Просмотр содержимого документа
«Как научиться контролировать себя »
Казенное учреждение
Омской области
″Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ″Гармония″
Тренинг
″Как научиться контролировать себя״
Выполнила:
Педагог – психолог
Ю.В. Левычкина
г. Омск
Тренинг
“Как научиться контролировать себя”
Цель:
развитие навыков самоконтроля в различных ситуациях.
Задача:
- выяснить роль эмоций в межличностном общении;
- развивать самосознание подростков;
-расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.
Упражнение «Мое настроение»
Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.
Упражнение «Угадай»
Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.
Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.
- Тяжело было показать свои эмоции?
Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.
Ситуации:
- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
- вас кто-то очень обидел.
Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это - вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Упражнение «Дыхание»
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
Упражнение «Сердитые шарики»
Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.
Варианты заданий:
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.
Обсуждение:
- Вам было интересно это упражнение?
- Что вы поняли?
Упражнение «Эмоция по кругу»
Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.
Список литературы:
Гончукова, Авидон - Тренинги формирования команды, – Изд.: Речь, 2008.
Гуревич А.М. - Ролевые игры и кейсы, – Изд.: Речь, 2004
Макартычева Г.И. - Тренинг для подростков, – Изд.: Речь, 2007
Ромек В. Г. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях, Изд.: Речь, 2003.