. В. Когана

Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.

В работе используются простые материалы:

  • таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;

  • карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.

Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.

При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Методика В. С. Лиепинь

Цель: изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а грибы – синим.



.










Коррекция детей с задержкой психического развития проводится комплексно, т.е. с привлечением целой группы специалистов. Они должны посещать специализированные ДОУ или коррекционные классы. При обучении нужно делать акцент на визуализацию учебных материалов, частую смену деятельности и повторение.


В коррекционной работе нужно уделять особенное внимание развитию:

  • эмоциональной сферы, для чего активно используется арт-терапия и различные занятия в игровой форме;

  • познавательных процессов;

  • коррекции речи с помощью специальных логопедических занятий


Задержка психического развития является временным состоянием. Регулярный контроль над развитием ребёнка со стороны родителей, врачебная помощь, педагогическая коррекция создают тенденцию к выравниванию. Лишь с учётом индивидуального психического недоразвития и степени тяжести, и структуры дефекта необходимо разрабатывать психокоррекционные методы воздействия. Ум ребёнка будет развиваться тогда интенсивно, когда, получая необходимый объём информации, его способности будут готовы к усвоению этой информации. Разработка коррекционных психологических методов развития, рациональный педагогический подход, улучшение физического состояния будут способствовать гармонизации личности ребёнка и улучшению его психического здоровья.

 

При ЗПР в случае адекватной и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы может наступить полная обратимость симптома




















Задание 2 Раскройте понятие, причины, последствия нарушения эмоционально-волевой сферы. Проведите диагностику, разработайте рекомендации по коррекции

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся:

реактивные состояния (синдром гиперактивности),

конфликтные переживания,

психастения

психопатия (психопатические формы поведения)

Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности.

Причины РС могут быть разнообразны.

Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после 3-го года жизни), часто наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети

Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения и дискомфорта. РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния). В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

  1. Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях.

Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки психофизического развития, в частности, заикание.

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного (интеллектуального) развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных – интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития. Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллектуальными задатками больших достижений. У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

  1. Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения – нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов.

Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличие минимальной мозговой дисфункции и др.

Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включаются в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий, связанных с выполнением умственных и мнемических действий.

.

  1. Психопатия (от гр. – psyche – душа, pathos – болезнь) определяется в специальной психологии как патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это – дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта.

Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции – общие и мозговые, черепно-мозговые травмы – внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.

решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания и развития ребенка.

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее распространенные причины эмоциональных нарушений следующие:

  • Физические особенности, с учетом перенесенных заболеваний в младенческом периоде;

  • Торможение психического и умственного развития;

  • Неправильное воспитание ребенка в дошкольный период;

  • Неправильное питание, а именно недостаточное поступление необходимых веществ, что значительно сказывается на развитии малыша;

Диагностика нарушений

Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Диагностику уровня тревожности и ее оценка;

  • Исследование психоэмоционального состояния;

  • Цветовой тест Люшера;

  • Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;

  • Изучение развития волевых качеств.

Методика Кондаша - Диагностика уровня тревожности по опроснику

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Инструкция. Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины, отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам  и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые. Стимульный материал.

Ключ к тесту Люшера

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.




Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

 Также родителям стоит обратить внимание, если ребенок испытывает какие-либо эмоциональные переживания, чувства, а также, если его состояние характеризуется как подавленное.

Способы коррекции эмоциональных нарушений

Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей. Данные методы принято разделять на 2 основные группы:

индивидуальные и

групповые

однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта,

  • Повышение активной деятельности и самостоятельности

  • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).

  • Коррекцию самооценки;

  • Формирование эмоциональной устойчивости.

Следовательно, для благополучного эмоционально-волевого воспитания ребенка, родителям и педагогам необходимо в особенности обратить внимание на создание позитивной атмосферы взаимопонимания. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям формирование следующих критериев для своего ребенка:

  • В общении с ребенком необходимо соблюдать абсолютное спокойствие и всячески показывать свою доброжелательность;

  • Следует стараться чаще общаться с ребенком, спрашивать его о чем-либо, сопереживать, и интересоваться его увлечениями;

  • Совместный физический труд, игра, рисование т.п. благополучно скажется на состоянии ребенка, поэтому старайтесь уделять ему как можно больше внимания.

  • Необходимо следить, чтобы ребенок не смотрел фильмы и не играл в игры с элементами насилия, так как это только усугубит его эмоциональное состояние;

  • Всячески поддерживайте ребенка и помогайте ему сформировать уверенность в себе и в своих силах.





Задание 3 Раскройте понятие, причины, последствия раннего детского аутизма. Проведите диагностику, разработайте рекомендации по коррекции РДА

АУТИЗМ И АУТИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Под аутизмом понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская).

Сидром раннего детского аутизма (РДА) считают клинической моделью особого –искаженного- варианта нарушения психического развития.

При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

- качественные нарушения способности к общению;

- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и

видов деятельности.



ПРИЧИНЫ АУТИЗМА:

Недостаточно ясны, большая роль генетических факторов в этиологии РДА.

Мультифакториальный механизм – генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного ( провоцирующего) фактора, к-рый может быть экзогенным (внешним -травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.).

Возможные причины : органическое поражение ЦНС и психогенный фактор.



КЛИНИКО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА: (Л.Каннер)

1.Аутизм с аутистическими переживаниями;

2.Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости

3.Своеобразные нарушения речевого развития

АУТИЗМ проявляется наиболее ярко в ВОЗРАСТЕ 3—5 ЛЕТ, у мальчиков в 3-4 раза чаще, наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:

- аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

-первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;

- к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;

- своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;

- к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

- отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;

- потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

Феномен тождества – стремление к сохранению привычного пространства в противодействии любым изменениям в окружающем.

Неравномерность развития при аутизме проявляется в особенностях моторики. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде.

Раннее страхи – диффузные, неконкретные, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированные, ребенок боится определенных предметов и явлений. Страхи различны по своей природе. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.

Стереотипность в игре.

Аутические фантазии – оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим.





Задание 4 Раскройте понятие, причины, последствия умственной отсталости

. Проведите диагностику, разработайте рекомендации по коррекции УО

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

Умственная отсталость – олигофрения - это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.

  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.



Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих


Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Ощущение и восприятие

У умственно отсталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недостатков их восприятия и ощущения.

К ним относятся:

  1. нарушения обобщенности. Проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.

  2. замедленный темп восприятия. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.

  3. узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.

  4. малая дифференцированность. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке.

  5. пассивность восприятия. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах.

Внимание и память

Среди основных недостатков внимания умственно отсталых детей отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания. Непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного.

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

  1. запоминание — характеризуется недостаточной полнотой и точностью, замедленностью;

  2. сохранение — неосмысленностью и непрочностью;

  3. воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников.

Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. Им трудно разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п.

Весьма характерным для детей с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых детей, является то, что они способны хорошо запомнить материал который им понятен.

Мышление и воображение

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ зрительного воспринимаемого реального предмета отличается бедностью, непоследовательностью: глядя на объект, ребенок называет далеко не все его составляющие, пропускает ряд важных свойств, выделяет только заметные части. Страдает синтез. Не умея выделять главного в предметах, явлениях затрудняются их сравнивать. Сравнение требует сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Дети часто утверждая различие между объектами, ссылаются на несопоставимые признаки. Например: «Эта чашка большая, а у этой цветочек синенький. Они разные».

Мышление характеризуется слабостью обобщений. Начинает раскладывать картинки соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа. Моряка - на корабль и т.д,

Непоследовательность мышления. Разбросанность и непоследовательность мыслей, нарушается логика суждений.

Слабость регулирующей роли мышления. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят результата, начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий.

Некритичность мышления - неумение сопоставить свои мысли действия с требованиями объективной реальности.

Речь

Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями:

  1. значительная задержка становления речи;

  2. недоразвитие всех ее компонентов.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Первые слова произносятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4-5 годам. Задержка становления речи обнаруживается не только в развитии активной речи самого ребенка, но также в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к нему речи окружающих.

У умственно отсталых страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая.

Наиболее нарушена у умственно отсталых семантика речи, то есть понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления.

В силу недоразвития коры головного мозга у умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас.

Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграм-матизмов, пропусков.

Часто речевая продукция умственно отсталых сводится к использованию заученных речевых штампов. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Умственно отсталые дети проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении монологической речью.

Общение

У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.

Дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.

В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:

быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

На основании исследований М.С. Певзнер всех умственно отсталых детей можно условно разделить на три группы:

Для одних школьников характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.

Другая группа – у этих детей реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.

У детей третьей группы не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Умственно отсталые дети, относящиеся ко всем клиническим группам, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Дети не способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.

Самооценка подвержена контрастным изменениям. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Наблюдается недоразвитие мотивации, особенно отмечают, что дети мало инициативны, отличаются не самостоятельностью, повышенной внушаемостью. Особенно слабость воли обнаруживается в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но потребности в этом не испытывают. Часто действуют не раздумывая.

Особенности поведения

Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям присущи  немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями,  двигательная расторможенность.

Склонны:

- побеги из дома, школы;

- отказ от учебы,

- нарушение дисциплины и поведения в общественных местах, в образовательном учреждении;

- воровство;

- злоупотребление алкоголем;

- наркомания;

- суицидальное поведение;

- нарушения влечений.

Интеллектуальное снижение, ограниченный  жизненный опыт затрудняют понимание и оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются «отрицательной социализации».


При УО основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга.

  1. Темп развития. . При УО даже при медико-психолого- педагогическом сопровождении ребенка обратимости симптоматики в процессе компенсации не возникает. Поражение имеет тотальный, необратимый характер

  2. При УО имеются грубые дефекты речи, бедность словаря, трудности понимания текста и затруднения при формулировании мыслей. Отсутствует стремление к пониманию.



У детей- олигофренов игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер. В результате неразвитости абстрактного мышления не умеют принимать на себя роли, их игры бессюжетны

Высшая нервная деятельность. При УО большая сила нервных процессов — возбуждения и торможения, слабая и малоподвижная. Недоразвитие высших психических функций у детей носит постоянный характер.

4. Моторика при При УО моторика недоразвита: движения неловки, плохо скоординированы, замедлены. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно мелкой мускулатуры рук. Низкий уровень переключаемости  с одного движения на другое. Дети с умственной отсталостью не могут выполнить задание на движение по словесной инструкции

Познавательная деятельность у детей с УО познавательная деятельность недоразвита, что выявляется практически при решении любой задачи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конкурс профессионального мастерства

Автор: Нина Николаевна полетаева

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Практические рекомендации для проведения конкурсов профессионального мастерства "
    ["seo_title"] => string(92) "praktichieskiie-riekomiendatsii-dlia-proviedieniia-konkursov-profiessional-nogho-mastierstva"
    ["file_id"] => string(6) "108386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403683523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА  «ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ КАТЕГОРИИ «С»  ПО ПРОФЕССИЯМ «МАСТЕР С/Х ПРОИЗВОДСТВА» И «АВТОМЕХАНИК»"
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskaia-razrabotka-konkursa-profiessional-nogo-mastierstva-voditiel-avtomobilia-katiegorii-s-po-profiessiiam-mastier-s-kh-proizvodstva-i-avtomiekhanik"
    ["file_id"] => string(6) "253387"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447592573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конкурс профессионального  мастерства: «Кулинарные фантазии» "
    ["seo_title"] => string(60) "konkurs-profiessional-nogho-mastierstva-kulinarnyie-fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "220320"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434600233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конкурс профессионального мастерства по столярному делу. "
    ["seo_title"] => string(60) "konkurs-profiessional-nogho-mastierstva-po-stoliarnomu-dielu"
    ["file_id"] => string(6) "168734"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423293340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конкурс профессионального мастерства "Лучший продавец" "
    ["seo_title"] => string(59) "konkurs-profiessional-nogho-mastierstva-luchshii-prodaviets"
    ["file_id"] => string(6) "245123"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446055469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства