Коррекционно-развивающая работа является ведущим компонентом. Она носит системный характер и направлена на создание максимально комфортного и эффективного коррекционно-развивающего пространства для каждого ребенка, на создание условий, в которых каждый учащийся, независимо от тяжести нарушений, чувствовал бы себя успешным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные формы работы с детьми с ОВЗ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Гая Оренбургской области ориентирована на обучение и воспитание учащихся с умственной отсталостью различной степени выраженности, а также на развитие и коррекцию их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей.
Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для образовательного, нравственного и физического развития учащихся.
Обучение в отдельных классах для учащихся с ОВЗ осуществляется по специальным программам для коррекционных школ VIII вида, допущенных Министерством образования и науки РФ. Они составлены с учетом особенностей познавательной деятельности, психолого-педагогических возможностей в обучении детей.
Организация коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа является ведущим компонентом. Она носит системный характер и направлена на создание максимально комфортного и эффективного коррекционно-развивающего пространства для каждого ребенка, на создание условий, в которых каждый учащийся, независимо от тяжести нарушений, чувствовал бы себя успешным.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
• логопедические занятия
• психологические занятия
• ЛФК
Основная цель деятельности: коррекция имеющихся нарушений у обучающихся, способствующая их успешному включению в учебно-образовательный процесс.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях по следующим направлениям:
• диагностическое
• коррекционно-развивающее
• консультативно-просветительское
• организационно-методическое
Проведение индивидуальных занятий
Специфической формой обучения в коррекционной школе являются обязательные индивидуальные коррекционные занятия. На коррекционные индивидуальные занятия составляется отдельное расписание, так как часы занятий ребенка со специалистом не входят в максимальную учебную нагрузку на учащегося.
На коррекционные занятия по расписанию отводится время как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет 15-25 .
Индивидуальная коррекционная работа с «особенными» детьми
Коррекционная работа с «особенными» детьми предполагает несколько этапов: диагностический, коррекционный и заключительный.
1. Диагностический. На данном этапе проводится предварительная беседа с родителем, которая помогает решить ряд задач: собирается вся необходимая информация о развитии ребенка, особенностях здоровья, проблемах во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Беседа с родителями помогает вывить их жалобы, пожелания, которые учитываются при постановке цели и задач коррекционной работы.
Также на данном этапе проводятся необходимые диагностические методики на выявление нарушений в психологическом здоровье ребенка, на выявление особенностей детско-родительских отношений.
2. Коррекционный. Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми в нашей школе:
- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;
- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;
- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
- снятие психоэмоционального напряжения.
На данном этапе непосредственно проводятся занятия с ребенком и консультации с родителями. С ребенком проводится комплексная работа как с целостной личностью, а не происходит коррекция одной изолированной функции. На занятиях использую такие методы как:
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Музыка позволяет снять психоэмоциональное напряжение.
Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто использую рисование и лепку из пластилина. На занятиях использую различные краски (гуашь, обычные акварельные, пальчиковые), восковые мелки, пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.
Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. На занятиях использую различные развивающие игры: кубики «Буквы» и «Цифры», разноцветные кубики и пирамидки, пазлы и мозайки, конструкторы - лего, муляж овощей и т.д.
Песочная терапия – метод психотерапии. Способ обращения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. На занятиях использую фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей, транспорт, камешки, веточки.
На протяжении всех занятий с ребенком соблюдаю условия проведения: начало и конец занятия – это особый ритуал, т.е. не изменяются на протяжении всей коррекционной работы, что дает ребенку ощущение целостности и порядка; ребенку предлагается возможность импровизации; ребенок принимается психологом таким, какой он есть.
Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители обращаются с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
3. Заключительный. По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь от психолога в виде рекомендаций по воспитанию ребенка