Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в соответствии с ФГОС
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в соответствии с ФГОС
Актуальной в настоящее время становится работа по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов и родителей. В данной работе хочу поделиться опытом работы нашего детского сада в данном направлении. Использование различных форм дает импульс для построения эффективного общения на кардинально новой основе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в соответствии с ФГОС»
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет важнейшую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и нетрадиционные формы – семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Почтовый ящик установлен в фойе детского сада. Родители имеют возможность вкладывать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями заочно, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, следуя принцам ФГОС общение педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мною как нетрадиционные. Например, я практикую проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?». Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями считаю и мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.
Также в своей работе применяю такие формы, как семинары-практикумы и мастер-классы, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике.
В нашем ДОУ уже второй год функционирует семейный клуб «Мой малыш». Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Отрадно, что родители с удовольствием посещают заседания клуба.
Особым интересом у родителей пользуются тренинги по формированию навыков коммуникативного общения и взаимодействия, налаживания эмоционального контакта.
В ходе данных тренингов родители работают в парах с детьми.
В последнее время в нашем ДОУ стали популярны мероприятия по проведению совместной деятельности родителей и детей, а также Дни открытых дверей, где педагоги проводят непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику. Данные формы организации общения с родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.