Индивидуализация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Индивидуализация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Индивидуализация дошкольного образования в соответствии с Федералным образовательный стандартом. Данная публикация раскрывает основные аспекты индивидулизации дошкольного образования, что является актуальным в современном образовательном пространстве. Необходимость изменений обуславливает выбор новых форм, средств и методов работы, направленных на раскрытие индивидуальных особенностей личности дошкольника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация дошкольного образования в соответствии с ФГОС »
Индивидуализация дошкольного образования детей раннего возраста по новым федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.
C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Изучив образовательный стандарт, мы отметили, что большое внимание в нем уделено развитию индивидуализации дошкольников. Поддержка индивидуальности во ФГОС ДО признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе может осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В образовательных стандартах определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей.
В пункте 3.2.3. образовательного стандарта, прописана необходимость проведения оценки индивидуального развития ребенка.
Нами было определено, что результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующей образовательной задачи - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития). Образовательный процесс должен быть основан на диагностике, не противоречащей принципу индивидуализации. Наиболее адекватным представляется критерий «относительной успешности», который позволяет сравнивать качества и достижения ребенка только с его же собственными качествами и достижениями, но на более ранних этапах развития.
На основании проведенной диагностики нами разрабатывается оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка ( это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей). Т.е. определяется траектория развития каждого ребенка. Важно определить круг интересов, способностей каждого ребенка, которые позволят ему раскрыться, адаптироваться в дошкольном учреждении (т.к. в нашем случае речь идет о детях посещающих группу кратковременного пребывания). ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, мы определяем какие области образования или качества личности требуют углубленного развития (коррекции) и те способности и наклонности ребенка, которые наиболее развиты.
Пример – Вика – замкнутый ребенок, с трудом идет на контакт со сверстниками, однако увлечением рисует, лепит – вывод – развитие коммуникативных сторон личности за счет включения в коллективную творческую работу.
Ваня – задержка речевого развития, бедный словарный запас, общение на уровне жестов. Мелкая моторика развита – с удовольствием рисует, выполняет пальчиковую гимнастику – в индивидуальном образовательном маршруте основное внимание уделяем развитию речи через пальчиковую гимнастику, развитие мелкой моторики и активизацию пассивного словаря ребенка.
Основные условия индивидуализации образования, прописаны в пункте 3.2.5, в частности
поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Этот пункт образовательного стандарта предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым.
Данный пункт образовательного стандарта определяет необходимость дифференцированного подхода к выполнению заданий детьми – т.е. дети выполняют задания в соответствии с уровнем своего развития.
Пример: дети выполняют задания на соотнесение основных цветов, например, разложить кубики двух основных цветов (трех или четырех). Исходя из возможностей детей, ориентируясь на зону ближайшего развития, педагог определяет уровень сложности заданий.
Новый образовательный стандарт предполагает организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
С целью развития творческого потенциала каждого ребенка, продолжая линию индивидуализации образования, нами активно используются нетрадиционные техники рисования, которые позволяют максимально заинтересовать и раскрыть ребенка.
Пример – работы (отпечатки – листьев, скомканной бумаги, мыльные пузыри, ладошки, карандашные резинки и т.д.)
Таким образом, внедрение новых образовательных стандартов, способствует индивидуализации процесса обучения и воспитания детей (раннего возраста), а так же определяет развитие личности каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей на данном этапе развития.