ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ
Занятие 1"Семейные покупки".
Вводная часть. Великолепным образчиком не просто семейных отношений, а и отношений родителей с ребенком является поход семьи за покупками. Мы все не раз были свидетелями разговоров на повышенных тонах между мужем и женой при обсуждении покупки той или иной вещи, продуктов. А о поведении детей при этом и говорить нечего. Упражнение помогает реально представить возникающие при этом проблемы и разрешить их.
Основная часть. Участники делятся на семейные пары с ребенком. Все семьи садятся в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает тренер. По условиям упражнения все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное тренером. Тренер берет картинку, например карточку из детского лото, подходит к первой семье в ряду и спрашивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая семья по очереди говорит по названию. Отгадавшая семья получает возможность купить любую вещь. Обычно участники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину.
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Насколько супруги советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Учитывались ли интересы ребенка? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их семьи.
Примечание. Обычно упражнение проходит весело, по этому его можно использовать и для усиления сплоченности группы.
Факторы: работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ »
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ
Занятие 1"Семейные покупки".
Вводная часть. Великолепным образчиком не просто семейных отношений, а и отношений родителей с ребенком является поход семьи за покупками. Мы все не раз были свидетелями разговоров на повышенных тонах между мужем и женой при обсуждении покупки той или иной вещи, продуктов. А о поведении детей при этом и говорить нечего. Упражнение помогает реально представить возникающие при этом проблемы и разрешить их.
Основная часть. Участники делятся на семейные пары с ребенком. Все семьи садятся в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает тренер. По условиям упражнения все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное тренером. Тренер берет картинку, например карточку из детского лото, подходит к первой семье в ряду и спрашивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая семья по очереди говорит по названию. Отгадавшая семья получает возможность купить любую вещь. Обычно участники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину.
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Насколько супруги советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Учитывались ли интересы ребенка? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их семьи.
Примечание.Обычно упражнение проходит весело, по этому его можно использовать и для усиления сплоченности группы.
Факторы: работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
Занятие2
"Права ребенка и родителя".
Вводная часть.У каждого человека в этом мире есть свои права и обязанности. Мы к этому привыкли. Но осознают ли родители, что у их детей кроме обязанностей существуют и некоторые права? И можно ли с уверенностью сказать, что осознание этого факта может во многом повлиять на отношения родителей и детей? Только вот в какую сторону? На этот вопрос поможет ответить данное упражнение.
Основная часть.Тренер делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, другая — родителей.
Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа составит свой список, через 15—20 минут родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Тренер регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте, например на классной доске.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит горячо), тренер проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о временных рамках (обычно это 3—5 минут) для обсуждения одного пункта.
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Какие трудности возникли у участников при составлении прав родителей и детей и почему? Почему в реальной жизни родители не задумываются над правами детей? Как можно разрешить эту проблему?
Факторы: работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
Тренинг"Чьи это руки – 2?".
Проводится с участием детей разного возраста.
Вводная часть. Своих детей родители могут узнать и издали, и по запаху, и по одежде на ощупь. А могут ли они их узнать среди других детей по ладошке? Тем более, когда таких детей несколько, да и узнавать надо с закрытыми глазами? Кому труднее будет это сделать, маме или папе? Упражнение проводится с закрытыми глазами. Детям настолько нравятся эти игры, что иногда тренеру надо приложить усилия, чтобы их закончить.
Основная часть. Родители с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь найти своего ребенка. Для родителей и детей это может оказаться очень значимой ситуацией (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, иногда тренер должен незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Почему возникли трудности при нахождении своего ребенка? С чем это связано? Почему некоторые родители несколько раз сразу же определяли своего ребенка? С чем это связано?
Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность), работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
Занятие 3"Чьи это руки – 2?".
Проводится с участием детей разного возраста.
Вводная часть. Своих детей родители могут узнать и издали, и по запаху, и по одежде на ощупь. А могут ли они их узнать среди других детей по ладошке? Тем более, когда таких детей несколько, да и узнавать надо с закрытыми глазами? Кому труднее будет это сделать, маме или папе? Упражнение проводится с закрытыми глазами. Детям настолько нравятся эти игры, что иногда тренеру надо приложить усилия, чтобы их закончить.
Основная часть. Родители с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь найти своего ребенка. Для родителей и детей это может оказаться очень значимой ситуацией (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, иногда тренер должен незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Почему возникли трудности при нахождении своего ребенка? С чем это связано? Почему некоторые родители несколько раз сразу же определяли своего ребенка? С чем это связано?
Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность), работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
Занятие 5"Личная жизнь ребенка".
Материалы: отрезок веревки длиной 1 метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой семьи
Вводная часть. Значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как люди воспринимают реальность. Отношения симпатии и дружбы возникают чаще у людей, имеющих сходные характеры. Супруги, имеющие такие характеры, в большей степени удовлетворены своими супружескими отношениями, в большей степени понимают проблемы детей и строят семейную воспитательную систему схожим образом. Кроме того, в каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье.
Основная часть. Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого семьи становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привязывает к веревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти — десять.
Текст для тренера. «Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семейные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться, или сын хочет поиграть в свои игрушки.
Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?
Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь».
Подведение итогов. Обсуждаются вопрос: Были ли в каждой семье дети? На сколько была ослаблена веревка у ребенка? Есть ли личная жизнь у ребенка? Должна ли быть личная жизнь у ребенка? Что такое личная жизнь ребенка? Нужна ли ребенку его личная жизнь? Почему родители так часто забывают о вопросах, перечисленных выше? Как разрешить эту проблему?
Факторы: работа с семьей
Возраст: 9-11
Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».
«Диалог в рисовании»
Партнеры (например, родитель и ребенок) садятся друг против друга и молча поочередно обмениваются сообщениями в виде контуров, цветов, линий, используя один лист бумаги. Когда разговор завершается, проводится обсуждение того, что хотел сказать партнеру каждый из участников диалога, насколько его намерения были поняты партнером, работали ли участники диалога слаженно, понимали ли они друг друга. Особого внимания заслуживают случаи, когда партнеры модифицировали полученное задание в задачу создания общего рисунка.
Факторы: социальные факторы (работа с семьей, социальная адаптация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)
Возраст: 9-11 лет
Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Занятие7. «Совместное рисование»
Создание общего рисунка по общему замыслу, коллажа, фрески на стене. Важное значение придается здесь обсуждению замысла и планированию совместной деятельности.
Вариации: каждый из партнеров в диаде задумывает, что он хотел бы нарисовать и, не сообщая друг другу о замысле, рисует вместе с партнером на одном листе бумаги, обмениваясь листом по принципу описанного выше диалога. После завершения рисования проводится обсуждение рисунка. Учитывается: мера понимания замысла партнера, готовность изменить свой первоначальный замысел и подстроиться к партнеру, настаивание на своем в ущерб качеству продукта, общность продуктов (один единый рисунок или два разных в углах листа), степень согласованности действий партнеров, стремление контролировать, планировать и регулировать действия партнёра и пр. Очень эффективно упражнение при работе с детско-родительскими отношениями. Инструкция может быть изменена и задание может быть сформулировано следующим образом: «Догадайтесь, что хочет нарисовать ваш партнер, и помогите ему в этом».
Факторы: социальные факторы (работа с семьей, социальная адаптация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)
Возраст: 9-11 лет
Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Занятие 8. «Семейное кукольное интервью»
В этой технике члены семьи и терапевт разговаривают друг с другом не непосредственно, а разыгрывая кукольный спектакль. Каждый из участников может пользоваться одной или несколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, — все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.
Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: «Зачем вы сюда пришли?».
Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе связанных с насилием в семье.
Техника представляет собой игру, в основе которой лежит задание завершить незаконченные предложения.
Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на том, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного человека он играет в своей семье и в обществе в целом. Технику можно использовать и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с «невербальной» семьей или взять под контроль «заинтеллектуализированные» разговоры в семье. Кроме того, психотерапевт может давать провоцирующие фразы, направленные на выявление проблем, связанных с насилием или чрезмерно строгой атмосферой в семье.
Техника «Если бы я был...» может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:
• Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средством, я (он, она, семья) был бы...
• Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы...
• Если бы я был цветом, я был бы...
• Если бы я был настроением, я был бы...
• Если бы я был грехом, я был бы...
• Если бы я был инструментом, я был бы...
• Если бы я был животным, я был бы...
• Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы...
• Если бы я был запахом, я был бы...
• Если бы я был едой, я был бы...
Игра протекает быстро — у членов семьи не должно быть слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними.
Технику «Нарисуй сон» можно применять в любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными пациентами здесь являются дети.
Открытая жестокость и ссоры в семье, особенно в том случае, когда ребенок оказывается вовлеченным в конфликт родителей, скорее всего, будут наносить ему вред. Испытываемый ребенком стресс может еще более обостриться в том случае, когда взрослые члены семьи с недостаточной теплотой и любовью относятся к ребенку, а также когда конфликты продолжаются в течение долгого времени.
Роль ребенка в уменьшении, поддержании или обострении родительского конфликта еще недостаточно изучена, хотя наблюдаемые у ребенка симптомы часто укрепляются вследствие того, что они играют центральную роль в преодолении или сглаживании семейного конфликта.
Если идентифицированным пациентом является ребенок, терапевту часто оказывается сложным собрать информацию, которую члены семьи считают неважной или не относящейся к делу. Проективная техника «Нарисуй сон» используется для оценки уровня дистресса ребенка и его восприятия семейной проблемы. Ребенок воспринимает эту технику как игру, и это часто помогает ему расслабиться и установить хорошие отношения с психотерапевтом.
Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в постели, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь, как на карикатурах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снится кошмар, и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон: «Это мальчик, которого зовут так же, как тебя, может быть, это даже ты, и ему снится плохой сон. Не мог бы ты нарисовать мне этот сон?» Связав рисунок, изображающий дурной сон, с реальными жизненными событиями, такими как ссоры родителей, сцены насилия, можно помочь ребенку понять смысл его огорчений. Такое понимание часто сразу же приносит облегчение.
Затем терапевт с согласия ребенка предлагает показать рисунок страшного сна родителям, так как это может помочь им понять его чувства и проблемы. Терапевт предоставляет ребенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в создании трудностей в жизни ребенка.