Просмотр содержимого документа
«Как не сгореть на работе? Синдром эмоционального выгорания у учителей»
СЕМИНАР
Как не сгореть на работе?
Синдром эмоционального выгорания у учителей
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машиниста, внимательности у исследователя и т. д.) или усиление определенных состояний (повышенная эмоциональность у актера, волевое усилие у тренера, сосредоточенность у авиадиспетчеров и т. д.)
Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей.
Такая разноплановость педагогической деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.
У каждого человека есть определенный «порог чувствительности к стрессу», и тем он выше, тем большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки он может выдержать. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается, усиливается и становится выше «порога чувствительности», то это начинает разрушительно действовать на человека.
Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и не зависимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Об одном из таких защитных механизмов, - синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), - и пойдет речь.
Что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.
Этот профессиональный «запал» не приводит к негативному состоянию, если собственный вклад соответствует ожидаемому результату, моральному и материальному вознаграждению. В случае несоответствия вложенных усилий и полученных результатов могут возникнуть первые симптомы эмоционального выгорания.
К основным симптомам эмоционального выгорания относятся:
усталость, утомление, истощение (после активной деятельности);
психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
бессонница;
негативное отношение к ученикам, коллегам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);
стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятия готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и ученикам);
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства.
При эмоциональном выгорании налицо три фазы стресса:
резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Обобщенные результаты исследований разных авторов позволяют выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования. Рассмотрим следующую таблицу.
Личностные
факторы
Ситуативные
требования
Профессиональные требования
Переживание несправедливости
Социальное сравнение и оценки других
Сложные взаимодействия
Хроническое переживание одиночества
Несправедливость, неравенство взаимоотношений
Эмоционально насыщенное деловое общение
Переживание социальной незащищенности
Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными
Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности
Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работник.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
СЭВ развивается по стадиям
Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «Ничего я не хочу», «Все одно и то же, ничего интересного», «Как я от всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.
Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «Им ничего не надо, а мне больше их надо?», «Неблагодарные, сколько сил на них трачу, и все без толку!» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.
Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния, а также изменение поведения человека.
Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.
Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.
Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение к стандартным шаблонам, чем творческому подходу.
ПРОФИЛАКТИКА
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Обращаем внимание на три фактора профилактики СЭВ.
Чтобы предотвратить возникновение СЭВ или снизить его, если синдром уже проявляется, соблюдайте следующие рекомендации:
определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
использование отдыха от работы, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия;
овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
профессиональное развитие и самосовершенствование(обмен профессиональной информацией, что дарит ощущение более широкого мира);
уход от ненужной конкуренции (чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.
Практические советы психолога
Начните контролировать свое эмоциональное состояние по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Если все-таки выявлены признаки напряженности, необходимо:
Задать себе вопросы самоконтроля:
- Как выглядит мое лицо?
- Не скован(а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я разговариваю?
- Как я дышу?
2) Произвольно расслабьте мышцы. Для расслабления мимических мышц используйте следующие формулы: мышцы лица расслаблены. Брови свободно разведены. Лоб разглажен. Расслаблены мышцы челюстей. Расслаблены мышцы рта. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа. Все лицо спокойно и расслаблено.
3) Удобно сесть, лечь.
4) Сделать 2-3 медленных глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащенное дыхание. Выполнить дыхательное упражнение успокаивающей направленности.
5) Установите спокойный ритм дыхания.
Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.