Консультация для педагогов Тема: «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
Консультация для педагогов Тема: «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:
Условий развития ребенка, открывающей возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов Тема: «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» »
Консультация для педагогов
Тема: «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:
Условий развития ребенка, открывающей возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Социализация представляет собой последовательное, всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм, ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели педагоги.
Постепенно ребенок Абстрагируется от конкретных моделей поведения, ориентации на определенных людей и идентифицируются с обществом в целом, реализую изнутри социальные модели поведения. Если первичная социализация – это конкретные роли, установки, ригидное восприятие норм и правил, то вторичная социализация- это рефлексивная позиция личности, активный поиск своего места в обществе и готовность к трансформациям. Завершающий уровень социализации- реализации в обществе уникальной индивидуализации личности.
В отличии от адаптации социализация- процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.
Основные механизмы социализации:
идентификация;
интериоризация;
ролевое экспериментирование;
социальные ритуалы и социальные образцы;
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные модели и воздействия поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.
Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:
предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
язык, речевое общение;
образцы поведения значимых взрослых;
элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;
объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами;
Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача социального взрослого ( воспитателя, педагога- психолога, педагога дополнительного образования и др.) – исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанников, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.
Предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности. Цель организуемой среды- создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения.
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования- обеспечения разнообразия форм и содержания образования, представление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества, создание этнокультурной среды. Воплощение этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков).
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
уважение себя и других;
уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
естественность поведения и искренность;
готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
самостоятельность намерений и решений;
эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
ориентация на индивидуальные и социальные интересы;
Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность.
Показатели успешной социализации дошкольника:
точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;
эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;
благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;
сформированность социальных переживаний и эмпатии;
навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;
способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (по возрасту) независимость;
положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;
личный опыт социального взаимодействия и принятия решения в разных ситуациях социального взаимодействия;