kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как не сгореть на работе? Синдром эмоционального выгорания у учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как не сгореть на работе? Синдром эмоционального выгорания у учителей»

СЕМИНАР


Как не сгореть на работе?

Синдром эмоционального выгорания у учителей


Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машиниста, внимательности у исследователя и т. д.) или усиление определенных состояний (повышенная эмоциональность у актера, волевое усилие у тренера, сосредоточенность у авиадиспетчеров и т. д.)

Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей.

Такая разноплановость педагогической деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.

У каждого человека есть определенный «порог чувствительности к стрессу», и тем он выше, тем большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки он может выдержать. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается, усиливается и становится выше «порога чувствительности», то это начинает разрушительно действовать на человека.

Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и не зависимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Об одном из таких защитных механизмов, - синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), - и пойдет речь.

Что же такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.

Этот профессиональный «запал» не приводит к негативному состоянию, если собственный вклад соответствует ожидаемому результату, моральному и материальному вознаграждению. В случае несоответствия вложенных усилий и полученных результатов могут возникнуть первые симптомы эмоционального выгорания.

К основным симптомам эмоционального выгорания относятся:

  • усталость, утомление, истощение (после активной деятельности);

  • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

  • бессонница;

  • негативное отношение к ученикам, коллегам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

  • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

  • стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятия готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;

  • агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и ученикам);

  • функциональное, негативное отношение к себе;

  • тревожные состояния;

  • пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;

  • чувство вины.

Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства.

При эмоциональном выгорании налицо три фазы стресса:

  1. нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента:

  2. резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

  3. истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Обобщенные результаты исследований разных авторов позволяют выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования. Рассмотрим следующую таблицу.


Личностные

факторы

Ситуативные

требования

Профессиональные требования

Переживание несправедливости

Социальное сравнение и оценки других

Сложные взаимодействия

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

«Трудные ученики»

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура

Поиск новых решений

Неконструктивные модели преодолевающего поведения

Внутрифирменные и межличностные конфликты

Высокая ответственность за дело и за других

Высокая мотивация власти, высокая аффилиация

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность

Самоконтроль и волевые решения

«Трудоголизм»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

Неинтересная и ли нелюбимая работа

Низкая самооценка

Перегрузки

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

Недогрузки

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания




Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работник.


Стадии синдрома эмоционального выгорания


СЭВ развивается по стадиям

Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «Ничего я не хочу», «Все одно и то же, ничего интересного», «Как я от всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.

Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «Им ничего не надо, а мне больше их надо?», «Неблагодарные, сколько сил на них трачу, и все без толку!» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.

Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.

Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния, а также изменение поведения человека.

  1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.

  2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности; раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества.

  3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.

  4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение к стандартным шаблонам, чем творческому подходу.


ПРОФИЛАКТИКА

СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Обращаем внимание на три фактора профилактики СЭВ.


Чтобы предотвратить возникновение СЭВ или снизить его, если синдром уже проявляется, соблюдайте следующие рекомендации:

  • определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);

  • использование отдыха от работы, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия;

  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);

  • профессиональное развитие и самосовершенствование(обмен профессиональной информацией, что дарит ощущение более широкого мира);

  • уход от ненужной конкуренции (чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

  • эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);

  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);

  • умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  • возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.

Практические советы психолога

Начните контролировать свое эмоциональное состояние по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Если все-таки выявлены признаки напряженности, необходимо:

    1. Задать себе вопросы самоконтроля:

- Как выглядит мое лицо?

- Не скован(а) ли я?

- Не сжаты ли мои зубы?

- Как я сижу?

- Как я разговариваю?

- Как я дышу?

2) Произвольно расслабьте мышцы. Для расслабления мимических мышц используйте следующие формулы: мышцы лица расслаблены. Брови свободно разведены. Лоб разглажен. Расслаблены мышцы челюстей. Расслаблены мышцы рта. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа. Все лицо спокойно и расслаблено.

3) Удобно сесть, лечь.

4) Сделать 2-3 медленных глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащенное дыхание. Выполнить дыхательное упражнение успокаивающей направленности.

5) Установите спокойный ритм дыхания.

Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние.


Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Как не сгореть на работе? Синдром эмоционального выгорания у учителей

Автор: Федорова Ольга Станиславовна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План- конспект тренингового занятия  для педагогов "
    ["seo_title"] => string(58) "plan-konspiekt-trieninghovogho-zaniatiia-dlia-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "131067"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416069752"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Практикум для педагогов"
    ["seo_title"] => string(25) "praktikumdliapiedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "264140"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449661903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства