Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный тренинг "Давайте жить дружно"»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
Разработчик:
Бутолина Ю.А.
социальный педагог
2008 г.
Карпинск
Основная цель этих занятий - помочь детям адаптироваться к условиям детского дома.
Основной принцип работы по методу Монтессори - создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.
Группа от 1 до 7 детей, продолжительность занятия 30-40 минут.
"Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами; 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в при мер остальным; 3) дети с выдающимися качествами ... Подобная классификация существует веками. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой-либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества - все исчезает, и остается просто ребенок",так писала в своей работе "Разум ребенка" Мария Монтессори.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые программы строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете сами составить любое развивающее занятие для детей этого возраста.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Поскольку программы предполагают работу с маленькими детьми, ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия все были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
- чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
в каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.
Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.
Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Несколько рекомендаций ведущему, начинающему работу по программам:
- Если Вы работаете в обычном садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: "Наедине с природой", "Волшебные голоса природы", "Музыка для детей". Пока звучит мелодия, предложите детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки.
- Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями.
- Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им: "Давайте станем комментаторами ..". И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают) вслух все его действия, называя этого ребенка по имени.
- Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно "нарисовать" на ковре с помощью цветной изоленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который Вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по краю ковра на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы не было "больших окон". И, наконец, Вы можете выложить круг на полу с помощью каната или веревки и попросить детей сесть по линии этого каната.
Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит прежде всего отличных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.
Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого 11Оказательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, пооопе проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно поо11Ожительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Если Вам интересно с детьми, а им - с Вами, если Вы проявляееro терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревоожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижеением активности.
Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироватьься в группе детей, создает безопасное пространство для общения, услоовия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельноостью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
ПО мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" - возможжность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятелььно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность хараактеризует динамику развития и успешности ребенка.
Основная цель программы - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать elY1Y адаптироваться к условиям дошкольного учрееждения.
В соответствии с этой целью формулируются задачи програм-
- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь реебенку почувствовать себя более защищенным;
- развивать навыки социального поведения;
- способствовать повышению уверенности в себе и развитию са-
мостоятельности;
- формировать позитивное отношение к своему "Я";
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям раз-
ными способами;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и состоит из 7 занятий, IOТopыe проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолл,итвльностью 30-40 минут.
Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек. Занятия по этой программе рекомендуется проводить в начале ~.бного года (сентябрь-октябрь), когда формируются новые группы или "ТИ собираются вместе после летнего перерыва.
Первые два занятия программы являются вводными. Их основу lOотавляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность дее"'М привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекооМ,ндуется проводить их в физкультурном или музыкальном зале. Послее.~ющие занятия можно проводить в помещении группы детского сада, ,.осаживая детей на стульчики, поставленные в круг.
~цели:
- развивать чувство принадлежности к группе;
- развивать навыки позитивного социального поведения.
{fi]материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- колокольчик;
- свечка в безопасном подсвечнике;
- один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей; I
- клубки разноцветных шерстяных ниток по количеству детей;
Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нем - обручи поменьше (по одному на каждого ребенка).
Здравствуйте!
ГJpoxoдитe, я рада вас видеть! Давайте подойдем поближе и поосмотрим, на что похожа фигура в центре зала?
А теперь пусть каждый из вас возьмет по обручу. Отнесите свой обруч туда, где вы хотите сидеть во время нашего занятия ... Это будет ваше место ... Кто уже нашел свое место, пусть обойдет вокруг своего обруча ... А теперь закройте глаза и попробуйте с закрыытыми глазами отойти от обруча и вновь приблизится к нему. Откроййте глаза, посмотрите внимательно на свой обруч и определите его середину. .. Все нашли середину? А теперь сядьте в центр обруча. Оттлично! У всех получилось?
Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома ... Все представили круг своим домиком? Расскажите, у коово какой домик получился, на что он похож, где находится?
Очень хорошо! Подумайте, как можно ваш домик украсить?. Поодойдите к столам и возьмите то, что я приготовила для украшения ваших домов. Вы должны украшать свой домик, начиная с центра. На это я даю вам 1 О минут. Когда услышите звон колокольчика, ваша раабота должна быть закончена.
Пока дети украшают свой дом, привяжите к каждому обручу по клубку ниток.
Звенит колокольчик.
А сейчас возьмите клубочек и, разматывая его, соедините свой домик с любым другим домиком, потом - с большим обручем, который лежит в центре, и возвращайтесь снова в свой дом.
Давайте придумаем, как можно оформить обруч в центре.
Пусть каждый положит в него что-то из своего домика. А в середину мы поставим свечку, чтобы дом был теплым и живым ... Замечательно! Теперь давайте встанем на стульчики и посмотрим, что у нас получиилось. У каждого из нас есть свой домик, от каждого домика идут дорооги к другим домам, и от всех домиков идут дороги в один большой дом. А большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из вас положил туда что-то свое, значит, у всех нас есть один большой оббщий дом, где все могут жить вместе.
Давайте встанем вокруг большого дома и поблагодарим друг друга за отличную работу. Я возьму в руки свечку, и мы будем передаавать ее друг другу и говорить при этом своим соседям добрые слова.
Спасибо, Саша, мне было очень приятно с тобой работать! (Ребенок, чье имя было названо, передает свечку со словами благодаррности своему соседу, и так до завершения круга.) А сейчас пришла пора прощаться. До свидания!
~цели:
- дать ребенку возможность ощутить свою принадлежност группе, выразить свое настроение;
- учить детей ощущать близость, тепло другого.
~материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- большой обруч;
- веревки-канаты разной длины и разного цвета - по количе
ву детей;
- орехи, бусинки, шнурки, клубочки, мячики, палочки и Т.д.
(~)Jход занятия:
Звучит спокойная музыка, дети проходят в зал. Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.
Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас полу~ лось два круга: один - внутри, это обруч, а другой - снаружи, это А с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но зо роваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук.
Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит спраl от меня, он примет мое приветствие и точно таким Же образом д тронется до своего соседа, передавая привет ему; и так далее, по) мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой ст роны.
Отлично! А сейчас мы с вами, уже открыв глаза, будем жест. ми передавать друг другу воду; цветок, бабочку. .. Давайте теперь ПОI ключим наше дыхание и передадим друг другу "змею". Для этого наё глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки ладонями ввe~
11 своему соседу слева (меняем направление) и выдувать воздух в его сторону на звук "С" ... Очень хорошо. Теперь погладим щечку своего соосода теплым, нежным ветерком. Сложим губки трубочкой и плавно выы~OXHeM воздух. Здорово!
А сейчас давайте посмотрим на обруч, вокруг которого мы сии~иM. На что он похож?.
Посмотрите, на столе лежат веревки (канаты) разных цветов.
Сейчас тот, кого я назову (можно звать детей парами), возьмет вереввку и положит ее около большого обруча так, чтобы получился как бы лепесток. Когда это сделают все, у нас получится цветок с разнооцветными лепестками. Первым свой канат будет укладывать Денис, потом пойдет следующий.
Как вы думаете, что у нас получилось?. Давайте "раскрасим" лепестки. Возьмите материалы, которые я вам приготовила, и заполлните ими пространство внутри своего лепестка.
Пока дети выполняют задание, выложите на ковре еще один круг ИЗ каната. Круг должен быть таким, чтобы внутри него смогли разместитьься все дети группы.
Заканчивайте работу. Давайте встанем на стулья и полюбуеммся на то, что у нас с вами получилось. Красота!
А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я вылоожила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут наййти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед ухо- . дит, тоже может открыть глаза, встать и уйти ... На этом наше заанятие заканчивается.
До свидания.
~цели:
- развивать чувство единства, сплоченности;
- учить детей действовать согласованно.
~материалы:
~ti1
~Xoд занятия:
Дети сидят на стульчиках в кругу. Здравствуйте! Я рада вас видеть!
~
•••
• е. Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с игры "Эхо". (Цель
этого упражнения - настроить детей друг на друга, дать каждому ребеннку почувствовать себя в центре внимания.)
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопыывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлоопают свое имя.
Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песеннку про то, как я рада вас видеть. "Я очень рада, что Сережа в группе есть ... " В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тоому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной нитоочкой. Я начинаю ...
Отлично!
~
~ Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднииМ'М руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все Оtлать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разруушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, Н. пол.
rш:P
•••
•• Наше следующее упражнение называется "Солнечный зайчик".
(Цель - снятие эмоционального напряжения.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал ~вльше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротиин.. на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не опугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги ... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты поо",адь его и подружись с ним.
~
~ Наша следующая игра называется "Спаси птенца". (Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции.)
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки • локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложиите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не груустите. Он еще прилетит к вам.
~
~ А сейчас мы разделимся на пары и будем играть в "Ладушки". (Цель - развитие межполушарных взаимодействий.)
Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекреестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
~
~ у вас здорово получается. А вЬ1 помните потешку "Сорокарона"? (Цель - снятие эмоционального напряжения.)
Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Замечательно!
~
•••
• е. Наше последнее упражнение наЗЬ1вается "Клубочек". (Цель -
развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единсттва.)
Наша Мария Ивановна (воспитатель) будет вЬ1полнять роль "каатушки", а вЬ1 все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первЬ1М, пусть даст руку воспитателю. У нас получилась ниточка, закрепленная на каатушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.
Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружнЬ1й клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подЬ1шим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мЬ1 начиинаем разматЬ1ваться.
На этом наше занятие заканчивается, всем - большое спаси-
~цели:
- развивать групповую сплоченность;
- повышать у детей уверенность в себе.
tfi]материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- мешочек, в котором находится воздушный шарик;
- свечка в безопасном подсвечнике.
rti1
~Xoд занятия:
Здравствуйте, я рада вас видеть!
~
~ Давайте поприветствуем друг друга и поиграем в "Эхо" (см. заанятие З).
Отлично!
~
~ А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь - левую рууку. Давайте подружим наши пальчики, (Цель упражнения - координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.)
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пятЬ!
Начинаем счет опять.
Один, два, три, четыре, пять! Вот и кончили считать.
Дети склаДЫSают РУКИ в замок и поочередно соединяют пальчи правой и левоЙ рук, начиная с мизинцев.
Очень ХОРОШо!
~
• ••
••• • А теперь ПОСмотрите, что я вам принесла. (Упражнение "ВО1
шебный мешочек", цель - активизация тактильного восприятия, разв~ тие произвольности.)
Это волшебнЬ1Й мешочек. Сейчас вы по очереди опустите рук, внутрь мешочка и, не заглядblвая туда, наощупь определите, что I нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешо чек не окажется у меня в руках ... Кто догадался, что лежит в мешоч ке?
~
• ••
• -. Игра "воздушны~й шарик". (Цель - развитие у детей способности
расслабления МЫШЦЖl1вота.)
Посмотрите, как я буду его надувать ... А сейчас мы предстаавим, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы его дОЛЖНbI надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набиираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик ... Отлично! давайте повторим еще раз. Вдох-выдох, еще один вдох-выдох. Молодцы!
~
• ••
••• А сейчас встаньте в круг. и возьмитесь за руки. Поиграем в иг-
ру, которая называется "Доброе животное". (Цель - развитие чувства единства.)
Мы - одно БОЛьшое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь Подышим вместе. Вдох - все делают шаг впееред. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокоййно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Очень хорошо!
~
•••
••• Теперь представьте себе, что мы с вами находимся в магазин
торгующем зеркалами. (Игра "Зеркало". Цель игры - развитие вним ния, координация движений.) Все мы- зеркала, и должны точно отр жать движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюl прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?;
~
~ Следующая игра называется "Морщинки". (Цель - снятие нап~ жения.)
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдс И последний раз - вдох-выдох. Отлично ... Широко улыбнитесь свое соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитеl нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и 01 стите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
~
~ А сейчас мы с вами будем фантазировать. Наша игра будет I 'зываться "Земля, небо, огонь и вода". (Цель - развитие ceHCOMOTOP~ координации, развитие воображения.)
Подумайте и с пЬмощью дsижений покажите землю, небо, ог( и воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музык} тощ кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-ниб: одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют jI дать, что им показывают.
Отлично!
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне бt очень приятно с вами работать.
А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать ее друг ( гу и говорить спасибо за совместную работу.
EiJцели:
- повышать у детей уверенность в себе;
- развивать координацию движений;
- развивать слуховое восприятие.
(!-~xoд занятия:
Дети сидят в кругу на стульях. Здравствуйте!
~
~ Давайте начнем нашу встречу с игры "Паровозик с именем". (Цель - настроить детей на совместную работу.)
Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Све-та, Све-та ... ". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя ... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Отлично!
rt{j)
•••
• е •. Мы приехали на нашем поезде на солнечную полянку и теперь
поиграем в игру, которая называется "Узнай по голосу". (Цель - развиитие слухового восприятия.)
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один чееловек внутри круга. Кто хочет встать в центр?. Отлично, Вася! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Вася пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его проосить. Слушайте песенку ...
Вася, ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: "Ау!"
Ну-ка глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя - узнай поскореЙ.
Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: "Вася! Ау!" А ты попробуешь угадать, кто тебя звал.
Если ребенок отгадал правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.
~
~ А теперь давайте оглядимся вокруг. Какое сейчас время года? Правильно, осень ... Представьте себе, что мы стоим возле сливы. Даавайте ее рассмотрим ... (Цель игры - развитие координации движений.)
Я всем предлагаю потанцевать возле нее. Запомните, что ког-
да я хлопну в ладоши, вы должны будете быстро сесть на свои места.
Мы танцуем возле сливы (3 раза) - солнечным осенним днем. Так мы кружимся на месте (3 раза) - солнечным осенним днем. Так мы топаем ногами (3 раза) - солнечным осенним днем.
Так мы хлопаем руками (3 раза) - солнечным осенним днем.
А вот так мы моем руки (3 раза) - солнечным осенним днем .. Так мы руки вытираем (3 раза) - солнечным осенним днем. Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме.
По хлопку все дети бегут и садятся на стульчики.
~
•••
• е. А сейчас, когда мы с вами дома, давайте соберем все необходи-
мое и отправимся на охоту. (Игра "Мы охотимся на льва", цель - развиитие межполушарного взаимодействия.)
Это упражнение на ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопроовождая его движениями, соответствующими происходящим событиям. А дети должны повторять за Вами. текст и движения или импровизировать, совершая свои движения в такт произносимому тексту.
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружье И подзорная труба. Ой! А что это?
А это - поле: топ-топ-топ. Ой! А что это?
А это - болото: чав-чав-чав. Ой! А что это?
А это ...,- море: буль-буль-буль. Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур. Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойгтщ а дорожка напрямик. Вышли на полянку.
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (Дети "трогают" воображаемого льва.) Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и пообежали домой.
По тропинке: шур-шур-шур. По морю: буль __ буль-буль. По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой.
Дверь :Jакрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!
На этом наше занятие заканчивается, до свидания.
~цели:
- повышать у детей уверенность в себе;
- развивать произвольность;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
(!:~xoд занятия:
Дети сидят на стульчиках в кругу. Доброе утро!
~
•••
• е. Начинаем нашу встречу с песенки-приветствия "Я очень рада ... "
(Цель - установление положительного эмоционального фона. См. заняятие 3.)
~
~ А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Давайте попрообуем прочитать стихи и выполнить под них движения. (Упражнение нааправлено на развитие произвольности, межполушарное взаимодействие, ритмизацию, настраивает детей на совместные действия, умение слуушать и слышать друг друга, работать в одном ритме.)
Дети должны в такт произносимому тексту менять местами лежаащие на коленях ладони (можно перемещать ладони с одного плеча на другое).
Три мудреца в одном тазу Поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы наш рассказ.
Замечательно!
~
~ Теперь, когда мы с вами разогрелись, давайте успокоим свое дыыхание и поиграем в "Солнечного зайчика" (см. занятие 3).
Отлично!
~
~ А сейчас я расскажу вам сказку. Она называется "Заяц-хваста".
В одном лесу жил-был заяц. Он считал себя самым умным, саамым красивым, самым храбрым зверем в лесу. Бегает заяц по лесу, красуется, а никто из зверей на него внимания не обращает. Ну разве не обидно? Влез он на пенек и давай хвастаться:
- Я - самый храбрый, я - самый красивый, я - самый умный зверь в лесу! Я никого не боюсь, ни волка, ни лису. Вот если бы я их встретил, все сразу бы узнали, кто из нас сильнее!
А в это время пролетала мимо ворона. Услышала она, как заяц хвастается, и разозлилась.
- Это кто это самый умный? Это кто это самый смелый?
Это кто это самый красивый? - спросила ворона и села прямо пееред зайцем. - Ну какой же ты красивый? Уши-то у тебя длинные, хвост - куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появитьься, тебя как не бывало.
Обиделся заяц и решил доказать вороне, что зря она его высмееивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвалитьься:
- Вот если есть в нашем лесу кто-то красивый, так это я!
Клюв у меня длинный, сильный, перышки черненькие, на солнышке переливаются! А если волк появится, то я уж не растеряюсь. Как в нос его клюну, так он и был таков!
А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой воороны и сильно рассердился.
- Это кто смеет надо мной смеяться? Откуда взялась эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, - так скаазал волк и бросился прямо на хвастунишку.
Испугалась ворона и закричала:
- Спасите! Помогите! Волк меня сейчас съест!
Услышал заяц, что рядом волк, и от страха прыгнул в сторону, да прямо на волка и угодил. Испугался волк: "Что это сверху на мееня упало?" Бросил он ворону и убежал прямо в лес.
А ворона глаза открыла и видит, волка нет, а перед ней заяц стоит, сам от страха дрожит.
- Ой, спасибо тебе, косой! Если бы не ты, съел бы меня волк.
Ты и вправду самый храбрый, самый сильный, самый красивый зверь в лесу!
Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит:
- А ты как думала? Я и вправду самый смелый, самый красивый и самый сильный зверь в лесу!
С этого дня заяц начал сам верить, что он самый, самый, саамый ...
Вот такая сказка. А сейчас мы с вами будем изображать зайца.
Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на "пенек" (на стул) и похвастаться: 'Я самый красивый, я самый умный, я самый храбрый, я никого не боюсь".
Отлично у вас получилось! А сейчас появляется ворона. Она встанет перед пеньком и будет говорить: "Да какой же ты красивый, Хвост то у тебя куцый, уши длинные! Да какой же ты храбрый? Тебе только скажи, что рядом волка видели, ты сразу убежишь". А заяц бу· дет стоять на пеньке и дальше себя нахваливать: '~ я все равно са· МЫЙ лучший зверь в лесу!" А мы с вами будем зайца поддерживать. Ктс хочет быть зайцем? Вороной?
Замечательно! А теперь давайте попробуем хвалить не себя, ~ соседа. Я начну. "Самый лучший сосед - мой сосед справа. Он очень до брый, внимательный мальчик, помогает малышам ... " А теперь вы по хвалите друг друга по очереди.
На этом наше занятие заканчивается, до свидания!
Это занятие завершает программу. Лучше проводить его в зале, где достаточно места для свободного передвижения.
~цели:
- укреплять чувство единства;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать воображение.
(fijматериалы:
- колокольчик;
- сухие листья по количеству детей;
- гроздь винограда;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
{!-~xoд занятия:
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал и рассаживаются на ковре вокруг выложенного в форме круга каната.
Здравствуйте!
~
• • •
• е. Я предлагаю вам поиграть в новую игру. Давайте возьмвмся за
руки. Нас много, а все вместе мы - одна группа. Давайте почувствууем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на полу. .. А теперь даваййте встанем, не нарушая эту связь.
Взявшись за руки, мы идем по кругу и чувствуем связь. Мы идем по кругу один за другим, положив правую руку на левое плечо впереди идущего, и чувствуем связь ... А теперь положите левую руку на правое плечо впереди идущего ...
Хорошо!
~
~ А теперь садитесь в круг и закройте гпаза.
Прикоснитесь рукой к какой-либо части тела ребенка: ладони, рууке, лицу, голове, плечам, спине. (Цель упражнения - развитие осязания.)
Кто почувствует прикосновение, должен, не открывая гпаз, пеередать его своему соседу справа.
Молодцы!
После того, как круг замкнется, прикоснитесь по очереди к каждоому ребенку мягким мехом (платком, перышком и т.п.).
А теперь тощ кто почувствует прикосновение, может отткрыть гпаза.
~
~ Посмотрите, что я вам принесла. (Покажите детям коробку с суухими листочками.) Осмотритесь, выберите для себя место в зале, лоожитесь на пол и закройте гпаза. Представьте себе, что начался лисстопад ...
Отпускайте над каждым ребенком по одному листку так, чтобы он упал на ребенка.
Тощ кто почувствуещ что на него упал листок, должен отткрыть. гпаза и сесть в круг на канат.
Посмотрите на свой листочек. Почувствуйте его, ощупайте, подбросьте его вверх и послушайте звук, который возникает при его движении. .
- Как вы думаете, откуда он?
'-- Почему он слетел с дерева?
- Куда он хотел улететь?
- Если бы лист мог говорить, что бы сказал ваш листочек?
Дети отвечают по желанию.
~
~ Вы можете показать движениями руки, как падает ваш листоочек? Мне кажется, что это может происходить вот так ... (Покажите детям, как листок медленно вянет, может быть, сворачивается в трубочку, отрывается от ветки и падает) А теперь по очереди покажите сами ...
Очень хорошо! Встаньте, пожалуйста. Давайте представим себе деревья, на которых выросли ваши листочки. Давайте покажем, как дерево растет, как у него вырастают длинные ветки, как глубоко корнями оно уходит в землю, как качается оно на ветру. ..
А теперь представьте, что все мы превратились в листочки с наших деревьев. Возьмите свои листики, по очереди бросьте их. Понааблюдайте и послушайте, как они падают. Изобразите своим телом паадение листьев.
у вас прекрасно получилось!
Следующее упражнение является заключительным. Гроздь виноограда здесь символизирует единство. Когда дети передают ее по кругу, они должны почувствовать ее "весомость", а кроме того могут ощутить уникальность каждой отдельной ягодки.
~
~ Садитесь снова в круг. Давайте возьмемся за руки и замкнем наш круг. Закройте глаза. (8 это время положите в центр круга гроздь винограда на тарелке.) Кто услышит колокольчик, может открыть глааза и опустить руки.
Сегодня я принесла вам виноград. Маша, осторожно возьми гроздь винограда, полюбуйся ей и передай своему соседу справа. (Так по очереди дети передают гроздь друг другу в руки.)
Сейчас, когда каждый из вас подержал гроздь в руках, ощутил ее тяжесть, мы будем передавать ее друг другу снова, но теперь каждый должен оторвать одну ягодку от грозди. Каждая ягодка должна что-то о себе сказать. Например: "я - круглая", "я - сладкая", "яясочная" и т.д.
Затем дети съедают ягоды.
На этом наше занятие заканчивается. Всем - спасибо/