kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

Занятие 1"Семейные покупки".

Вводная часть. Великолепным образчиком не просто се­мейных отношений, а и отношений родителей с ребенком является поход семьи за покупками. Мы все не раз были свидетелями разговоров на повышенных тонах между мужем и женой при обсуждении покупки той или иной вещи, про­дуктов. А о поведении детей при этом и говорить нечего. Уп­ражнение помогает реально представить возникающие при этом проблемы и разрешить их.

Основная часть. Участники делятся на семейные пары с ре­бенком. Все семьи садятся в один ряд и делают покупки в мага­зине, продавцом в котором работает тренер. По условиям уп­ражнения все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное тренером. Тренер берет картинку, например карточку из дет­ского лото, подходит к первой семье в ряду и спрашивает: «Ка­кой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая семья по очереди говорит по названию. Отгадавшая семья получает возможность купить любую вещь. Обычно участники покупа­ют сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Насколько супруги советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Учитывались ли интересы ребенка? На­сколько совпадали их интересы? Участники могут поделить­ся соображениями о том, как обустроен быт их семьи.

Примечание. Обычно упражнение проходит весело, по этому его можно использовать и для усиления сплоченно­сти группы.

Факторы: работа с семьей

Возраст: 9-11 

Источник: Шапарь В.Б.  «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ »

ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ


Занятие 1"Семейные покупки".


Вводная часть. Великолепным образчиком не просто се­мейных отношений, а и отношений родителей с ребенком является поход семьи за покупками. Мы все не раз были свидетелями разговоров на повышенных тонах между мужем и женой при обсуждении покупки той или иной вещи, про­дуктов. А о поведении детей при этом и говорить нечего. Уп­ражнение помогает реально представить возникающие при этом проблемы и разрешить их.

Основная часть. Участники делятся на семейные пары с ре­бенком. Все семьи садятся в один ряд и делают покупки в мага­зине, продавцом в котором работает тренер. По условиям уп­ражнения все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то купить, надо отгадать слово, задуманное тренером. Тренер берет картинку, например карточку из дет­ского лото, подходит к первой семье в ряду и спрашивает: «Ка­кой это фрукт (овощ, животное, мебель и т. д.)?» Каждая семья по очереди говорит по названию. Отгадавшая семья получает возможность купить любую вещь. Обычно участники покупа­ют сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Насколько супруги советовались при выборе покупок? Учитывали ли интересы партнера? Учитывались ли интересы ребенка? На­сколько совпадали их интересы? Участники могут поделить­ся соображениями о том, как обустроен быт их семьи.

Примечание. Обычно упражнение проходит весело, по этому его можно использовать и для усиления сплоченно­сти группы.

Факторы: работа с семьей

Возраст: 9-11

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


Занятие2

"Права ребенка и родителя".


Вводная часть. У каждого человека в этом мире есть свои права и обязанности. Мы к этому привыкли. Но осознают ли родители, что у их детей кроме обязанностей существуют и некоторые права? И можно ли с уверенностью сказать, что осознание этого факта может во многом повлиять на отно­шения родителей и детей? Только вот в какую сторону? На этот вопрос поможет ответить данное упражнение.

Основная часть. Тренер делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, другая — родителей.

Задача каждой группы заключается в составлении спи­ска своих прав. После того как каждая группа составит свой список, через 15—20 минут родители и дети начинают по­очередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Тренер регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте, напри­мер на классной доске.

Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит го­рячо), тренер проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о временных рам­ках (обычно это 3—5 минут) для обсуждения одного пункта.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Какие трудно­сти возникли у участников при составлении прав родителей и детей и почему? Почему в реальной жизни родители не за­думываются над правами детей? Как можно разрешить эту проблему?

Факторы: работа с семьей

Возраст: 9-11

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

Тренинг"Чьи это руки – 2?".


Проводится с участием детей разного возраста.

Вводная часть. Своих детей родители могут узнать и из­дали, и по запаху, и по одежде на ощупь. А могут ли они их узнать среди других детей по ладошке? Тем более, когда таких детей несколько, да и узнавать надо с закрытыми глазами? Кому труднее будет это сделать, маме или папе? Упражнение проводится с закрытыми глазами. Детям настолько нравятся эти игры, что иногда тренеру надо приложить усилия, чтобы их закончить.

Основная часть. Родители с завязанными глазами ощупы­вают руки детей, стараясь найти своего ребенка. Для родите­лей и детей это может оказаться очень значимой ситуацией (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, иногда тренер должен незаметно по­мочь родителю найти руки его ребенка.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Почему воз­никли трудности при нахождении своего ребенка? С чем это связано? Почему некоторые родители несколько раз сразу же определяли своего ребенка? С чем это связано?

Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность), работа с семьей

Возраст: 9-11

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


Занятие 3"Чьи это руки – 2?".


Проводится с участием детей разного возраста.

Вводная часть. Своих детей родители могут узнать и из­дали, и по запаху, и по одежде на ощупь. А могут ли они их узнать среди других детей по ладошке? Тем более, когда таких детей несколько, да и узнавать надо с закрытыми глазами? Кому труднее будет это сделать, маме или папе? Упражнение проводится с закрытыми глазами. Детям настолько нравятся эти игры, что иногда тренеру надо приложить усилия, чтобы их закончить.

Основная часть. Родители с завязанными глазами ощупы­вают руки детей, стараясь найти своего ребенка. Для родите­лей и детей это может оказаться очень значимой ситуацией (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допустить эксцессов, иногда тренер должен незаметно по­мочь родителю найти руки его ребенка.

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Почему воз­никли трудности при нахождении своего ребенка? С чем это связано? Почему некоторые родители несколько раз сразу же определяли своего ребенка? С чем это связано?

Факторы: новообразования (самоидентификация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность), работа с семьей

Возраст: 9-11

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


Занятие 5"Личная жизнь ребенка".


Материалы: отрезок веревки длиной 1 метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой семьи

Вводная часть. Значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как люди воспринимают ре­альность. Отношения симпатии и дружбы возникают чаще у людей, имеющих сходные характеры. Супруги, имеющие такие характеры, в большей степени удовлетворены своими супружескими отношениями, в большей степени понимают проблемы детей и строят семейную воспитательную систему схожим образом. Кроме того, в каждой семье ее члены связа­ны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье.

Основная часть. Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого семьи становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привя­зывает к веревке на поясе концы отрезанных от мотка длин­ных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом се­мьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти — десять.

Текст для тренера. «Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семей­ные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуа­цию и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться, или сын хочет поиграть в свои игрушки.

Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?

Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь».

Подведение итогов. Обсуждаются вопрос: Были ли в каж­дой семье дети? На сколько была ослаблена веревка у ребен­ка? Есть ли личная жизнь у ребенка? Должна ли быть личная жизнь у ребенка? Что такое личная жизнь ребенка? Нужна ли ребенку его личная жизнь? Почему родители так часто забывают о вопросах, перечисленных выше? Как разрешить эту проблему?

Факторы: работа с семьей

Возраст: 9-11

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».

«Диалог в рисовании»


Партнеры (например, родитель и ре­бенок) садятся друг против друга и молча поочередно обмени­ваются сообщениями в виде контуров, цветов, линий, исполь­зуя один лист бумаги. Когда разговор завершается, проводится обсуждение того, что хотел сказать партнеру каждый из учас­тников диалога, насколько его намерения были поняты партне­ром, работали ли участники диалога слаженно, понимали ли они друг друга. Особого внимания заслуживают случаи, когда партнеры модифицировали полученное задание в задачу созда­ния общего рисунка.

Факторы: социальные факторы (работа с семьей, социальная адаптация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 9-11 лет

Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ



Занятие7. «Совместное рисование»


Создание общего рисунка по об­щему замыслу, коллажа, фрески на стене. Важное значение придается здесь обсуждению замысла и планированию совмест­ной деятельности.

Вариации: каждый из партнеров в диаде задумывает, что он хотел бы нарисовать и, не сообщая друг другу о замысле, рисует вместе с партнером на одном листе бумаги, обмениваясь листом по принципу описанного выше диалога. После заверше­ния рисования проводится обсуждение рисунка. Учитывается: мера понимания замысла партнера, готовность изменить свой первоначальный замысел и подстроиться к партнеру, настаива­ние на своем в ущерб качеству продукта, общность продуктов (один единый рисунок или два разных в углах листа), степень согласованности действий партнеров, стремление контролиро­вать, планировать и регулировать действия партнёра и пр. Очень эффективно упражнение при работе с детско-родительскими отношениями. Инструкция может быть изменена и задание может быть сформулировано следующим образом: «Догадай­тесь, что хочет нарисовать ваш партнер, и помогите ему в этом».

Факторы: социальные факторы (работа с семьей, социальная адаптация), доступ к внутренним ресурсам (сензитивность)

Возраст: 9-11 лет

Источник: ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ, ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ



Занятие 8. «Семейное кукольное интервью»


В этой технике члены семьи и терапевт разговаривают друг с другом не непосредственно, а разыгрывая кукольный спек­такль. Каждый из участников может пользоваться одной или не­сколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для на­блюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выражен­ные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов се­мьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная ис­тория к функционированию семьи, — все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: «Зачем вы сю­да пришли?».

Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с деть­ми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе связан­ных с насилием в семье.

Факторы: социальные факторы (работа семьей)

Возраст: 9-11 лет

Источник: Малкина-Пых «Психосоматика. Новейший справочник».



Занятие 9. «Если бы я был…»


Техника представляет собой игру, в основе которой лежит задание завершить незаконченные предложения.

Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами дан­ного индивида, что помогает им сосредоточиться на том, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного человека он играет в своей семье и в обществе в целом. Технику можно использовать и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с «невер­бальной» семьей или взять под контроль «заинтеллектуализированные» разговоры в семье. Кроме того, психотерапевт может давать провоцирующие фразы, направленные на выяв­ление проблем, связанных с насилием или чрезмерно строгой атмосферой в семье.

Техника «Если бы я был...» может быть использована самы­ми разными способами, чаще всего в качестве стремительно раз­вивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того как все члены семьи справятся с заданием, пси­хотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсор­ным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:

• Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средст­вом, я (он, она, семья) был бы...

• Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы...

• Если бы я был цветом, я был бы...

• Если бы я был настроением, я был бы...

• Если бы я был грехом, я был бы...

• Если бы я был инструментом, я был бы...

• Если бы я был животным, я был бы...

• Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы...

• Если бы я был запахом, я был бы...

• Если бы я был едой, я был бы...

Игра протекает быстро — у членов семьи не должно быть слишком много времени для обдумывания ответов. Предпола­гается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем вос­произведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомменти­ровать предложения, составленные их ближними.

Факторы: социальные факторы (работа семьей)

Возраст: 9-11 лет

Источник: Малкина-Пых «Психосоматика. Новейший справочник».



Занятие 10. «Нарисуй сон»


Технику «Нарисуй сон» можно применять в любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными пациентами здесь явля­ются дети.

Открытая жестокость и ссоры в семье, особенно в том слу­чае, когда ребенок оказывается вовлеченным в конфликт роди­телей, скорее всего, будут наносить ему вред. Испытываемый ребенком стресс может еще более обостриться в том случае, когда взрослые члены семьи с недостаточной теплотой и лю­бовью относятся к ребенку, а также когда конфликты продол­жаются в течение долгого времени.

Роль ребенка в уменьшении, поддержании или обострении родительского конфликта еще недостаточно изучена, хотя на­блюдаемые у ребенка симптомы часто укрепляются вследствие того, что они играют центральную роль в преодолении или сгла­живании семейного конфликта.

Если идентифицированным пациентом является ребенок, терапевту часто оказывается сложным собрать информацию, ко­торую члены семьи считают неважной или не относящейся к делу. Проективная техника «Нарисуй сон» используется для оценки уровня дистресса ребенка и его восприятия семейной проблемы. Ребенок воспринимает эту технику как игру, и это часто помогает ему расслабиться и установить хорошие отно­шения с психотерапевтом.

Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в посте­ли, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь, как на карикатурах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снит­ся кошмар, и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон: «Это мальчик, которого зовут так же, как тебя, может быть, это даже ты, и ему снится плохой сон. Не мог бы ты на­рисовать мне этот сон?» Связав рисунок, изображающий дур­ной сон, с реальными жизненными событиями, такими как ссо­ры родителей, сцены насилия, можно помочь ребенку понять смысл его огорчений. Такое понимание часто сразу же прино­сит облегчение.

Затем терапевт с согласия ребенка предлагает показать ри­сунок страшного сна родителям, так как это может помочь им понять его чувства и проблемы. Терапевт предоставляет ре­бенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в создании труд­ностей в жизни ребенка.

Факторы: социальные факторы (работа семьей)

Возраст: 9-11 лет

Источник: Малкина-Пых «Психосоматика. Новейший справочник».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМ

Автор: Жумажанова Толкын Рамазановна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "СКАЗКОТЕРАПИЯ"
    ["seo_title"] => string(15) "skazkotierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "264492"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449735972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства