kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как помочь ребенку во время подготовки к экзаменам

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКЗАМЕН ЭТО СТРЕСС ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА. ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ НУЖНА ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку во время подготовки к экзаменам»


Экзамены — это настоящее испытание не только для мозга старшеклассника, но и для его нервов. Именно стресс является тем самым фактором, который негативно влияет на результаты, выжимает все соки и из будущего студента и его родных. И возможно ли преодолеть экзаменационный стресс с наименьшими потерями? Однозначно — да. И именно родители могут в этом очень помочь.
Экзамены — это настоящее испытание не только для мозга старшеклассника, но и для его нервов. Именно стресс является тем самым фактором, который негативно влияет на результаты, выжимает все соки и из будущего студента и его родных. И возможно ли преодолеть экзаменационный стресс с наименьшими потерями? Однозначно — да. И именно родители могут в этом очень помочь.

Стресс — хорошо или плохо?

Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Под ним понимают состояние человека, которое возникает в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, которые принято называть стрессорами. Они могут быть физическими (тяжелая работа, травма) или психическими (испуг, разочарование).

Распространенность стресса очень велика. В развитых странах 70% населения находятся в состоянии постоянного стресса. Свыше 90% страдают от стресса несколько раз в месяц. Это очень тревожный показатель, учитывая, насколько опасными могут быть последствия стресса.

Переживание стресса требует от человека больших энергозатрат. Поэтому длительное воздействие стрессовых факторов вызывает слабость, апатию, ощущение нехватки сил. Также со стрессом связывают развитие 80% известных науке заболеваний.
Стресс «приживается» в семьях, где на первом месте стоят не потребности ребенка, а амбиции родителей.


Позитивные последствия стресса

Позитивные последствия стресса связаны с воздействием на организм все тех же стрессовых гормонов адреналина и кортизола. Их биологический смысл – обеспечить выживание человека в критической ситуации.

Позитивное воздействие адреналина

Позитивное воздействие кортизола

Появление страха, тревоги, беспокойства. Эти эмоции предупреждают человека о возможной опасности. Они дают возможность подготовиться к сражению, убежать или спрятаться.

Учащение дыхания – это обеспечивает насыщение крови кислородом.

Ускорение сердцебиения и подъем артериального давления – сердце лучше снабжает кровью организм для эффективной работы.

Стимуляция умственных способностей путем улучшения доставки мозгу артериальной крови.

Усиление мышечной силы через улучшение кровообращения мышц и повышение их тонуса. Это помогает реализовать инстинкт «бейся или беги».

Прилив энергии за счет активации обменных процессов. Это позволяет человеку ощутить прилив сил, если до этого он испытывал усталость. Человек проявляет мужество, решимость или агрессию.

Повышение уровня глюкозы в крови, что обеспечивает клетки дополнительным питанием и энергией.

Уменьшение кровотока во внутренних органах и коже. Этот эффект позволяет уменьшить кровотечение во время возможного ранения.

Прилив бодрости и сил за счет ускорения обмена веществ: повышения уровня глюкозы в крови и расщепления белков на аминокислоты.

Подавление воспалительной реакции.

Ускорение свертывания крови за счет увеличения числа тромбоцитов, способствует остановке кровотечений.

Снижение активности второстепенных функций. Организм экономит энергию, чтобы направить ее на борьбу со стрессом. Например, уменьшается образование иммунных клеток, подавляется активность эндокринных желез, снижается перистальтика кишечника.

Снижение риска развития аллергических реакций. Этому способствует угнетающее воздействие кортизола на иммунную систему.

Блокировка выработки дофамина и серотонина – «гормонов счастья», которые способствуют расслаблению, что может иметь критические последствия в опасной ситуации.

Повышение чувствительности к адреналину. Это усиливает его эффекты: учащение сердцебиения, повышение давления, усиление притока крови к скелетным мышцам и сердцу.







Негативные последствия стресса

Негативные последствия стресса для психики обусловлены длительным действием гормонов стресса и переутомлением нервной системы.

  • Снижается концентрация внимания, что влечет за собой ухудшение памяти;

  • Появляются суетливость и несобранность, что повышает риск принятия необдуманных решений;

  • Низкая работоспособность и повышенная утомляемость могут быть следствием нарушением нейронных связей в коре больших полушарий;

  • Преобладают негативные эмоции – общая неудовлетворенность положением, работой, партнером, внешним видом, что повышает риск развития депрессии;

  • Раздражительность и агрессия, которые осложняют взаимодействие с окружающими и затягивают разрешение конфликтной ситуации;

  • Стремление облегчить состояние при помощи алкоголя, антидепрессантов, наркотических препаратов;

  • Снижение самооценки, неверие в свои силы;

  •  Проблемы в сексуальной и семейной жизни;

  •  Нервный срыв – частичная потеря контроля над своими эмоциями и действиями.

Негативные последствия стресса для организма

1.      Со стороны нервной системы. Под воздействием адреналина и кортизола ускоряется разрушение нейронов, нарушается налаженная работа различных отделов нервной системы:

  • Излишняя стимуляция нервной системы. Длительная стимуляция ЦНС ведет к ее переутомлению. Как и другие органы, нервная система не может долгое время работать в непривычно интенсивном режиме. Это неминуемо приводит к различным сбоям. Признаками переутомления являются сонливость, апатия, депрессивные мысли, тяга к сладкому.

  • Головные боли могут быть связаны с нарушением работы сосудов мозга и ухудшением оттока крови.

  • Заикание, энурез (недержание мочи), тики (неконтролируемые сокращения отдельных мышц). Возможно, они возникают, когда нарушаются нейронные связи между нервными клетками головного мозга.

  • Возбуждение отделов нервной системы. Возбуждение симпатического отдела нервной системы приводит к нарушению функций внутренних органов.

2.      Со стороны иммунной системы. Изменения связаны повышением уровня глюкокортикоидных гормонов, которые угнетают работу иммунной системы. Возрастает восприимчивость к различным инфекциям.

  • Снижается выработка антител и активность иммунных клеток. В результате повышается восприимчивость к вирусам и бактериям. Растет вероятность заразиться вирусными или бактериальными инфекциями. Также увеличивается шанс самозаражения – распространения бактерий из очагов воспаления (воспаленных гайморовых пазух, небных миндалин) в другие органы.

  • Снижается иммунная защита против появления раковых клеток, возрастает риск развития онкологии.

3.      Со стороны эндокринной системы. Стресс оказывает значительное влияние на работу всех гормональных желез. Он может вызвать как увеличение синтеза, так и резкое снижение выработки гормонов.

  • Сбой менструального цикла. Сильный стресс может нарушить работу яичников, что проявляется задержкой и болезненностью во время месячных. Проблемы с циклом могут продолжаться до полной нормализации ситуации.

  • Снижение синтеза тестостерона, что проявляется снижением потенции.

  • Замедление темпов роста. Сильный стресс у ребенка может уменьшить выработку гормона роста и вызвать задержку в физическом развитии.

  •  Снижение синтеза трийодтиронина Т3 при нормальных показателях тироксина Т4. Сопровождается повышенной утомляемостью, мышечной слабостью, снижением температуры, отечностью лица и конечностей.

  • Снижение пролактина. У кормящих женщин длительный стресс может вызвать снижение выработки грудного молока, вплоть до полной остановки лактации.

  • Нарушение работы поджелудочной железы, ответственной за синтез инсулина, вызывает сахарный диабет.

4.      Со стороны сердечно-сосудистой системы. Адреналин и кортизол учащают сердцебиение и сужают сосуды, что имеет ряд негативных последствий.

  • Повышается кровяное давление, что увеличивает риск гипертонической болезни.

  • Увеличивается нагрузка на сердце и количество перекачанной за минуту крови возрастает втрое. В сочетании с повышенным давлением это увеличивает риск развития инфаркта и инсульта.

  • Ускоряется сердцебиение и повышается риск нарушений сердечного ритма (аритмия, тахикардия).

  • Возрастает риск образования тромбов из-за увеличения числа тромбоцитов.

  • Повышается проницаемость кровеносных и лимфатических сосудов, снижается их тонус. В межклеточном пространстве скапливаются продукты обмена и токсины. Отечность тканей увеличивается. Клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ.

5.      Со стороны пищеварительной системы нарушение работы вегетативного отдела нервной системы вызывает спазмы и нарушение кровообращения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Это может иметь различные проявления:

  • Чувство кома в горле;

  • Трудности при глотании из-за спазма пищевода;

  • Боли в желудке и различных отделах кишечника, вызванные спазмом;

  • Запоры или поносы, связанные с нарушением перистальтики и выделения пищеварительных ферментов;

  • Развитие язвенной болезни;

  • Нарушение работы пищеварительных желез, что вызывает гастрит, дискинезию желчевыводящих путей и другие функциональные расстройства пищеварительной системы.

6.      Со стороны опорно-двигательной системы длительный стресс вызывает спазм мышц и ухудшение кровообращения костной и мышечной ткани.

  • Спазм мышц, преимущественно в области шейно-грудного отдела позвоночника. В сочетании с остеохондрозом это может привести к сдавливанию корешков спинно-мозговых нервов – возникает радикулопатия. Это состояние проявляется болью в шее, конечностях, грудной клетке. Оно также может вызвать болевые ощущения в области внутренних органов – сердца, печени.

  • Хрупкость костей – вызывается снижением кальция в костной ткани.

  • Снижение мышечной массы – гормоны стресса усиливают распад мышечных клеток. При длительном стрессе организм использует их как резервный источник аминокислот.


Чем могут помочь родители

Когда ребёнок сдаёт ЕГЭ, это стресс не только для него, но и для родителей. Последние иногда прессуют детей, требуя сконцентрироваться только на учёбе. К сожалению, это не только не помогает побороть тревогу, но и может навредить.

Экзамены — это ответственный, тревожный и напряженный период в жизни ребёнка. Поэтому важно, чтобы в этот момент рядом были близкие люди и оказывали поддержку.

Психологическая поддержка

1. Прежде всего успокоиться самим

Проработайте свои родительские страхи. Тревожность и страхи искажают родительское желание мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо слов «ты справишься» в ребёнка летят угрозы «домой не приходи», «ты нам не сын», «мне стыдно за такую дочь». Слова поддержки замещаются угрозами или того хуже ― рукоприкладством.

Подростки говорят, что в период экзаменов до их родителей невозможно достучаться или тем более попросить о помощи. Между тем, отмечают психологи, дети воспринимают слова родителей буквально.

Если вы всё-таки вспылили, то поговорите с ребёнком, извинитесь и объясните, что вы волнуетесь и переживаете за него

Например, если есть страх, что ребёнок не наберёт нужное количество баллов для поступления в конкретный вуз, попробуйте технику «А что тогда?». Людмила Петрановская рекомендует её в книге «Что делать, если ждет экзамен». Всей семьей обсудите этот вопрос и составьте план развития событий.

Что предпримете, если не наберёте баллов в конкретный вуз, будете пересдавать или попробуете поступить в другие учебные заведения? Или в процессе обсуждения вы поймёте, что лучше дать ребёнку отдохнуть, переждать год и в спокойной обстановке пересдать экзамены. Пугает неизвестность, а когда всё расписано, становится гораздо спокойнее.

2. Быть рядом с ребёнком

Доверяйте ребёнку. Выучить и сдать экзамены вы за него не можете, но быть с ним рядом в эти дни, говорить, что он со всем справится, не так уж и сложно. Не изнуряйте ежедневной отчётностью и проверками усвоенного материала. Если вам свойственно всё контролировать и знать, сколько точно он сегодня выучил, то пытайтесь просто говорить, узнавать через диалог, без требовательных интонаций в голосе.

В период подготовки на учеников сильно давит школа, представьте, каково им, если это продолжается и дома. В комментариях к постам о ЕГЭ многие пишут, что когда родители поддерживали их, им было гораздо легче пройти через это испытание.

3. Следить за его здоровьем

Чем ближе старт экзаменов, тем интенсивнее становится подготовка, возрастает напряжение. Сохранить привычный ритм жизни ― одна из основных рекомендаций, который дают врачи или психологи. На этом этапе родителям стоит особенно внимательно наблюдать за здоровьем ребёнка. Если у него вдруг пропал аппетит, он замкнулся в себе или перестал разговаривать с вами, появилась бессонница, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Практические занятия

1. Разработать план подготовки к экзаменам

Нашему мозгу гораздо легче действовать, когда перед ним лежит чёткий план. Это касается и подготовки к экзаменам. Сядьте вместе с ребёнком и подумайте, с каких предметов лучше начать заниматься, какие дисциплины ему даются легче всего, а в каких, возможно, потребуется помощь репетитора. Распишите подробный план на бумаге или воспользуйтесь приложениями-планировщиками.

Купите необходимые книги, справочники, весёлые стикеры, чтобы писать на них даты по истории или сложные математические формулы, которые никак не запоминаются. Помогите с поиском литературы в интернете.

Возможно, стоит договориться о тайминге на подготовку или даже завести будильник. Не в мобильном телефоне, а с настоящим циферблатом и кнопкой для отключения звонка. Добавьте немного юмора в столь серьёзное событие. Так вы сможете быть рядом и контролировать, ничего не контролируя.

2. Обеспечить ребёнку отдых

Не забывайте об отдыхе. Следите, чтобы ребёнок делал перерывы между занятиями. Пусть он выходит ненадолго прогуляться, пообщаться со сверстниками или даже просто поспит днём. Это не потеря драгоценного времени, наоборот, важно переключаться на отдых.

3. Вместе с ребёнком провести пробный мини-экзамен

Решать вместе пробники тоже хорошо, но попробуйте устроить с ребёнком мини-экзамен. Пройдите всё шаг за шагом. Подготовьте задания, включите тайминг, проверьте итоговую работу на ошибки, затем проанализируйте результат, возможно, что-то придётся ещё подучить. Так родители могут помочь справится с неизвестностью.

4. В день экзамена подготовить необходимые документы

Пожалуй, самая главная рекомендация родителям при подготовке к экзаменам: в день Х позвольте ребёнку думать только об экзамене. Соберите ему все необходимые документы: паспорт, снилс.

Постарайтесь не волноваться сами и, если нужно, успокойте ребёнка. Накануне проговорите о том, что делает экзамены особенно неприятными ― контроль, камеры, металлоискатели, незнакомые лица.

Напомните, что:

камеры ― это безопасность, потом будет проще подать на апелляцию;

контроль ― это прежде всего помощь, а не церберы и надзиратели; к ним можно и нужно обращаться в любой непонятной ситуации — их этому учили, они проходили специальную подготовку;

металлоискатели ― не берём ничего лишнего, если попросят ― предъявляем без паники;

медпункт ― волнение зашкаливает или что-то пошло не так ― смело просим проводить к специалисту.

Самые родные для ребенка люди должны помогать, а не мешать.


Помогите старшекласснику составить распорядок дня, чтобы уменьшить нагрузку и расставить приоритеты.
В начале учебного года поговорите с будущим выпускником, спросите, какие предметы он хочет сдавать на экзамене. Определитесь вместе, в какое учебное заведение поступать. Дайте возможность выбора, не выбирайте будущее за вашего ребенка.
Когда перечень предметов определен, посоветуйте ученику начинать подготовку с той дисциплины, которая дается хуже всего. Повторить пройденный материал целесообразно за 2 месяца до экзамена.
Выберите спокойное место и время для занятий. Например, в вторник с 16 до 18 часов подросток освобождается от обязанностей забирать младшего брата из садика, гулять с собакой и тому подобное.
Предложите купить сборники тестов, справочники. В них помещены максимум нужного материала, есть задания для самопроверки.
Наймите репетитора. Но делайте хотябы минимум за год до экзамена, иначе шансы на успех будут невысокими.
После испытания не ищите сразу правильные ответы. Пусть пройдет некоторое время, ум успокоится, а эмоции утихнут. Лучше все вместе отдохните.


Если выпускник не знает, чем хочет заниматься, не заставляйте поступить «хоть куда». Даже если вам удастся втиснуть ребенка на престижный факультет, не факт, что выбранная профессия — ее назначение и он будет грызть гранит науки с удовольствием. Лучше дайте возможность подумать.



Адекватная похвала и мотивация за блестящие результаты
Одна из самых распространенных ошибок родителей — игнорирование замечательных результатов. Они воспринимают их как должное, а подростку кажется, что его старания не оценили. Поэтому правильно похвалите (за дело) ребенка, чтобы мотивировать на последующие свершения. Некоторые мамы и папы пытаются поощрить деньгами или подарками. В целом это неплохая мотивация, но к ней подходите с умом:



Не ставьте слишком высоких задач.
Обещайте только то, что можете выполнить. Если пообещали и не сделали — потеряли доверие, и подорвали авторитет.
Сосредоточьтесь не на материальном, а на эмоциональном аспекте.
Придерживайтесь поставленных условий и идите навстречу. Если подросток справился, хоть и не дотянул, не лишайте его подарка.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Как помочь ребенку во время подготовки к экзаменам

Автор: АБДУРАХМАНОВ АБДУЛЛА ГАДЖИЕВИЧ

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тренинг для родителей " Подготовка к ЕНТ " "
    ["seo_title"] => string(45) "trieningh-dlia-roditieliei-podghotovka-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "165404"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422803436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам."
    ["seo_title"] => string(80) "psikhologicheskaia_pomoshch_podrostkam_i_ikh_roditeliam_v_period_podgotovki_k_ek"
    ["file_id"] => string(6) "500728"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550681269"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Консультация для родителей (законных представителей) учащихся «Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам». "
    ["seo_title"] => string(123) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zakonnykh-priedstavitieliei-uchashchikhsia-pomoshch-riebionku-pri-podghotovkie-k-ekzamienam"
    ["file_id"] => string(6) "169354"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423400383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Р о д и т е л ь с к о е   с о б р а н и е «Психологическое сопровождение выпускных классов» "
    ["seo_title"] => string(97) "r-o-d-i-t-ie-l-s-k-o-ie-s-o-b-r-a-n-i-ie-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-vypusknykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "198134"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428348861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект родительского собрания "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "215837"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432807027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства